Просмотр содержимого документа
«Презентация для уроков литературного чтения в начальной школе "Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах"»
Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах
Презентацию подготовила:Колотовкина Анастасия, студентка 2 «А» группы
Содержание
1. Первичное восприятие текста 2. Анализ художественного произведения на уроке чтения 3. Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза 4.Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения
Этапы работы над художественным текстом
Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения , на психологии восприятия х/п младшими школьниками, на собственно методических положениях о чтении х/п в начальных классах современная методика выделяеттри этапаработы над художественным текстом
Вторичный синтез
Анализ
Первичный синтез
Первичное восприятие текста
На поздних этапах могут использоваться и другие приемы:
Чтение текста специально подготовленными детьми
Чтение текста детьми по цепочке
Комбинированное чтение
Обеспечивается приемом: чтение вслух.
Детям дается установка на прослушивание. Во время чтения учителя книги у детей закрыты , их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу.
Почему выбирают: несовершенство навыка чтения детей младшего школьного возраста
Учитель выбирает:
Диалоги;
Описательные отрывки
Начало произведения
Концовку
Первичное восприятие текста
Иногда для первичного восприятия может быть использована грамзапись чтения мастером художественного слова
НО
Однако:
Не следует использовать грамзапись, если произведение не знакомо детям;
Нецелесообразно демонстрировать чтение артиста, если понимание х/п не совпадает с пониманием учителя;
Качество записи должно быть безупречным.
Число вопросов от 3-4, не более
В беседу должны включатся вопросы, выясняющие подтекст произведения
Беседа должна прояснить и закрепить первичные впечатления детей
Беседа может завершится проблемным вопросом
Проверка первичного восприятия
Проверка первичного восприятия – уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения .
Анализ художественного произведения на уроке чтения
Анализ ведется по логически законченным частям.
Каждая часть читается вслух вызванным учеником , другие следят за чтением по книге. После осуществляется обучение «думанью во время чтения».
Аналитическая деятельность организуется так , чтобы дети смогли уяснить смысл произведения
Разбор части осуществляется по трем уровням
Фактический
Идейный
Собственное отношение к читаемому
Анализ художественного произведения на уроке чтения
Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов.
Вопросы помогают:
Усвоить факты произведения;
Осмыслить эти факты с точки зрения идейной направленности
Понять причинно-следственные связи
Осознать позицию автора
Выработать собственное отношение к читаемому
Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения
По каждой части произведения должны быть заданы вопросы всех трех уровней сразу после ее прочтения
Затем:
Читается и анализируется следующая часть
Кроме постановки вопросов могут использоваться и другие приемы :
Выборочное чтение;
Словесное рисование;
Чтение по ролям;
Постановка вопросов к тексту самими учащимися;
Словарная работа – неотъемлемый элемент анализа
Предполагает наблюдение за изобразительно-выразительными средствамиязыка произведения
Помогает прояснитьсодержание ;
Помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.
Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза
Вторичный синтез – этап работы , который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданийпо следам прочитанного.
В обобщении предусматривается уточнениеидеи произведения и помощь детям восмыслении их читательской позиции
Приемы работы на этапевторичного синтеза
Выборочное чтение
Соотнесение идеи произведения с пословицами
Заключительное слово учителя
Перечитывание – особый видчитательской деятельности.
Система
Внешний вид, поступки, прямая речь героя, высказывание других персонажей о герое, его собственные мысли
Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения