Солтүстік Қазақстан облысы
Есіл аудандық білім беру бөлімі
Чириковка орта мектебі
Северо-Казахстанская область
Есильский районный отдел образования
Чириковская средняя школа
Сөз табының ханшайымы
Әдістемелік құрал
Королева частей речи
Методическое пособие
Мұғалім: Дюсембаева К.Б.
Учитель: Дюсембаева К.Б.
Чириковка
2010 жыл
Автор – составитель: Дюсембаева К.Б
- В методическом пособии представлены материалы по русскому языку по теме «Имя существительное» для учащихся начальных классов. Занимательные девизы, веселые запоминалки, опорные схемы, игры, кластеры, игровые приемы, кроссворды, сказки пробуждают интерес к предмету, способствуют более успешному усвоению учебного материала, развивают творческие способности учащихся.
- Пособие адресовано учителям начальных классов. Материалы работы можно использовать на уроках, во внеклассной работе.
Введение Расти знания, умножай мастерство. Абай Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься предметом порождает неграмотность, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят «мертвыми», потому что мы, учителя, недооцениваем самого слова, а тем более, если это слово – грамматический термин. Сделать многие понятия «живыми» для учащихся можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Трудный материал, «сухие» правила запоминаются без особого труда, если при объяснении на уроках использовать разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные таблицы, занимательные истории благотворно влияют на отношение ребят к предмету, способствуют развитию у них логического мышления, наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Цель : дать учителю прекрасную возможность вырастить из «неразвернувшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания грамотного языковеда.
Содержание
1. Введение
2. Королева частей речи
3. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
4. Собственные и нарицательные имена существительные
5. Род имён существительных
6. Число имён существительных
7. Падеж и склонение имён существительных
8. Три склонения имён существительных
9. Несклоняемые существительные
10. Разносклоняемые существительные
11. Падежные окончания имен существительных
12.Словообразование существительных
13.Диаграммы Венна
14.Тесты
15.Приложение. Урок русского языка во 2 классе
16.Список использованной литературы
Занимательные девизы – это один из организационно – методических приемов, которые нацеливают на урок и включают учащихся в учебную деятельность.
Учите с душой, усердием, трудом.
Вас ждет великая награда
И та награда – в нем самом.
- Если штурмуешь знания круги,
выучи русский язык!
Будем знать и все уметь!
- Никто не знает так много,
Как все мы вместе
- Мало знать, надо применять.
Мало хотеть, надо делать.
- Без хорошего труда не будет и плода.
- Время даром не терять.
Все учить, работать, выполнять
- Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Весёлые запоминалки убеждают учащихся, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах русского языка.
Все предметы привечает,
На вопросы Кто? и Что?
Предметы отвечают.
Небо, звезды, листопад,
Книга, парта, лимонад,
Восток и запад - части света,
Сахар, сладости, конфеты…
Зелень, желтизна, белила,
Которыми стены я в доме белила.
В спорте: выступленья, эстафеты.
Все это мы зовем Предметы.
«Я слово удивительное» - сказала существительное.
Обозначаю я предмет, - всему опора – спору нет.
И скажу: «она, моя»
И запомню род мужской
И опять скажу: «он, мой»,
Средний род – оно, мое!
Это правило – твое!
Падеж этот удивительный
Называют не зря именительным
Всему он на свете слово найдет
Именем разных всех назовет
Его заботой лишь одно:
А это кто? А это что?
А еще запомни надлежащее
В речи является он подлежащим
Я называюсь дательным
Работаю старательно.
Кому отдать?
К чему призвать?
Лишь только я могу сказать
С предлогами « к » и « по » дружу
Но и один гулять хожу.
Я из дома убежал
Я до вечера гулял
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать
Я на это начихал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски
Я, я творительный падеж
Исполнен всяческих надежд
Творите! С кем ?
Я подскажу вам – нет проблем.
Предлогам « перед », « под » и « над »
В любой момент я очень рад.
А я винительный падеж
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю
Для них «пятерки» я ловлю
Кого позвать, во что играть
Готов ребятам подсказать
Не прочь с предлогами дружить
Но и без них могу прожить!
В конце имеют А и Я .
Это первое склоненье
Вы запомните, друзья.
Я падеж особенный
Все должны об этом знать
Я дружу с предлогами
Без них мне не существовать
Так как без предлогов никак не обойдусь
Потому предложным падежом зовусь.
Разжигайте в сердце пламя
Молодое наше племя.
И бегут пути, дороги,
И сомненья, и тревоги…
Держим крепче ноги в стремени,
Одолеем тяжесть бремени.
А грядущие времена
Вспомнят наши имена.
- «Нас никому нельзя склонять.
Нас бесполезно изменять.
Об этом в школе знают все», -
Сказали радио, шоссе,
Бюро, и кофе, и кафе,
Кино, пальто, такси, купе.
Сказочный дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника.
Королева частей речи. Кот: Уважаемое существительное, почему вы так популярны? Существительное: Это понятно любому, кто хоть раз слышал мое имя. Я – самая главная часть речи в русском языке. А может быть, во всех языках мира, кто знает. Мне подвластны все шесть падежей, все три склонения (и первое, и второе, и это капризное, третье, из-за него всегда столько путаницы в окончаниях!) Мне безоговорочно подчиняется мужской , женский и средний род. Вы видите, я богата, знатна и горжусь своим положением. Кот: Я не хотел бы вас обидеть, но, по-моему, по кошачьи, вы преувеличиваете свою роль в языке. Существительное: С чего вы это взяли? Вы просто малограмотный кот и не знаете русского языка. Кот: Вы зря обиделись, еще и меня обижаете, давайте посмотрим: падежи служат не только вам, но всем именам – и Прилагательному, и Числительному, и Местоимению. Род тоже не так беззаветно предан вам: и Прилагательные, и часть Числительных, и некоторые Местоимения легко находят с ним общий язык. А что касается вашей значимости, я имею ввиду значение предметности, так ведь местоимения легко заменят вас в языке. Существительное: Вы, верно, сошли с ума. Местоимение заменят меня! Это же абсурд, у них даже значения нет собственного, они – моя тень! Кот: Вы опять не справедливы. Не только вас они замещают, но и Прилагательные, и Числительные. Но я не хочу ссориться с вами: вы действительно не заменимы. Вас в языке 40%, в то же время как Глаголов только 26 %. Существительное: То-то же! А то выдумали – сравнивать меня с местоимениями. Это додуматься надо! Кот: Прошу вас, не сердитесь и не обижайте других: в языке важны все, даже крохотные Частицы, даже Междометия, даже Союзы – нельзя ни от чего отказаться. Существительное: Ладно, я соглашусь с этим только в том случае, если вы провозгласите меня королевой Морфологии. Кот: Боюсь, король Морф будет возражать. Существительное: Тогда Королевой частей речи Кот: Ну ладно, я посоветуюсь. До свидания, ваше будущее величество. Существительное: До свидания. Я назначу вас придворным ученым. До свидания, подданный.
Сказка об имени существительном Давным-давно была страна слов, в которой жили имена существительные. Грустная это была страна: каждое слово было само по себе, никак не изменялось, никогда не улыбалось и с другими словами не дружило. Однажды пришел в эту страну мудрец. Увидел, что невесело живется словам и предложил им свою помощь. Тем словам, которые приходили к нему, мудрец дарил новые окончания, учил склоняться по падежам и изменяться и дружить друг с другом. Решили имена существительные объединиться в три группы, которые назвали склонениями. Но некоторые слова не пошли к мудрецу, не захотели менять окончания и решили не склоняться. Что же это за смельчаки такие? Это несклоняемые, которые так и не склонили головы перед мудрецом и это разносклоняемые, которые не знали, где же им можно преклонить голову.
Сказка «Собственные и нарицательные имена существительные» - Как ты думаешь, зачем собаку называть дважды: один раз собакой, а другой – Шариком или Рексом? – полюбопытствовал как-то Незнайкин. - В этом случае нужно не думать, а знать, - отвечал Знайкин. Если хочешь назвать любую из собак, чтобы отличить её от других животных, например, от кошки, используешь нарицательное существительное собака, если тебе нужно назвать только одну собаку, чтобы выделить её среди других, берешь имя собственное Шарик или Рекс и др. Собственные имена выделяют и одного человека (Иван Иванович Иванов), и газету («Известие»), и корабль («Грозный»), и многое другое. Понятно, - проговорил Незнайкин, - я всегда так и делал, только не знал, почему я так поступаю.
Сказка « Как у существительных род появился». Сначала все существительные были очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награжден» А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали они про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром они принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул и стол, и дом, и мир, и много других). То есть слова, которые оказались у жены, будут женского рода (Туда попали земля, луна, весна и многие др.) А те, что остались неопределенными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода). Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.
Сказка «Число имен существительных». Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал председатель. Существительное, подсчитывайте количество голосов. Много! – моментально отвечало то. Вы же не считали, - укоризненно покачал головой председатель. Много! – тут же повторило Существительное Вы не хотите считать?! Товарищ председатель, вступил Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное число со значением неопределенного множества. И кто же подсчитает нам голоса? Числительное! – хором выдохнул зал. Итак, у существительного две формы числа – единственное и множественное. Однако некоторые существительные имеют форму только ед. числа или только множественного числа (каникулы)
Сказка «О падежах». Он еще не родился, а уже думали Какое дать ему имя, и решили Назвать – именительный. Родился, стал – родительный Это имя ему еще больше понравилось, Он был малышом, ему все давали, и он Стал – дательным Но он был большим баловником, За всяческие проделки его винили, и Он стал – винительным. Потом он подрос, стал творить добрые дела И называться стал – творительным Он всем стал предлагать свою помощь, О нем все заговорили и называли Теперь – предложным.
Сказка «Не сможет прожить». У падежа спросили: А зачем нужны вы существительному? Без меня нельзя, - отвечал Падеж, - я указываю на отношение моего хозяина-существительного к другим словам в предложении. А как именно? Я могу указать на отношение действия и места ( сидеть на стуле , идти лесом), действия и орудия ( бить молотком, писать пером ), действия и объекта ( читать книгу, собирать ягоды) , целого предмета и его части ( ветка березы, стрелка прибора ) и многое другое. Без меня существительное не проживет.
Сказка «Царство мя – мя». В одной деревне жили – были 10 братьев и их отец. У каждого из братьев было своё назначение. Бремя носил дрова и прочие тяжести. Время следил за временем. Вымя доил корову. Знамя каждое утро поднимал флаг. Имя давал имена и прозвища. Пламя разводил огонь. Племя помогал отцу следить за порядком. Семя ухаживал за огородом. Стремя занимался лошадьми. Темя планировал хозяйство, а отец Путь дома бывал редко. Он ездил на рынок и делал необходимые покупки. Жили они дружно и счастливо, потому что у каждого было свое дело.
Сказка «Мямяляндия». В русском языке есть страна Мямяляндия, в которой живут десять родных братьев и один двоюродный. Их имена: Время, Вымя, Бремя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя и Путь. Путь был царём и правил своим царством справедливо. Однажды пришел к Пути его брат Время и говорит: «Дорогой наш царь Проверятель Путь, тут один мальчишка буквально оскорбил меня. Он не правильно произнес мое имя. Он сказал: «Сколько время?». - Ведите ко мне этого самозванца и все соберитесь здесь, - приказал царь. Вскоре мальчика привели к царю. - Мой достопочтенный брат Время сказал, что ты оскорбил его имя. Так ли это? - Да, - откровенно сказал мальчик. - Разреши я обожгу его! – вскипел Пламя. - Постой! Остынь! – сказал царь Племени. - Просклоняй Время правильно - сказал Путь мальчику. - Сколько время? - Подумай и попробуй еще раз, а то всю жизнь будешь писать имя моего брата Время. Я даю тебе еще один шанс. - Сколько времени, - после долгой паузы сказал мальчик. - Вот теперь правильно, - сказал царь, - хвалю. И с тех пор никто не стал делать ошибок в этих словах, так как боялись ошибиться и потом всю жизнь писать то слово, в котором ошиблись.
Опорные схемы, кластеры, диаграммы Венна – это выводы, обобщения, которые на глазах учеников находят графическое выражение, а также способы, облегчающие ученикам понимание и запоминание материала.
М.р
Ж.р
Ср.р
Опорная схема Кто? 1.Начальная форма (И.п. ед.ч.) Что? 2.Постоянные признаки а) собственные и нарицательные б) одушевленные и неодушевленные в) 3 рода (м.р ж.р ср.р) г) 3 склонения 1 скл. м.р. ж.р. 2 скл м.р. ср.р. 3 скл ж.р. 3. Непостоянные признаки 6 падежей 2 числа (ед.ч и мн.ч.)
с
А
Я
О
Е
Кластер Кто? Что? (одушевленные) (неодушевленные) Кластер Нарицательные Собственные (город, девочка, страна) (Казахстан, Астана, Ишим)
Имена существительные
Имена существительные
К мужскому роду Он мой (мальчик) Общему роду ( работяга) Женскому роду Она моя (девочка) среднему роду Оно мое (солнце)
Существительные
относятся к
Единственное - Множественное
число число
(сад) (сады)
Число имен
существительных
Только
в единственном
числе
(сметана)
Только
во множественном
числе
(очки)
Женский род Мужской род Средний род - и (- ы) - и (- ы) - а (- я) книг - а (- я) слов словар профессор
Именительный падеж множественного числа
и
а
и
а
а
Им.п Я кто? что? 1скл. 2 скл. 3 скл. Р.п нет кого? чего? 1 скл. 2 скл. 3 скл.
е
о
я
и
а
У. от, до,
Из, с, без,
Около,
Вокруг,
Для,
после
и
ы
я
Д.П рад кому? 1 скл. 2 скл. 3 скл. чему? В.П вижу кого? что? 1 скл. 2 скл. 3 скл. куда?
у
е
и
К
ПО
ю
у
а
о
В, во,
н, за,
через,
про
ю
я
е
Т.П д оволен кем? 1скл. 2 скл. 3 скл. чем? П.П думаю о ком? 1 скл. 2 скл. 3 скл. о чем?
ой
ом
ю
С, за,
под,
над,
между
ем
ей
е
е
и
О, об.
в, во,
на, при
1 скл. несклоняемые ж.р., (метро, пальто, кино, кашне, кенгуру) м.р.- 2 скл . 3 скл. М.р.- ж.р.- разносклоняемые ср.р. - (бремя, время, вымя, знамя, имя пламя, племя, семя, стремя, темя и путь)
Существительные бывают
а
я
о
е
Диаграммы Венна СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ
1. Обозначает предмет
2. Имеет род и склонение
3. Изменяется по числам
- самостоят. 1. Указывает на
часть речи предмет, признаки и
2. Изменяется количество
По падежам 2. имеет разряды (9)
3. Роль в предлож. 3. имеет лицо
4. Число (ед. и мн.), 4. местоим. 3 лица
Род (личн.мест. 3 л) изменяется
числам, а в ед.ч.
по родам
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ВОПРОСЫ
ПРЕДМЕТ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ИМЕЕТ РОД
1. ЧАСТЬ ВОПРОСЫ
РЕЧИ ПРИЗНАК
2. РОД ПРЕДМЕТА
3. ЧИСЛО ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4. ПАДЕЖ ИЗМЕНЯЕТСЯ
5. СКЛОНЯ- ПО РОДАМ
ЕТСЯ
Дидактические игры помогают формированию фонематического восприятия слова, обогащают ребенка новыми сведениями, активируют мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулируют речь и способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника
Игра «Кто быстрее?» - Сколько неодушевленных существительных вы сумеете прочесть?
о
д г
о о
р
О
к с
о а
д
Игра «Клички» Образуйте клички животных от следующих слов: Шар, стрела, орел, рыжий, звезда. (Шарик, Стрелка, Орлик, Рыжик, Звездочка). Как они пишутся? Почему? Игра «Какого рода?» На доске написаны существительные с пропущенными буквами. С _ _ О, р _ _ а, б_ _ т. о _ _ о, т _ _ а, с _ _ л, в _ _ _ а. Какого они рода? Игра «Кто скорее?» Брюки расспросы дверцы Башмаки вопросы хлопоты Грабли прения заботы Косы споры сливки Вилы встречи карусели Весы проводы котлеты Посевы шахматы пельмени Всходы игры щипцы Задача участников игры – быстро и аккуратно записать эти слова в два столбца: в один – существительные только во множественном числе, в другом – существительные в единственном числе.
Игра «Бюро находок» Найдены вещи – нужно вернуть их владельцу. (род, число, падеж, кто? что? т.д.) Игра «Аукцион» На аукционе удивительный товар. Продажа товара начинается. Товар первый – имя существительное ( учащиеся рассказывают все об этой части речи). После каждого ответа произносятся слова: «Кто больше?». Когда учащиеся все расскажут о товаре, раздается звук гонга. Товар продан. Игра «Угадай!» Какого склонения? Переставьте буквы в слове ямка, и вы получите слово маяк. Образуйте из слов тьма, банка, кукла, кочан, шлюпка. Определите склонение тех и других.
Игра Цель игры – закрепить в памяти примеры несклоняемых существительных. Участники садятся в круг и по очереди называют несклоняемые имена существительные. Играющий не сумевший назвать такое существительное, выбывает из игры. Игра «Кто быстрее?» Учитель заранее записывает на доске слова. Учащиеся должны быстро записать их в три колонки: в первую – существительные 1-го склонения, во вторую – 2-го склонения, в третью – 3-го склонения. Слова: зима, небо, степь, конь, лошадь, армия, воспитатель, летчик, космос, печь, грач, сирень, планета.
Игра «Любопытный». Любопытный (ведущий) обращается к играющим поочередно с вопросами. Учащиеся должны ответить словами, начинающимися с заданной буквы. Например, договорились, что ответы должны начинаться с буквы п. Ведущий спрашивает: - Кто? Играющий отвечает: - Путник. - С кем? - С попутчиком - К чему? - К поезду и т.д., используя все вопросы падежей и предлоги.
Загадки При разгадывании загадок мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой, развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции.
?
?
?
Загадки – складки. Не будильник, а разбудит, Запоет – проснутся люди, На головке – гребешок, Это Петя … 2.Быстрая, глазастая, хищная, зубастая. Кто эта злюка? … Тучи нет, а в небе гром, Крылья блещут серебром. То молнии полет, Это быстрый …. 4.Мой конь, как огонь! Только чуть педали тронь – И лети быстрее ветра, Хоть на сотню километров. Кто ни встретит, скажет вслед: «Эх, хорош … .
Угадай! Это слово из шести букв можно найти на полу. П_ _ _ _ Т Отними одну букву – и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина. П_ _ _ Т Еще одна потерялась – ищи слово в дипломатических документах. П _ _ Т Букв стало на одну меньше, а злополучное слово знает каждый шахматист. П _ т Осталось всего две буквы, слово стало совсем легким и закружилось в танце. П _
Отгадай загадки. Запиши по столбикам одушевленные и неодушевленные имена существительные . Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова); Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище (кошка); Закутан ребенок в сто пеленок (капуста); Что за зверь лесной. Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы. Уши больше головы (заяц); Свернешь – клин, Развернешь – блин (зонт);
Отгадай загадки. Как называются записанные имена существительные? Над домами у дорожки Висит кусок лепешки (луна) Течет, течет, не вытечет Бежит, бежит, не выбежит (река) Ускользает как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится (мыло) Крашеное коромысло Над рекой повисло. (радуга) Светит, сверкает, Всех согревает. (солнце)
Отгадай! Имена существительные, которые употребляются только во множественном числе. 1. Только сядешь и держись. Полетели, понеслись (качели) 2.У портных в большой он чести, Талии тоньше не найти. Как их звать? На что годятся? Детям надо догадаться. (ножницы) 3. За стеклянной дверцей Бьется чье-то сердце Тик-тик, тик-тик. (часы) 4. На носу сидим, На мир глядим. За уши держимся (очки)
Загадки-складки (Определите число вписанных имен существительных) Подготовлен самолет, Он отправляется в … . Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось … . У себя в саду Андрейка Поливал цветы из … . Михаил играл в футбол И забил в ворота … .
Загадки К какому склонению относятся слова-отгадки? Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. (печь) Свернешь – клин, развернешь – блин. (зонт) Ветви белой краской разукрашу Брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра И меня прогонят со двора (зима) В воде родится, А воды боится (соль)
Содержание тренировочных упражнений служит выполнению учебной цели: закреплению, углублению и приобретению осознанных знаний.
Работа в парах.
Один учащийся записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, а другой слова, отвечающие на вопрос что?
Работа в парах.
Запиши фамилию, имя своего соседа по парте, кличку любимого животного, село, в котором ты родился.
Подумай! Где нужны кавычки? Кинофильм Снежная королева, рассказ Чехова Хамелеон, кинотеатр Арман, газета Северный Казахстан, журнал Трамвай. Работа по вариантам. Запиши существительные. 1-й вариант – м.р., 2-й вариант – ж.р., 3-й вариант – ср.р. Докажи. Веселое упражнение. Придумайте к словам мужского рода слова женского рода и наоборот. Повар – повариха коза – козел Портной – … Оса - … Купец - … Храбрец - …
Веселое упражнение Ведра – ведро цыпленок – цыплята Бедро - … козленок - … Метро - … бочонок - … День – дни Пень - … Лень - … Поставьте слово во множественном числе Семья - курица – Певунья - Судья - звено – Копье - крыло – Ружье - перо – Платье - порт – Устье -
Работа в парах. Измени число имен существительных и запиши. 1-й учащийся 2-й учащийся Море - … цветы - … снег - … огурцы - … земля - … стулья - … книга - … самолеты - … осина - … руки - … стол - … поля - … Допишите окончания Давайте мыться, плескаться Купаться, нырять, кувыркаться. В ушат …, в корыт…, в лохан…, В рек…, в ручейк…, в океан…, И в ванн…, и в бан…. (К. Чуковский.) В каких падежах стоят существительные? Определить склонение?
Вставь пропущенные буквы 1.Умение – в знани…, знание – в учебе, учеба в жизн…, жизнь в борьб…. 2.В хорошем сочетани… каждая буква – золото. 3.Набирайся ума в учени…, храброст… - в сражени…. 4.Лучший гость тот, в присутстви… которого хозяева чувствуют себя как дома. 5.Не в деньгах счастье, а в согласи…. Веселые диктанты Определить падеж у имен существительных. Что сделали из дерева? Из сосны, березы, ели (Р.п) Сделал мастер (Им. П) карусель (В.п), Парту, карту (В.П) Лодку, клюшку (В.п) Стол, пенал (В.п) Забор, игрушку (В.п) И листы (В.п) веселых книжек (Р.п) Для девчонок и мальчишек (Р.п) (Б. Сыров)
Грозный кот У норы добычи ждет, Притаившись, серый кот. (Им.п) Мышь осталась без хвоста (Р.п) Вырываясь от кота. (Р.п) И теперь и за версту. Не приблизится к коту. (Д.п) Крыса старая – и та, (В.п), Видя грозного кота (В.п) Удерет в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом (Т.п) Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте (П.п) «Раз , два, три, четыре, пять – будем слово – кот – склонять». Закончите строчку. У норы добычи ждет, притаившись, серый … (кот) Мышь осталась без хвоста, убегая от … (кота) А теперь и за версту не приблизится к … (коту) Крыса старая, и та, видя грозного … (кота) Удерет в нору под дом, чтоб не встречаться с … (котом) Там дрожит в темноте, вспоминает о … (коте) (Грачев А)
Веселые диктанты Метро ( текст – обманка ) Каждый день мы поутру все спускаемся в мет…. Очень нужно детворе в школу ехать на мет… И из школы мы домой возвращаемся мет… . Ну и в секцию потом добираемся мет… Хоть уж возрастом старо, не подводит нас мет … . Новое пальто (текст – обманка) Осень, дождь, вокруг зонты – Надевать пора паль… В магазин мы под зонтом Едем с мамой за паль… Вот конец всей колготе – Еду в новом я паль…! А когда я подрасту, брату я отдам паль… .
Просклоняйте существительные время и путь вместе с нами: И.П время путь Р.П времен.. пут.. Д.П времен.. пут.. В.П врем.. пут.. Т.П времен.. пут.. П.П о времен.. о пут..
Поставь слово На место суффикса поставь подходящее по смыслу слово. При этом помни, что суффикс выделен, а окончание – нет. Если не получится с этими суффиксами, замени своими. Жил-был……….. ёнок. Его очень любили в семье, особенно…….. онк и и ……… ишк и. Однажды этот бесстрашный ……………. ишк а отправился в темный претемный……….. ок . Долго шел он, встречая по…………. к е много разных смешных…………….. ушек. Как вдруг страшный…………… ищ е вырос на его пути. Задрожал…………… енок, испугался. Но в это время навстречу вышел……………….. ник с ружьем. Только и видели злого …………… ар у! Сбежал, ………. ник. А……………. енок побежал домой к маме………… к е, помахивая радостно……………. ик ом. Раскрой скобки. Раз (не)вежда попал в (не)настье и немедленно стал (не)ряхой. Это истинная правда, а (не) ложь, как думают некоторые (не)други. Теперь даже (не)люди стали испытывать к нему непреодолимую (не)нависть: разве непонятно, что нечистоплотный (не)вежда, к тому же и невежливый (не)ряха, никому не нужен.
Поставьте слова во множественном числе Семья - курица – директор - судья - зуб (волка) - шофер - звено – зуб (бараны) - договор - копье - мех (лисицы) - профессор - судно - мех (кузнечный) - адрес - порт – доктор - фронт - Выполни по образцу Данные в скобках существительные поставьте в родительном падеже множественного числа. Пара ботинок (валенки, сапоги, чулки); Много дел (места, яблоки, макароны); Песни грузин (осетины, армяне, молдаване, болгары, татары, цыгане, солдаты, партизаны); Килограмм апельсин (мандарины, помидоры, томаты); Группа инженер (офицеры, тренеры, шофёры)
ов
ов
Вставь нужную букву. Исправь ошибки. Докажи. О воспитание ребёнка, о тваём голасе, по дароги в школу, в изложение товарища, отдыхать в санаторие.
а е и о
На машин -
за гор – й
в ста -
за озер – м
в помещени –
без энерги –
о гени –
в текст –
о заняти –
в изложени –
Кроссворды и ребусы увлекают, заставляют задуматься, развивают самостоятельность, инициативу и волю ребенка, создают бодрое рабочее настроение, снимают утомляемость и делают процесс обучения более интересным.
Лесенка слов.
Перед вами лесенка из существительных, начинающихся с буквы а.
Подобранные существительные должны означать:
1) мера площади 1.
2) женское имя 2.
3) птица 3.
4) артистка 4.
5) запах 5.
6) южный фрукт 6.
7) вид спорта 7.
8) наука о сельском 8.
хозяйстве
А
А
А
А
А
А
А
А
Одним словом. Впишите в клетки по горизонтали слова общего рода из шести букв. Грубый, невоспитанный человек. Неаккуратный, несобранный человек. Ненасытный, прожорливый человек. Безобидный, тихий человек. Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам.
Заполни клетки. Определи число существительных. 1. 24 часа 1. 2. Обсуждение какого-либо 2. вопроса на собрании 3 3. Сооружение, на котором 4 качаются для забавы 4.Боевое снаряжение воина в старину (щит, панцирь, шлем).
Кроссворд. Заполните именами существительными.
1 2
4
3
5
6
7 8
9 10 11
Ответы напиши по горизонтали 1 . Кто поймал золотую рыбку? 5. Кто послал старика к морю? 6. Характерный признак сказки, где герои-люди, животные, необыкновенные существа; случаются чудесные превращения? 7. Произведение, передающее представления древних людей о происхождении жизни на земле, явлениях природы, отношениях людей и богов, о подвигах героев - это? 8. Что хотела получить старуха от рыбки в первый раз? 9.Как называется человек написавший какое – либо произведение? 11. Как зовут чабана в рассказе М. Сундетова «Сын чабана»? Ответы напиши по вертикали : 1 . Определи жанр произведения «Синдбад - мореход»? 2. Великий русский баснописец 3. Кем стала старуха, когда рыбка выполнила ее четыре желания? 4. Какая отличительная черта характера у Варюши в произведении К.Г. Паустовского «Стальное колечко»? 10. Кто попал в сети рыбака в третий раз? 11. Как называется такое литературное произведение, как «Стрекоза и муравей» И.А Крылова?
Ребусы Определите склонение существительных Ка по2л 100лб 7я те100 рейка К
Впишите В пустые клетки впишите существительные 2 и 3-го склонений
(Барабан, сарафан, караван,боль, соль, моль,шаль)
А
А
А
А
А
А
А
А
А
Ь
Л
Л
Ь
Л
Ь
Л
Ь
Объяснялки – это правила, которые сформулированы в более упрощенной форме
Кто ? – так спрашивают про живые существа: про людей, животных, насекомых и такие существительные называются одушевленными .
На вопрос что? Отвечают все остальные существительные и называются они неодушевленными.
Запомни ! Слова в основном образуются с помощью суффиксов, приставок и с помощью того и другого одновременно. Важно уметь видеть суффиксы узнавать их в лицо. - ист, -тель, - чик, - щик, -ник, -к - это и есть суффиксы со значением лица -ость, -от(а), - ини(е), -ник, -лк(а), -к(а) –с отвлеченным значением, со значением конкретных предметов. -к, -оньк, -еньк, -ик, -ек, -ышк, -ушк, - со значением уменьшительным, -юшк, -иц, -ищ ласкательным, пренебрежительным Суффиксально-приставочный способ: Осина – под- осин- овик, одеяло – под- одеяль -ник. Сложением: вездеход,самолёт Есть еще один способ образования слов: существительное заимствует их из других частей речи – из прилагательных и даже причастий; вот было – гостиная комната, ванная комната, стала просто – ванная, гостиная, столовая.
Объяснялки Женский род (она, моя) Девочка (она, моя), собака (она, моя), ель (она, моя). Мужской род (он, мой) Медведь (он, мой), мальчик (он, мой), банан (он, мой), ребенок (он, мой). Средний род (оно, мое) Сердце (оно, мое), окно (оно, мое), небо (оно, мое), солнце (оно, мое). Объяснялки 1. Буква Е в суффиксах очень часто ведет себя не надежно, сбегает. Беглая одним словом, что тут скажешь! Но благодаря ей, беглой, мы можем точно узнать, что писать в суффиксе, так как И никогда не сбегает. Замочек – замочка, ключик – ключика. 2. Раздельно не пишется с существительными только тогда, когда есть или подразумевается противопоставление с союзом а. В остальных случаях пишется слитно.
Тесты – это современное средство контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
1. Что такое существительное? А) часть речи Б) часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? В) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? 2. Что обозначает имя существительное? А) предмет Б) признак предмета В) действие предмета 3. Существительные среднего рода А) радость Б) огород В) молоко 4….. 5…..
ПРИЛОЖЕНИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС Тема. Род имён существительных Цель. Знакомство с новым материалом. Задачи: 1. Формировать умение определять род имён существительных. 2. Развивать языковое чутье, аналитические умения. 3. Воспитывать интерес к предмету и положительное отношение к учению. Прививать навыки коллективного труда, доброту в отношениях между учащимися. Тип урока: Комбинированный Методы: Словесный, наглядный, частично-поисковый. Оборудование: Интерактивная доска (все задания на интерактивной доске, слайды) Атрибуты сказочных героев.
Ход урока I Вводно-мотивационный этап. Психологический настрой. Угадай загадку! Ну-ка, кто из вас ответит Не огонь, а больно жжёт Не фонарь, а ярко светит И не пекарь, а печёт? (солнце) На доске появляется солнце (плакат). Улыбается. Солнце без лучиков. Лучики лежат на партах. - У .У каждого из вас есть лучик нашего теплого солнышка. Возьмите лучик в руки, пусть он согреет вас своим теплом, улыбнитесь ему. Почувствовали тепло солнечного лучика? А теперь положите лучики на край парты и приступим к работе.
Девиз нашего урока. Солнышко лучистое. Мы твои лучи. Будем мы хорошими, умными Ты нас только научи! II . Каллиграфическая минутка. Как всегда несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию. Я предлагаю написать наши солнечные лучики. / / / / / / / / ﻻ ﻻ ﻻ ﻻ ﻻ ﻻ ﻻ ﻻ У . Луч. Какой частью речи является это слово? У . Что же такое имя существительное? (это самостоятельная часть речи).
III . Контрольно-подготовительный этап. Составление опорной схемы. (учащиеся отвечают на вопросы учителя и на доске по очереди составляют схему)
одуш. 1.Что обозначает имя существительное?
неод. 2.На какие вопросы отвечает имя сущ.?
собств 3. Какие бывают имена существ.?
Кто? бывают нариц. 4. К вопросительному знаку
Что? имеет мы еще вернемся.
5. Как изменяются имена сущ.?
изменяются ___
по числам 2 числа
(ед.ч и мн.ч)
?
С
?
Физминутка Это чудная часть речи. Все предметы привечает, На вопросы Кто и Что? (дети поднимают руки вверх) Предметы отвечают. Небо, звёзды, листопад (дети кружатся) Книга, парта, лимонад Восток и Запад – части света (повороты направо, налево) Все это мы зовем Предметы.
IV . Этап “сотворчество» У . У нас в гостях Королева частей речи «Имя существительное». Инсценирование сказки. Автор . Сначала все существительные были очень и очень похожими. Сама Королева их путала. И вот однажды она издала указ. Глашатай. Внимание! Внимание! Указ самой Королевы: «Кто придумает для моих слов существительных знаки различия, тот будет награжден». Автор . В другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были (выходят мальчик и девочка и спорят между собой, отбирают друг у друга слова-карточки и уходят)
Автор. Слов много, а жизнь коротка (выходят опять мальчик и девочка уже в одежде бабушки и дедушки, продолжая спорить, роняют половину карточек). Автор. Делили они делили слова, да так и не разделили. Болезнь им помешала. Королева частей речи. Те слова, которые остались у мужа, пусть будут мужского рода.(он,мой) Слова, которые оказались у жены, будут женского рода.(она,моя) А те, что остались неопределенными, (поднимает упавшие карточки) пусть останутся среднего рода(оно,моё) Автор. Вот так род у существительных и появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.
У . А сейчас прочитаем запоминалку и выучим её (слайд). Женский род запомню я И скажу: «она, моя». И запомню род мужской И опять скажу «он, мой » Средний род: «оно, моё» Это правило твоё!
Составление кластера вместе с детьми. (слайд)
М.р Ж.р Ср.р
Какие слова подставляем?
Он, мой она, моя оно, моё
Существительные
относятся к
Объяснялки (слайд) Женский род (она, моя) Девочка (она, моя), собака (она, моя), ель (она, моя). Мужской род (он, мой) Медведь (он, мой), мальчик (он, мой), банан (он, мой), ребенок (он, мой). Средний род (оно, моё) Сердце (оно, моё), окно (оно, моё), небо (оно, моё), солнце (оно, моё). У . Возвращаемся к опоре-схеме, к вопросительному (?) знаку. Итак, имя су- ществительное имеет 3 рода ( мужской, женский, средний). Запишем их в опорную схему.
V . Тренировочные упражнения Работа с учебником. Упр. 457 Работа по рядам. Кто больше? (слайд) Назовите имена существительные. Подставляем слова-подсказки. 1 ряд – мужского рода: конь 2 ряд – женского рода: лилия 3 ряд – среднего рода: яблоко Работа в парах . Игра «Шифровальщики» (один в роли шифровальщика, другой – отгадчика). Лажок, зоонкв, ером (ложка, звонок, море) Определить род существительных. Доказать. У . Ну вот, ребята, наш урок подходит к концу. На прощание давайте поиграем.
Игра «Кто быстрей!» (Отгадывание ребусов) Определить род существительных? (слайд) КА ____ ПО2Л 100ЛБ ТЕ100 РЕЙКА К Вывод. У . Как мы определяем род существительных? (к словам подставляем он, мой; она,моя; оно, моё)
VI . Рефлексивно –оценочный этап. У . Возьмите в руки лучики, сейчас мы создадим солнышко, так как оно не может существовать без лучиков. (Дети по одному выходят к доске со своим лучиком и отвечают на вопрос учителя, создают солнышко) 1. С чем познакомились на уроке? 2. Сколько родов у имени существительного? Какие? 3. Какие слова подставляем к именам существительным мужского рода? 4. Какие слова подставляем к именам существительным женского рода? 5. Какие слова подставляем к именам существительным среднего рода?
Самооценка и взаимооценка. VII . Домашнее задание: 1 уровень Упр.450 (записать существительные по родам м.р, ж.р, ср.р). 2 уровень. Упр.466. Назовите лишнее слово? Определите род, число существительных? 3 уровень. Визитная карточка (эссе, сказка) на изученную тему.
- Государственный стандарт образования Республики Казахстан.А., 2012
- Агеева И.Д. Весёлые диктанты. М., 1997
- Александрова Г. Занимательный русский язык. М., 1995
- Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках. М., 1996
- Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. Издательство «Арман - ПВ», 2004
- Волина В.В. Весёлая грамматика. М., Знание, 1995
- Гетманова В.С. Волшевное путешествие в страну знаний. Ш., 2007
- Кривин Ф. Сказки. М., 1994
- Нуртазина Р.Б. Занимательная грамматика. А., 1973
- Рик Т.Г. Здравствуй, имя существительное. М., 1996
- Соболева О.Л. Когда правила смеются. М., 1996
- Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. М., 1996