kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для уроков литературного чтения в начальной школе "Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для уроков литературного чтения в начальной школе "Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах"

Просмотр содержимого документа
«Презентация для уроков литературного чтения в начальной школе "Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах"»

Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах Презентацию подготовила :  Колотовкина Анастасия, студентка 2 «А» группы

Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах

Презентацию подготовила : Колотовкина Анастасия, студентка 2 «А» группы

Содержание 1. Первичное восприятие текста  2. Анализ художественного произведения на уроке чтения  3. Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза  4.Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения

Содержание

1. Первичное восприятие текста 2. Анализ художественного произведения на уроке чтения 3. Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза 4.Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения

Этапы работы над художественным текстом Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения , на психологии восприятия х/п младшими школьниками, на собственно методических положениях о чтении х/п в начальных классах современная методика выделяет три этапа работы над художественным текстом Вторичный синтез Анализ Первичный синтез

Этапы работы над художественным текстом

Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения , на психологии восприятия х/п младшими школьниками, на собственно методических положениях о чтении х/п в начальных классах современная методика выделяет три этапа работы над художественным текстом

Вторичный синтез

Анализ

Первичный синтез

Первичное восприятие текста На поздних этапах могут использоваться и другие приемы: Чтение текста специально подготовленными детьми Чтение текста детьми по цепочке Комбинированное чтение Обеспечивается приемом: чтение вслух. Детям дается установка на прослушивание. Во время чтения учителя книги у детей закрыты , их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу. Почему выбирают: несовершенство навыка чтения детей младшего школьного возраста Учитель выбирает: Диалоги; Описательные отрывки Начало произведения Концовку

Первичное восприятие текста

На поздних этапах могут использоваться и другие приемы:

  • Чтение текста специально подготовленными детьми
  • Чтение текста детьми по цепочке
  • Комбинированное чтение
  • Обеспечивается приемом: чтение вслух.
  • Детям дается установка на прослушивание. Во время чтения учителя книги у детей закрыты , их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу.
  • Почему выбирают: несовершенство навыка чтения детей младшего школьного возраста

Учитель выбирает:

  • Диалоги;
  • Описательные отрывки
  • Начало произведения
  • Концовку
Первичное восприятие текста Иногда для первичного восприятия может быть использована грамзапись чтения мастером художественного слова НО Однако : Не следует использовать грамзапись, если произведение не знакомо детям; Нецелесообразно демонстрировать чтение артиста, если понимание х/п не совпадает с пониманием учителя; Качество записи должно быть безупречным.

Первичное восприятие текста

Иногда для первичного восприятия может быть использована грамзапись чтения мастером художественного слова

НО

Однако :

  • Не следует использовать грамзапись, если произведение не знакомо детям;
  • Нецелесообразно демонстрировать чтение артиста, если понимание х/п не совпадает с пониманием учителя;
  • Качество записи должно быть безупречным.
Число вопросов от 3-4, не более В беседу должны включатся вопросы, выясняющие подтекст произведения Беседа должна прояснить и закрепить первичные впечатления детей Беседа может завершится проблемным вопросом Проверка первичного восприятия Проверка первичного восприятия – уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения .

Число вопросов от 3-4, не более

В беседу должны включатся вопросы, выясняющие подтекст произведения

Беседа должна прояснить и закрепить первичные впечатления детей

Беседа может завершится проблемным вопросом

Проверка первичного восприятия

Проверка первичного восприятияуяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения .

Анализ художественного произведения на уроке чтения Анализ ведется по логически законченным частям. Каждая часть читается вслух вызванным учеником , другие следят за чтением по книге. После осуществляется обучение «думанью во время чтения». Аналитическая деятельность организуется так , чтобы дети смогли уяснить смысл произведения Разбор части осуществляется по трем уровням Фактический Идейный Собственное отношение к читаемому

Анализ художественного произведения на уроке чтения

  • Анализ ведется по логически законченным частям.
  • Каждая часть читается вслух вызванным учеником , другие следят за чтением по книге. После осуществляется обучение «думанью во время чтения».
  • Аналитическая деятельность организуется так , чтобы дети смогли уяснить смысл произведения

Разбор части осуществляется по трем уровням

Фактический

Идейный

Собственное отношение к читаемому

Анализ художественного произведения на уроке чтения Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов. Вопросы помогают: Усвоить факты произведения; Осмыслить эти факты с точки зрения идейной направленности Понять причинно-следственные связи Осознать позицию автора Выработать собственное отношение к читаемому

Анализ художественного произведения на уроке чтения

  • Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов.

Вопросы помогают:

  • Усвоить факты произведения;
  • Осмыслить эти факты с точки зрения идейной направленности
  • Понять причинно-следственные связи
  • Осознать позицию автора
  • Выработать собственное отношение к читаемому
Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения По каждой части произведения должны быть заданы вопросы всех трех уровней сразу после ее прочтения Затем: Читается и анализируется следующая часть

Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения

По каждой части произведения должны быть заданы вопросы всех трех уровней сразу после ее прочтения

Затем:

Читается и анализируется следующая часть

Кроме постановки вопросов могут использоваться и другие приемы : Выборочное чтение; Словесное рисование; Чтение по ролям; Постановка вопросов к тексту самими учащимися; Словарная работа – неотъемлемый элемент анализа Предполагает наблюдение за изобразительно-выразительными средствами  языка произведения Помогает прояснить  содержание ; Помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.

Кроме постановки вопросов могут использоваться и другие приемы :

  • Выборочное чтение;
  • Словесное рисование;
  • Чтение по ролям;
  • Постановка вопросов к тексту самими учащимися;

Словарная работа – неотъемлемый элемент анализа

Предполагает наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка произведения

Помогает прояснить содержание ;

Помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.

Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза Вторичный синтез – этап работы , который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий  по следам прочитанного. В обобщении предусматривается уточнение  идеи произведения и помощь детям в  осмыслении их читательской позиции

Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза

Вторичный синтезэтап работы , который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.

В обобщении предусматривается уточнение идеи произведения и помощь детям в осмыслении их читательской позиции

Приемы работы на этапе  вторичного синтеза Выборочное чтение Соотнесение идеи произведения с пословицами Заключительное слово учителя Перечитывание – особый вид читательской деятельности. Система Внешний вид, поступки, прямая речь героя, высказывание других персонажей о герое, его собственные мысли

Приемы работы на этапе вторичного синтеза

  • Выборочное чтение
  • Соотнесение идеи произведения с пословицами
  • Заключительное слово учителя

Перечитываниеособый вид читательской деятельности.

Система

Внешний вид, поступки, прямая речь героя, высказывание других персонажей о герое, его собственные мысли

Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения Выразительное чтение произведения Обсуждение вариантов прочтения Словесное рисование картин Графическое иллюстрирование Чтение по ролям Творческий пересказ Драматизация

Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения

Выразительное чтение произведения

Обсуждение вариантов прочтения

Словесное рисование картин

Графическое иллюстрирование

Чтение по ролям

Творческий пересказ

Драматизация

Словесное рисование Цель: приблизить ребенку образы произведения, включить детское воображение , сконструировать возникшие представления Три вопроса Что будет нарисовано? Как мы расположим объекты? Какие краски используем для картины? ( Содержание ) ( Композиция ) ( Цветовое решение )

Словесное рисование

Цель: приблизить ребенку образы произведения, включить детское воображение , сконструировать возникшие представления

Три вопроса

Что будет нарисовано?

Как мы расположим объекты?

Какие краски используем для картины?

( Содержание )

( Композиция )

( Цветовое решение )

Творческий пересказ Цель: тренировка гибкости читательского взгляда , приучение видеть позиции разных героев, сопереживать им. Задания Добавить то, что могло предшествовать эпизоду Придумать , как могли бы разворачивать события дальше Изменить рассказчика или грамматическое время глаголов

Творческий пересказ

Цель: тренировка гибкости читательского взгляда , приучение видеть позиции разных героев, сопереживать им.

Задания

Добавить то, что могло предшествовать эпизоду

Придумать , как могли бы разворачивать события дальше

Изменить рассказчика или грамматическое время глаголов

Драматизация Самый трудный , но самый интересный прием организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного Формы Чтение по ролям Пантомима Постановка живых картин Драматизация

Драматизация

Самый трудный , но самый интересный прием организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного

Формы

Чтение по ролям

Пантомима

Постановка живых картин

Драматизация

Живая картина Дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц. Можно предложить изобразить : Немая сцена Кто-то развел руками Кто-то схватился за голову Кто-то наклонился вперед Кто-то уже взялся за лопату

Живая картина

Дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц.

Можно предложить изобразить :

Немая сцена

Кто-то развел руками

Кто-то схватился за голову

Кто-то наклонился вперед

Кто-то уже взялся за лопату

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колотовкина Анастасия Олеговна

Дата: 06.06.2016

Номер свидетельства: 333040

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства