презентация для доклада на тему "Развитие письменной речи младших школьников"
Презентация для доклада на тему "Развитие письменной речи младших школьников"
Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление
освещают все стороны изучаемых явлений
и помогают не только усвоению понятий,
но и овладению навыками. Леонид Владимирович Занков
О развитии человека судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно, убедительно он выражает свои мысли, то есть говорит и пишет. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Школа помогает детям овладеть разносторонними богатствами родного языка, развить речь и добиваться её высокой культуры.
Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку. В программе записано: «Основной целью, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи школьников».
Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Яркая, образная, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций.
Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребёнка – задача очень непростая. Именно развитие письменной речи младших школьников является одним из средств системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании в свете новых образовательных стандартов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация для доклада на тему "Развитие письменной речи младших школьников" »
Пусть живая, ищущая мысль ребёнка,
рассуждение, доказательство, сопоставление
освещают все стороны изучаемых явлений
и помогают не только усвоению понятий,
но и овладению навыками.
Леонид Владимирович Занков
Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку:
«Основной целью, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи школьников».
«В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности».
Работа над связной речью предполагает:
1) развитие у учащихся умения излагать своими словами чужие мысли,
2) формирование навыка передавать собственные мысли,
Стирает паузы, логические ударения, интонации, жесты и другие средства выразительности устной речи, зато имеет знаки препинания, абзацы, дополнительные заменители.
Отягчена орфографией.
Составляется и протекает значительно медленнее устной.
Развитие письменной речи первоклассников
Порядок работы над сочинением:
Устное рассказывание по теме сочинения.
Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом.
Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись опорных слов, предупреждение орфографических ошибок.
Связный рассказ по плану.
Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
Проверка записанного.
Основные ошибки первоклассников:
Основные ошибки в содержании и построении сочинения:
Пропуск важных мыслей и фактов.
Искажение содержания.
Нарушение логической последовательности.
Повторное возвращение к одному и тому же факту.
Речевые ошибки:
Неправильное определение границ предложения в тексте.
Нарушение порядка слов в предложении.
Повторение без надобности одного и того же слова.
Пропуск главных и второстепенных членов предложения.
Неправильное согласование и управление слов в предложении.
Неправильное и неточное употребление слова.
Упражнения, способствующие устранению ошибок:
Работа над деформированными предложениями, которыми можно начать или закончить сочинение (нарушен порядок слов или слова даны в начальной форме).
Наблюдение над порядком слов в предложении (на основе составления вопросов плана и ответов на них).
Подсчёт количества предложений в тексте сочинения, слов в предложении.
Правильное интонирование предложений.
Пополнение словаря учащихся:
Наблюдение над взаимозаменяемыми словами в связных текстах.
Упражнения в синонимических заменах.
Выбор из синонимического ряда наиболее подходящего слова для данного контекста.
Совместные работы над ошибками, чтение работ.
По принципу роста самостоятельности учащихся выделяют следующие этапы:
Коллективное составление сочинений и запись их с доски.
Коллективное составление сочинений и запись их с доски, пользуясь вопросами плана и опорными словами.
Некоторые ответы на вопросы плана строятся с помощью нескольких предложений.
Коллективное составление сочинений по коллективно составленному плану и их запись под руководством учителя.
Сочинения второклассников:
Это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания.
В ходе работы учитель должен научить:
коллективно и самостоятельно составлять и записывать небольшие рассказы;
составлять и записывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам;
коллективно составлять план в форме вопросительных или повествовательных предложений;
совершенствовать умение правильно строить простые предложения, различные по интонации;
работать над обогащением активного словаря учащихся.
Сочинения об индивидуальном жизненном опыте
Представляют большие трудности. Чтобы научить писать такие сочинения, следует поработать над готовыми рассказами.
Сочинение Случай в лесу
Цель работы : научить составлять рассказы о случаях из жизни.
Учитель читает рассказ.
Однажды летом мы с мамой пошли в лес за черникой. К нему вела тропинка по высохшему болоту. Мы шли по извилистой дорожке. Вдруг навстречу нам из лесу вышла лосиха. С ней были два рыженьких лосёнка. Я испугалась. Но лоси увидели людей и скрылись в лесу.
Анализ текста по вопросам:
О каком случае из жизни рассказано в тексте?
С кем он произошёл?
Когда это было?
Где люди увидели лосей?
Чем закончилась эта встреча?
Соответствует ли текст названию? Докажите.
Вывод:в сочинении о случаях из жизни нужно указывать, где, когда и с кем произошёл случай, о котором идёт речь, почему он запомнился.
I. Постановка цели работы.
II. Рассматривание картинок.
III. Анализ содержания каждой картинки.
IV. Составление плана сочинения.
V. Устные рассказы.
VI. Запись сочинения с последующей проверкой написанного.
При подготовке сочинения проводятся различные упражнения:
Наблюдение над тем, как изменяется смысл высказывания при перестановке слов в предложении.
Редактирование ответов на вопросы плана с мотивировкой того, почему принимается один вариант и отбрасывается другой.
Устранение в тексте сочинения повторов путём введения синонимов, фразеологических оборотов, усвоения сочетаемости слов.
Наблюдение над построением вопросительных предложений в ходе составления плана.
Развитие письменной речи третьеклассников
Учитель направляет свои усилия на то, чтобы научить учащихся:
1. Писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях и т.д.
2. Писать рассказы о случаях из своей жизни.
3. Писать рассказы по одной картинке и по отдельным эпизодам кинофильма.
4. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.
5. Составлять цитатный план рассказа.
6. Правильно строить простые предложения различных типов.
7. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.
Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети ещё не владеют, их нужно вырабатывать постепенно. С необходимостью рассуждать учащиеся сталкиваются нередко.
Развитие письменной речи четвероклассников
В четвёртом классе продолжается работа по обучению особому виду сочинений – составлению писем. Учитель должен помочь уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам. Письмо особым образом оформляется:
• вначале пишется приветствие и называется человек, которому письмо адресовано;
• в конце ставится дата, подпись.
Подготовка учащихся к восприятию картины.
Рассматривание картины.
Анализ картины.
Составление плана сочинения.
Устное рассказывание по плану и словарная работа.
Написание сочинения и проверка написанной работы.
И.Левитан. Март.
Пути повышения грамотности и культуры речи учащихся:
Речь учителя как образец для учащихся.
Сознательное и ответственное отношение к своей речи самих учащихся.
Каждый учитель обязан:
Следить за своей речью и речью учащихся, добиваться её литературной правильности.
Требовать от учащихся ясных, развёрнутых ответов, доказательств.
Выписывать новые слова на доске, объяснять их значение, произношение, правописание.
Следить за аккуратным и грамотным ведением тетрадей.
Ведение словариков и составление списков слов-терминов.