Общая средняя школа № 6 им.Ж.Баласагуна
Тема: «Хлеб – всему голова.
Все профессии важны»
2 класс «А»
Учитель Кулаева С.Х.
Тема: «Хлеб – всему голова. Все профессии важны»
Задачи: учить быть наблюдательными;
расширять кругозор учащихся;
развивать память, логическое мышление, воображение;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Презентация , карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.
Ход урока
1. Орг. Момент. Психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок, начался урок
Тихо мы за парту встали
И друг другу покивали
Всем гостям сказали, здравствуйте
Улыбнулись, поклонились
И на место повернулись.
Задачи урока: систематизировать представления детей о важности профессии земледельца в культурной традиции народов Казахстана и мира как великой духовной ценности; на конкретных примерах показать, какими качествами должен обладать мастер того или иного дела, профессионал.
Планируемые достижения учащихся: расширение словарного запаса, касающегося темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца.
Оборудование: презентация
Ход урока
Урок начинается с диалога кукол-помощников: «Чем это ты бросаешься?» — «Хлебом, который от обеда остался». — «А ты этот хлеб растил?» — «А чего его растить. Бросил в землю зерна, они сами и вырастут. Не велик труд!» — «Ой, какой же ты быстрый. Ты, наверное, знаешь и как хлеб испечь?» — «Не надо ничего печь. Сходи в магазин и купи».
Учитель: «Ребята, а вы с кем из наших друзей согласны?» (Ученики высказывают свое мнение.) А как вы понимаете пословицу «Хлеб — всему голова»?» Учитель подводит итог рассуждениям: «Действительно, хлеб — всему голова. Вот почему так важен труд хлебороба. А что значит слово «хлебороб»? (Тот, кто робит — работает — делает хлеб.) Даже в самом названии этой благородной профессии слова «хлеб» и «работа» — соседи. Без большого труда не будет хлеба. Хлебороб должен знать и любить землю, быть терпеливым и выносливым. А как вы думаете, что значит любить и знать землю? (Без любви работа будет сделана спустя рукава, небрежно, без любви не ладится ни одно дело. Любить землю — значит беречь ее, хранить, заботиться о ней. А знать — это знать секреты хлеборобного дела: когда можно пахать землю, когда сеять.) А для чего хлеборобу, землепашцу терпение и выносливость?» (Хлеб растет долго, плоды труда видны не сразу, их нужно дождаться. Пока хлеб не убран с поля, его может побить град, выжечь солнце в засуху или залить вода в ненастье. Труд на земле тяжелый. Человек должен обладать физической силой, чтобы справиться с ним.)
Слайды: 1-5
Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб – наше богатство. Мы задумались, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
В 1954 году началось освоение целинных земель.
Степные машины покоя не знают,
Горячую воду
Моторы глотают,
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят
Горячие звезды.
И капли горячего
Пота на спинах-
Горячее время
В совхозах целинных…
Пшеница стоит, опаленная зноем.
Над степью горячею-
Марево злое.
Но ветер доносит
Сквозь горечь полыни
Сквозь запах бензина
В горячей кабине,
Сквозь гул молотилок,
Сердец колыханье-
Горячего,
сытного
Хлеба дыханье! (В. Семернин)
Учитель : Человечество знает хлеб очень давно. Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. Его изобрели земледельцы Древнего Египта. В древнеегипетских иероглифах одним и тем же значком кружок с точкой посередине обозначались хлеб и солнце. Это не случайно, так как, солнце и хлеб-это жизнь. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.
Наш народ строго соблюдает добрый старый обычай, который установили еще наши далекие предки: хлебом солью, мы славим воинов победителей, величаем героев труда, встречаем дорогих гостей.
Вед: Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век величайших достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть, газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом. Издавна Казахстан - это не только бескрайние поля , это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.
Чтец: На свете я видела хлеба немало,
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом.
И он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.
Вед: Берегите хлеб!- хорошие это слова!
Пусть разнесутся они широко, прозвучат громко, потому что хлеб-это жизнь.
Слайды: 6-9 Игра «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ»
1. Без краюшки – не прожить и седой старушке.
2. Покуда есть хлеб да вода – все не беда.
3. Какова земля, таков и хлеб .
4. Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай.
5. Земелька черная, а белый хлеб родит.
6. Худ обед – коли хлеба нет.
7. Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом.
8. Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Высказывание о хлебе:
слайды 10-15
«Ломоть хорошо испеченного пшеничного хлеба составляет одно из величайших открытий человеческого ума…»
( К. А. Тимирязев).
«Бросить хлеб – все равно, что оскорбить всех, кто его растил!»
(В. Бондарчук).
«Нелегок труд хлебороба, и выращенный его руками хлеб становится золотом самой высокой пробы».
Учитель : Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово «жизнь». Что может быть важнее хлеба?! В одном из очерков, посвященных селу, я прочитала: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет - ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»
слайды :16-19
Чтец: В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Все: «Хлеб – всей жизни голова».
Чтец:
Выйди в поле за станицу,
Дымка сизая клубиться…
Слышит чуткая округа
Гул моторов день-деньской
И бурлит земля под плугом,
Как высокий вал морской;
Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает
Много требует ухода
Мать-земля за целый год.
Чтец:
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой Родины своей!
Не хотим мы видеть черных
Зерен, выжженных войной,
Пусть сияет нам узорный
Золотистых волн прибой.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
Все: «Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!» ( Н. Тихонов).
Слайды:20-21
Учит: Замечательный французский писатель и летчик Антуан - де Сент- Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди переломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем».
Чтец: Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает:
Сельчанин, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург - народ.
Слайды : 22-29
Чтец:
Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.
Чтец:
И еще помни: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.
Чтец:
Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других.
Чтец:
Святое дело вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зерен. Сколько же надо, чтобы накормить народ.
Чтец:
Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба! Никогда она не отомрет, не устареет.
Чтец:
И нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба.
Чтец:
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!»
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!»
( Н. Аникеева).
Вед: Каждый раз, беря кусочек хлеба за обеденным столом, проникнись глубоким уважением к труженикам полей.
Помни! Через какой колоссальный труд прошел этот кусочек, попав к тебе на стол. И где бы ты не встретил хлебороба, низко поклонись ему.
Учитель: А сейчас я проверю кто из вас самый внимательный
Слайды : 29-30 ЗАГАДКИ О ХЛЕБЕ
1. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. /Пшеница/
2. Парикмахер необычный
Гладко чуб стрижёт пшеничный,
И лежат за ним вразброс
Копны золотых волос./Комбаин/
3. Был я сыпучим,
Потом – тягучим,
В огонь попал –
Мягким стал. /Хлеб/
4. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! /Бублики/
5. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? /Блины/
6. В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. /Пирог/
Учитель: Знаешь ли ты? / Слайд : 31
**Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду
людей 120 профессий.
** У людей существовал обычай:
люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
** Хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
Учитель: «Ребята, кто знает, что значит слово «ремесло»? (То дело, которым человек владеет, которому посвящает свою жизнь, которым зарабатывает себе на хлеб.) А какое есть современное слово с таким же значением? (Профессия.) А какие профессии вы знаете? Как называют человека, в совершенстве владеющего профессией? (Мастер.) Значит, чем нужно овладеть, чтобы стать славным, хорошим мастером своего дела?» (Мастерством, т. е. совершенным знанием своего дела.)
Слайды : 33-38 Учитель: «На свете существует много профессий. Рассмотрите фотографии мастеров своего дела на с. 38—39 учебника. Назовите их профессии. Подумайте, какие качества нужны для каждой из этих профессий.
Физкультминутки включены в ход урока.
. Расскажите о профессиях близких людей.
Рассказы учащихся о профессии родителей
Итог урока
Пословицы.Хлеба край, так и под елью рай.
Хлеба ни куска – везде тоска.
У кого хлеб родиться, тот всегда веселится.
Пот на спине – так и хлеб на столе.
Приложение 1
Без краюшки – | не прожить и седой старушке. |
Покуда есть хлеб да вода – | все не беда. |
Какова земля, | таков и хлеб . |
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, | а хлеба каравай, так и под елью рай. |
Земелька черная, | , а белый хлеб родит. |
Худ обед – | коли хлеба нет. |
Не хлеб за брюхом ходит, | а брюхо за хлебом. |
Хочешь есть калачи | не сиди на печи. |
Без краюшки – | не прожить и седой старушке. |
Покуда есть хлеб да вода – | все не беда. |
Какова земля, | таков и хлеб . |
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, | а хлеба каравай, так и под елью рай. |
Земелька черная, | , а белый хлеб родит. |
Худ обед – | коли хлеба нет. |
Не хлеб за брюхом ходит, | а брюхо за хлебом. |
Хочешь есть калачи | не сиди на печи. |