Презентация "Основные направления и формы деятельности учителя-дефектолога(сурдопедагога).
Презентация "Основные направления и формы деятельности учителя-дефектолога(сурдопедагога).
В презентации " "Основные направления и формы деятельности учителя-дефектолога(сурдопедагога) представлено несколько разделов:что такое сурдопедагогика,основные цели занятий с учителем-дефектологом,должностные обязанности,права учителя-дефектолога,особенности профессии учителя-сурдопедагога, советы и рекомендации родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Основные направления и формы деятельности учителя-дефектолога(сурдопедагога).»
"Основные направления
и формы деятельности
учителя-дефектолога
(сурдопедагога)"
Сурдопедагогика
– это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики – не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром.
Дефектология тесно связана с такими науками как: психология, медицина, педагогика и др.
Дефектолог-сурдопедагог - это тот же логопед. Только работает он с детьми, имеющими проблемы со слухом.
Основные цели занятий с учителем-дефектологом:
создание положительной
мотивации к обучению;
1
• восполнение дефицита общих знаний,
знаний по ФЭМП, развитию речи,
обучению грамоте, чтению, игре,
конструированию;
2
4
осуществление начального этапа коррекции
3
Должностные обязанности
1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у детей и взрослых с нарушением слуха.
2. Обследует детей и взрослых с нарушениями слуха, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
3. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций, развитию слухового восприятия и речи детей и взрослых с нарушениями слуха.
4. Работает в тесном контакте с педагогами на местах (занимающихся с посещающими НИИ детьми и взрослыми в других учреждениях): дает рекомендации, беседует с ними, посещает их занятия и уроки.
5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям и взрослым, имеющим снижения слуха .
6. Ведет необходимую документацию.
7. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
8. Использует в своей работе авторские программы коррекционно-педагогической помощи детям и взрослым с нарушенным слухом.
9. Реализует реабилитационные и образовательные программы.
10. Соблюдает права и свободы детей и взрослых, содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.
11. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
12. Участвует в деятельности конференций, методических объединений и других формах методической работы.
П Р А В А
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) вправе:
1
2
Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
Привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на него с разрешения руководителя учреждения.
3
Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
Ответственность
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Особенности профессии
Если глохнет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а порой он уже владеет профессией, при которой глухота – дополнительная трудность, но не катастрофа.
У ребёнка – всё иначе. Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные школьные занятия, сказки по телевизору, непринуждённые разговоры с ребятами во дворе.
И таким детям нужна помощь сурдопедагога. Он учит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучает его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах).
Слабослышащему человеку может помочь слуховой аппарат. Но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь – кохлеарная имплантация (в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв).
Высококвалифицированный сурдопедагог выполняет ряд профессиональных задач:
• выявляет снижение слуха у детей;
• проводит углубленное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха;
• разрабатывает индивидуальные программы по тренировке остаточного слуха и по компенсации нарушений (обучение жестовой речи и пр.)
• создает условия для всестороннего развития детей с нарушением слуха с учетом их индивидуальных особенностей;
• консультирует детей и их родителей и т.д.
Рабочее место
Сурдопедагоги работают в школах и детских садах для детей с нарушенным слухом.
В специальных классах для слабослышащих детей в обычных школах.
Также они нужны в медицинских учреждениях, в консультационно-реабилитационных центрах.
Сурдопедагог в обычной школе.
Содержание труда учителя-дефектолога шире, чем у учителя массовой школы. Это связано с необходимостью преодоления последствий влияния дефекта на развитие личности школьника и соответственно более специфической подготовкой учащихся к самостоятельной жизни.
Как правило, все специальные школы являются интернатами. И это понятно: затруднительно создать необходимые условия для всестороннего развития аномального ребенка в семье или в обычной школе. Отсюда вытекает и особенность работы учителя-дефектолога с родителями учащихся. От них дефектолог получает сведения об условиях, в которых рос и воспитывался ребенок, о времени и особенностях проявления тех или иных отклонений в физическом или психическом развитии, отношении к ребенку и т. д.
Нередко отклонения в развитии ребенка определяются не только дефектом, но и являются следствием и неправильных приемов воспитания и отношения к нему из-за отсутствия необходимых знаний у родителей.
Поэтому перед учителем-дефектологом стоит еще и задача вооружения родителей необходимыми знаниями и умением семейного воспитания аномальных детей. Нередко дефектологу приходится проявлять такт и умение убеждать родителей, чтобы те осознали необходимость поместить ребенка в специальную школу.
Советы родителям:
не бойтесь обращаться за помощью к учителям-дефектологам;
самостоятельно не учите читать детей, не зная прогрессивных методик;
и, наконец, помните, что плохое чтение ведет к вопиющей безграмотности. А если нет грамотного языка, то нет и мысли.