ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ
ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
учитель начальных классов
МОБУСОШ№ г. Новокубанска
Середа Ольга Павловна
Введение
Современная ситуация в обществе и образовании заставляет педагогов искать новые технологии, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти ее, переработать и использовать в определенных целях. Проблема исследования заключается в том, что технология проектной деятельности незначительно проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе
Предмет исследования: особенности использования проектной деятельности в начальной школе.
Цель работы: определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе.
Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:
Раскрыть сущность и историю технологии проектного обучения.
Дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе.
Определить специфику организации проектной деятельности учащихся начальных классов.
Гипотеза: эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, моделирование
База исследования: МОБУСОШ №1 г. Новокубанска
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания начальной школы.
§1. История возникновения и развития метода проектов
Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского и русского ученого- педагога С.Т.Шацкого.
Основными целевыми ориентациями проектного обучения являются:
- формирование проектной деятельности, проектного мышления;
- стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;
- включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;
- самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
- развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
-развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
- развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя;
- развитие таких важнейших компетенций для современной жизни, как способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты ненасильственным путём, оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы
Исследовательские, творческие, социально значимые,
телекоммуникационные (информационные) проекты.
- краткосрочные (2-6 ч),
- среднесрочные (12-15 ч),
- долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
Выделяют следующие стадии разработки проекта:
1)организационно-подготовительная стадия — проблематизация, разработка проектного задания (выбор);
2)разработка проекта (планирование);
3)технологическая стадия;
4)заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия
Деятельность учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания |
1.1. Выбор проблемы (темы) проекта. Поиск проблемы. Выбор и обоснование проекта. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Обсуждение и принятие общего решения по теме. Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами. |
1.2. Анализ предстоящей деятельности. Выделение подаем в теме проекта. | Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Вместе с учащимися проводит эту работу. | Каждый ученик выбирает себе подтему Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). |
1.3. Формирование творческих групп. | Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. | После определения своих ролей комплектуются в соответствии с ними в малые группы. |
2.Разработка проекта (планирование и организация деятельности) |
2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы. | Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предлагает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. В зависимости от возраста степень участия учащихся будет разная. | Участие в разработке заданий для младших, определение их сильных и слабых сторон, возможностей и трудностей отдельными учащимися старших классов. |
2.2. Планирование технологического процесса. | Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей. | Осуществление поисковой деятельности, информирование друг друга о ходе работы, применение коллективного решения проблем и т.п. |
2.3. Разработка документации. Определение форм выражения итогов (результатов) проектной деятельности. | Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям. | В группах, а затем в классе обсуждение плана деятельности, формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
3. Технологическая стадия (осуществление деятельности) |
3.1. Организация рабочего места. | Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда. | Осуществление самоактуализации своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости. |
3.2. Выполнение технологических действий. |
3.3. Моделирование. |
4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов) |
4.1. Оформление результатов. | Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность. | Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформление результатов в соответствии с принятыми формами. |
4.2. Защита, презентация (контроль и испытание) результатов. | Организует экспертизу, например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и т.д. | Доклад о результатах своей работы, демонстрируют их. |
4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом. | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки. | Осуществление самооценки результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Участие в коллективном обсуждении, групповая рефлексия. |
Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале; наряду с ней дети выполняют и другие виды деятельности — учебную, игровую, трудовую, исследовательскую и т.д.
§2 Виды проектов, используемые в начальной школе
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области
Весьма важный вопрос — оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: альбом; газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; презентация; коллекция; костюм; макет; модель; музыкальная подборка; наглядные пособия; плакат; план; реферат; серия иллюстраций; сказка; справочник; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом; чертеж; экскурсия.
работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). [13]
Для направления деятельности учеников разработана памятка начинающему исследователю. - Выбери тему исследования.
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
- готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) - пусть пока при помощи учителя и родителей;
- готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);
- владение коммуникативными навыками, толерантностью;
- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Заключение
Анализируя опыт проектной деятельности, я убедилась, что наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий учащихся.
Первая — это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, чаще не в силу недостатка интеллекта, а вследствие множества причин психологического характера. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах и возможностях и в дальнейшем наблюдается или их качественный скачок по большинству предметов, или успехи хотя бы в одной конкретной области.
Вторая группа — это очень успешные дети, работа с которыми для педагога действительно является совместным творчеством.
Третья группа — это те ученики, которые чего-то добиваются исключительно за счет трудолюбия и старательного, пошагового, систематически организованного получения знаний определенными порциями (темами, уроками). Они мало способны к самоорганизации и не в состоянии самостоятельно приобретать системные (а не фрагментарные) знания.
Таким образом, эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.
Библиография
Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. – 2007. - №3. – С.42-45.
Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. - №4. – С.13-15.
Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э.Загвязинская //Директор школы. – 2004. - №9. – С.33-40.
Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. – 2005. - №9. –С.55-59.
Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. - №2. – С.96-101.
Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - №4. – С.21-26.
Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. - №1. – С.17-27.
Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112с.
Михайлова, Г.Н. Метод проектного обучения на уроках труда/ Г.Н.Михайлова // Начальная школа. – 2005. - №4. – С.68-71.
Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.- №5. –С.34-38.
Новолодская, Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения /Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева //Начальная школа. – 2008. -№1. – С.94-99.
Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. - №3. – С.28-33.
Рагозинская, Н. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов /Н.Рогозинская, Т.Колобякина //Учитель. – 2004. - №3. – С.23-25.
Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные технологии. – 2004. - №4. – С.93-96.
Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №1. – С.39-46.
Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №4. – С.44-49.
Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности /О.С.Саломатова //Начальная школа. – 2007. - №7. – С.40-43.
Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 80с.
Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. – 204. - №4. – С.9-11.
Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников /М.В.Хохлова //Педагогика. – 2004. - №5. – С.51-56.
Шарапова, О. Использование прикладных программ в системе интегрированных уроков /О.Шарапова, Т.Афанаскина, К.Антипова //Учитель. – 2006. - №2. – С.60-64.