Пояснительная записка к мультимедийной презентации
Собеседник полей и озёр
Исаак Ильич Левитан
Автор - учитель начальных классов Жилинскас Елена Викторовна
МБОУ Гимназия №46 города Кирова
Предмет: окружающий мир 4 класс
Тема: : «Художники ХХI века. Исаак Ильич Левитан»
УМК «Начальная школа ХХI века»
Учебник
авт. Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир 4 класс» (2 часть) стр. 111
Издательство «Вентана-Граф»
Дидактические цели:
- Познакомиться с творчеством И.И. Левитана
- Расширить знания о пейзажной живописи.
- Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие.
- Формировать умение создавать собственные высказывания разных типов (описание, повествование)
- Развивать у учащихся вкус к точному, образному языку.
- Способствовать расширению кругозора.
Краткая аннотация
Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника –пейзажиста И.И.Левитана. Учатся анализировать картины по композиции и изобразительным средствам. Подробнее рассматривается картина «Над вечным покоем». Детям предлагается викторина (слайд №19,20,21,22) по картинам художника. Знакомятся с домом-музеем в г.Плёсе.
Справочный материал о художнике
ЛЕВИТАН ИСААК ИЛЬИЧ (1860—1900)
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в семье служащего. Потеряв в детском возрасте отца и мать, Левитан вынужден был сам добывать себе средства к существованию. Его детство было настолько тяжелым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нем.
Двенадцати лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и вскоре стал привлекать внимание всей школы своими работами. И в классах училища, и во время летних каникул Левитан работал много, упорно, хотя все ему давалось легко. Его учителя А. К. Саврасов и В. Д. Поленов помогали ему расти с каждым годом.
Уже в ранних ученических работах проявилось свойственное Левитану поэтическое восприятие природы. В 1879 году он написал картину «Осенний день в Сокольниках». Картина была представлена на выставку, и ее приобрел П. М. Третьяков для своей галереи. А было художнику тогда только 19 лет.
«Осенний день в Сокольниках» — первая картина выдающегося русского художника Исаака Левитана, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой»,— писал об этом полотне писатель Константин Паустовский. С этих пор Левитан входит в русскую живопись как мастер «пейзажа настроения».
Одна из самых значительных страниц биографии Левитана — его дружба с А. П. Чеховым. Чехов и Левитан — ровесники. Они познакомились в начале 80-х годов. Лето 1885 года вместе провели в деревне Бабкино. Это лето было очень плодотворным для обоих, как, впрочем, и все годы дружбы. Художник создает картины «Березовая роща», «Первая зелень», «Май». Самое простое и обыденное он сумел показать необыкновенно лирично и трогательно.
К. Г. Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего. Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становятся неброская красота и тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.
В поисках новых мотивов, глубоких и сильных ощущений Левитан в 1887 году совершил первую поездку на Волгу. Волга взволновала художника, он пишет Чехову: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней». Четыре года подряд ездил художник на великую реку и каждый раз возвращался с массой этюдов. Левитан написал на Волге множество картин, среди которых «Пасмурный день на Волге», «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «После дождя. Плес». Самый яркий образ великой реки создан на полотне «Свежий ветер».
В 1891 году поэтическая картина Левитана «Тихая обитель» на XIX выставке передвижников подтвердила его славу крупнейшего мастера русского искусства. Именно о ней писал Чехов сестре: «Был я на Передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор». Новых высот достигает Левитан в картинах «У омута», «Владимирка», «Над вечным покоем»
...Грязные тучи над тяжелой серой водой. На высоком берегу старая церквушка. Тут же заброшенное кладбище. Суровый ветер клонит деревья. Но как тепло светится написанный Левитаном огонек в узком церковном окошке.
Темная вода, темное небо, холодный ветер, но рядом с этой природой живут люди. Природа и человек для Левитана — одно целое. Когда Левитан писал эту картину, он просил играть ему на фортепьяно Героическую симфонию великого композитора Бетховена.
Новый период в творчестве Левитана начинается с середины 1890-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений, стоящих в одном ряду с шедеврами русской пейзажной живописи. Это жизнеутверждающие произведения «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода» и другие.
«Золотая осень». Белые стволы и глянцевые листья берез, праздничная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. Праздник золота и синевы! Бодростью заряжает нас этот погожий осенний день. Но где-то в глубине души грусть от того, что вскоре кончится праздник, а за ним придет белый зимний сон. Правда, грусть эта светлая, ведь мы знаем, что потом снова будут зелень и голубизна, потому что природа вечна и всегда прекрасна.
Русская природа была единственной темой всех произведений Левитана. За границей природа не увлекала его, не вдохновляла на творчество. С какой любовью он писал родные овражки, перелески, полянки! В его пейзажах ожило скромное очарование русской природы.
В 1898 году Левитан начал преподавать в училище, в котором учился сам. Он мечтал создать Дом пейзажа — большую мастерскую, в которой работали бы все русские пейзажисты. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами.
В 1899 году, накануне Нового года, Левитан приехал в Крым к Чехову. Писатель поведал художнику, как тоскует он на берегу синего моря по речке, по березовой роще. Левитан попросил кусок картона и принялся за работу. Он написал широкий луг и на нем темные стога скошенного сена. Над землею между стогами тянется белый туман, вдали чернеет лес. Над лугом — луна, которая освещает землю и макушки стогов. Левитан уехал, а его картина «Сумерки. Стога» осталась в кабинете Чехова на память.
Свою последнюю большую картину художник назвал «Озеро. Русь». На ней широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем, на дальнем берегу поля, деревушка, купол церкви. Полный света и воздуха пейзаж вызывает радостное настроение. Картина несет в себе жизнеутверждающий заряд. Трудно поверить, что такую картину написал смертельно больной художник.
Творчество Левитана — это целая эпоха пейзажной живописи. Его наследие огромно: акварели, живописные полотна, пастели, графика, иллюстрации. «Поэтом русской природы» справедливо называли Левитана современники.
Художник показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже — его душу, его очарование
Левитан всю свою жизнь стремился сделать пейзаж эмоциональным и поэтичным, выразить в нем мечту о достойной человека, прекрасной жизни. И это удалось ему в полной мере.
Информационные источники:
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир в произведениях живописи. Методические рекомендации» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2006
В.И Воробьёва, С.К. Тивикова «Сочинения по картинам» Москва «Астрель» 2002
Н.В.Краснов «Беседы по искусству» Ленинград Учпедгиз 1962