Презентация на тему "Оренбургский пуховый платок" знакомит учащихся с понятием "платок", историей появления головных уборов наших предков, предшественниками платка на Руси, обычаями, связанными с ними и с особенностями пуховязального промысла, который зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, видами оренбургских платков (шаль, платок, палантин).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Оренбургский пуховый платок" »
Государственное образовательное учреждение Тульской области «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернатдля обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
Презентация по теме
Оренбургский пуховый платок
Автор – Юнг Е.А., учитель начальных классов, ЦДО
2014
Оренбургский пуховый платок
Сегодня мы поговорим о русских платках. Наша экскурсия состоится в виртуальный музей экспозиции
«Оренбургский пуховый платок»
Ты знаешь, что такое платок?
Платок – аксессуар, представляющий собой кусок текстиля, чаще всего прямоугольной, квадратной или треугольной формы. Является предметом мужского, женского и детского гардероба. Платок может быть носовым, головным, шейным, нагрудным. Дизайнеры также предлагают использовать данный аксессуар в качестве ремня, браслета, топа и пр. Платки могут изготавливаться из шелка, хлопка, шерсти, синтетических материалов, ситца, льна, пуха, смесовых тканей.
Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой - убрус, которым женщины покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль». Производство русской шали началось в самом начале XIXв., но первые образцы подражали восточным.
Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Девушки так и делали, выйти простоволосой не то, что из дому, даже из своей горницы считалось позором «грехом». А «окосматеть» женщину, то есть совать головной убор, было тяжелой обидой и даже преступлением. Платок для женщины был обязательной частью гардероба. Две трети жизни она проводила в нем.
Еще в древности легко было определить по наряду девушку, ее возраст- совершеннолетняя или нет, можно ли сватать. А вот замужем или нет - об этом говорил в первую очередь головной убор. До замужества головной убор не покрывал головы, оставляя волосы открытыми. Носили на лбу маленькие тесемочки, взрослея, вместе с понёвой они получали «красу» девичий венец. Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью, это обычай был связан с верой в магическую силу волос. чтобы «сила», заключенная в них, не повредила новому роду. Во время свадьбы жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался, таким образом, ее мужем и господином. Женщины-славянки в древности не носили шапок, считавшихся, мужской принадлежностью.
Тесёмка
«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора
«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора
невеста
замужняя женщина
Города Оренбург и Павлов Посад наверняка остались бы для иностранцев не более чем точками на карте Российской глубинки, если бы не платки, выпускаемые местными мануфактурами вот уже несколько сотен лет. Эти аксессуары стали неотъемлемыми символами нашей страны, наряду с матрешкой, самоваром, гжелью и хохломой. Оренбургские и павлопосадские платки знают, носят и ценят во всем мире.
Оренбургский пуховый платок - художественный промысел
традиционного народного искусства России.
Вязание платков из козьего пуха-древний промысел зародивший в Оренбургском крае еще 250 лет назад.
Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка и теплы, как ладони матери.
Оренбургский платок — ажурный вязаный платок из пуха оренбургских коз, самого тонкого в мире. Нить для вязки состоит из шелковой или хлопковой основы и пуха. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка и теплы, как ладони матери.
Оренбургские платки тонкие, мягкие, невесомые и при этом удивительно теплые. Они идеальны для зимних и осенних холодов.
Лучшие вязальщицы живут, как правило, не в Оренбурге, а в деревнях с вековыми традициями пуховязания: "Да что с тебя взять? Ты даже платок связать не можешь!" - такие слова можно было услышать городской девушке в местных деревнях. Хотя в Оренбурге, конечно, тоже пуховязальный промысел стоит не на последнем месте.
География
Легендарные оренбургские пуховые изделия вяжутся по всей Оренбургской области, насчитывающей 35 районов и 12 городов. Различия в узорах, в тонкости изделий, в используемом пухе - не то, что каждый район, а каждое село может иметь свои традиции.
Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района
Казалось бы, зачем было в XVIII веке тратить время на узоры при вязании в глухой российской провинции? Но русские казачки решили иначе и явили миру рождение знаменитого оренбургского платка. С тех пор узоры на платках - фирменная марка Оренбургского региона. Веками выработаны классические узоры, приводящие в изумление иногородних гостей.
Оренбургские платки различаются по тонкости: есть как толстые чрезвычайно теплые изделия, так и восхитительно легкие и тонкие. За свою изумительную тонкость ажурный платок получил название «паутинка». Иной раз боязно до нее дотронуться - кажется, вот-вот порвется. Но тем и славны оренбургские платки и паутинки: это не столько сувениры, сколько практичные изделия, готовые служить десятилетиями для своей хозяйки.
Пух.
Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области.
Такого пуха нет нигде. Ни в Ирландии, ни в Тибете, ни в Южной Америке. Знаменитый оренбургский пух. Именно за ним еще век назад приезжали иностранцы в далекие оренбургские земли. Коз вывезти не получалось: и в Европе, и в Южной Америке они быстро теряли все пуховые свойства.
Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.
Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти.
Вот так выглядит пряжа, созданная из пуха оренбургских пуховых коз.
Виды оренбургских платков
Оренбургские платки бывают нескольких видов: шаль, паутинка, палантин.
шаль
простой пуховый платок — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
Шаль
паутинка
ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
Красивые узоры паутины в природе .
Паутинка
палантин
тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке
Палантин
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Через кольцо проходят только платки ажурной вязки. За свою изумительную легкость они получили название "паутинки". Они также могут сохранять тепло, но в первую очередь они ценны красотой, а не теплом. Также проходят через кольцо палантины. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.
На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц. В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах.
Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.
Известность в России
Оренбургский платок - единственное изделие российских промыслов, упомянутое в песне, ставшей широко известной. Конечно, написать стихи к песне их автор, Виктор Боков, мог только в Оренбурге и только после покупки настоящего оренбургского платка. И до сих пор оренбургские платки приводят в восторг. Старшее поколение ценит тепло, молодое же поражается, что «старый советский» бренд изумительно красив и моден.
Крупнейший оренбургский пуховый платок в России 4х4метра
Одной из известных пуховниц Оренбургской области является Магинур Абдуловна Хусаинова из с. Сакмара. Ее работы хранятся в музеях России, Японии и Малайзии, в частности, в Музее исламского искусства в Куала-Лумпуре и Музее искусства Азии.
Несмотря на большие трудности в вязании платок отличается высоким художественным качеством.
Вязальщицы работают с вдохновением, вкладывают в дело много любви, вкуса, творчества и инициативы.