Урок чтения по теме: "Весна идёт"
Цели:
- Учить работать с текстом: прозой, стихотворениями
- Способствовать пониманию учащимися художественного произведения
- Формировать навыки выразительного чтения; углубить, расширить образные представления весенних картин, возникших в воображении детей.
- Работать над развитием речи, творческих способностей.
- Воспитывать любовь к природе, языку.
Ход урока
Введение в тему урока.
Учитель: В марте первого числа в гости к нам пришла--------------
- Как вы догадались?
-Да я сказала, что 1 марта, и вы поняли. А давным – давно не было у людей ни телевидения, ни радио, ни календарей. Как они знали, что весна наступает ?
- У нас есть календарь и какое сегодня число? 18 марта, значит, весна что делает?
Сообщение темы урока. Весна идет.
Учитель:
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали: небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из открытого окна,
Раздался свет, запели птицы,
Дохнула жизни глубина.
За окном весна. Весной мы чаще и шире открываем окна, чтобы свежий весенний воздух наполнил наше жилище. Открытое окно, пусть оно станет символом нашего урока.
Работа со стихотворением В. Берестова “Воробушки”
Учитель: Выглянем в окно. Что услышим и увидим? Хотите узнать, о чем поют воробушки? Прочитайте стихотворение.
– Прочтите фамилию автора.
– Как называется стихотворение?
– Какие чувства вызывают у вас эти строки?
– Какие трудности возникают у птиц зимой?
– Как вы можете им помочь?
– Назовите зимующих птиц нашего края.
– Какие птицы улетают в теплые края?
-Почему в некоторых городах и странах поставлены памятники воробью?
Учитель: Выглянем в окно еще раз, что еще увидим?
Чтение стихотворения Р. Сефа «Чудо».
– Как вы думаете, о чем это произведение? Может оно и не о весне?
– Объясните значение слова «чудо».
Чудо – нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное.
– Какими близкими по значению словами можно заменить слова:
Возле – рядом;
Сквозь – через.
– Прочтите это стихотворение, соблюдая знаки препинания.
– Какое чудо описывает автор?
– Какие чувства у вас возникли при чтении этого произведения?
- Перепутанные логические цепочки. Работа в парах.
-Если бы березка умела говорить, как воробушки, что тогда…..?
- А если бы асфальт мог говорить, что он сказал бы?
Оцените себя, всё ли вам понятно и справились ли вы с работой в парах.
-Вспомните и расскажите друг- другу случаи, когда вы испытывали радость от наблюдения за жизнью животных, растений.
Приведите несколько примеров.
- Оцените работу в парах.
Физкультминутка.
Весна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт - торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
-Прочитайте стихотворение Аполлона Майкова « Христос Воскрес».
И еще раз прочитайте, отмечая карандашиком
V знаю это
+ новое
- не знал, думал иначе
? не понял, есть вопросы
- Давайте выясним по словарю значение непонятных слов. Чтение еще несколько раз, по столбикам…. Выразительное чтение.
- Кто такой Иисус ? (небольшой рассказ учителя)
Предлагаю вам посмотреть мультфильм о воскресении Иисуса Христа и обратите внимание на то, как показано наступление весны.
Учитель:
Весна — это пора обновления , пробуждения и новой жизни не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением.
Учитель:
Посмотрите, насколько разнообразна и великолепна цветовая гамма весны. Вот из-за этого весна и волновала сердца настоящих художников.
Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела, поэты - через художественное слово, изобразили пробуждение природы ,тем самым подчёркивая красоту русской природы, и призывали своими произведениями любить родную землю. Таких произведений огромное колличество, и у композиторов, и у художников, и поэтов, писателей. Вы будете с ними знакомиться далее.
Учитель: А сейчас, составьте синквейн по теме урока. В конвертах у вас есть слова поставьте их в пять строк.
Зачитывание. Оценивание себя.
Итог урока.
Учитель:
- Расскажите, что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какие произведения читали? Что общего в моделях этих произведений? Чем отличаются?
- О чём эти произведения?
- Чтобы вы сейчас ещё раз хотели перечитать?
Домашнее задание.
- С родителями сходите на прогулку в лес, поле, на речку, вдохните запахи весны, послушайте её голоса и на следующих уроках расскажите о том, что увидели.
- Кому понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.