Тема: «Экскурс по творчеству В. А. Осеевой».
Цель:
- сформировать умение анализировать художественное произведение на доступном для детей уровне
- способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса;
- раскрыть содержание понятий: «волшебное слово», «настоящий друг», «щедрость»;
- дать детям возможность оценить себя и свои поступки.
Оборудование: интерактивная доска, книжная выставка, портрет В. А. Осеевой.
Ход:
- Орг. момент:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьм?мся
И друг другу улыбн?мся (улыбаются друг другу). А теперь назовите «Волшебные слова» (каждый ребёнок называет слова и передаёт мяч по кругу).
- Слайд №1, №2,№3, №4. Рассказ учителя о биографии В. А. Осеевой.
Ребята вы узнаёте эту женщину? Как её зовут? Чем она занималась?
Да, это Валентина Александровна Осеева. Она родилась в городе Киеве, в городе герое, в котором есть памятник «Родина мать зовёт.
Юная Валя мечтала стать актрисой, но её мечта не осуществилась.
Придя в трудовую колонию, к беспризорным детям она поняла, что её призвание воспитывать трудных детей. Это дети, у которых нет родителей. И не кому о них позаботиться. У них нет мамы, которая им расскажет сказку, споёт колыбельную.
Много лет она воспитывала детей – беспризорников, а в свободное время писала, рассказы, сказки, стихи для них.
- Со стихотворением «В гости к ягодам» вас познакомит Белов Кирилл.
Слайд №5
Стих «В гости к ягодам»
На берёзовой полянке
Земляничка расцвела,
Закраснела, заалела,
В гости Груню зазвала:
«Кушай, Груня, земляничку,
Для тебя созрела я.
А поешь - запей водичкой
Из студёного ручья!»
Съела Груня земляничку,
Запила её водичкой,
Побежала на село.
А на утро всё село
В гости к ягодам пришло.
- Назовите ребята рассказы, с которыми вы уже знакомы: Сторож, Плохо, Что легче? и т. д. слайд №6
- А вот оживший рассказ «Синие листья» вам покажут Катя и Маша.
Инсценирование рассказа В. А. Осеевой «Синие листья».
6. Упр. «Хорошо – плохо». Учитель называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
- Ребята играли все вместе и, и всем было весело. (СТОРОЖ)
- Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят. (СТОРОЖ)
- Володя подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу. (3ТОВАРИЩА)
- А я правду скажу. Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ни чего не надо. (ЧТО ЛЕГЧЕ?)
- А я совру, скажу будто волк на меня напал в лесу. (ЧТО ЛЕГЧЕ?)
- Собака яростно лаяла. Прямо перед ней сидел маленький котёнок и жалобно мяукал. Неподалёку стояли ребята и ждали, что будет. (ПЛОХО)
- Дай мне кусочек пирожка ПОЖАЙЛУСТО. (ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО)
- Смотри ни чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много. (СИНИЕ ЛИСТЬЯ). (После каждого предложения необходимо спросить детей чему учит каждый рассказ).
7. Слайд №7 Дети должны подобрать к каждому рассказу верное выражение.
8. Слайд №8 «Правила дружбы» (на правильное выражение дети должны говорить «правильно», на не верное выражение «не правильно».
9. Викторина. Слайд №9, №10, №11.
10. Итог классного часа. Учитель раздаёт всем детям конфеты дружбы и доброты.