kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Приемы формирования читательской грамотности на уроках православной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложены различные виды работы с текстами 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Приемы формирования читательской грамотности на уроках православной культуры"»

Приемы формирования читательской грамотности  на уроках православной культуры

Приемы формирования читательской грамотности на уроках православной культуры

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность – способность

человека понимать и использовать

письменные тексты, размышлять о них и

заниматься чтением для того, чтобы

достигать своих целей, расширять свои

знания и возможности, участвовать в

социальной жизни.

Читательские умения Нахождение информации Рефлексия информации (содержания и формы)   Извлечение информации   Оценка информации Локализация информации   Осмысление информации Интеграция информации  Интерпретация информации  Понимание информации  Обработка информации

Читательские умения

Нахождение информации

Рефлексия информации

(содержания и формы)

Извлечение информации

Оценка информации

Локализация информации

Осмысление информации

Интеграция информации

Интерпретация информации

Понимание информации

Обработка информации

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.         К.Д.Ушинский

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

К.Д.Ушинский

Обсуждение основной идеи произведения;  Формулировка вопросов или ответ на поставленные вопросы;  Озаглавливание текста;  Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);  Цепочка ключевых слов ‑ понятий, с последующим комментированием;  Загадка, на которую нужно дать ответ;  Подбор пословиц, поговорок;  Сравнение произведений;  Проталинки;  Сравнение нескольких текстов, героев произведения.

Обсуждение основной идеи произведения; Формулировка вопросов или ответ на поставленные вопросы; Озаглавливание текста; Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться); Цепочка ключевых слов ‑ понятий, с последующим комментированием; Загадка, на которую нужно дать ответ; Подбор пословиц, поговорок; Сравнение произведений; Проталинки; Сравнение нескольких текстов, героев произведения.

Работа над лексическим значением нового слова Существуют методические приёмы : • показ предмета или действия, обозначаемого словом; • показ рисунка или иллюстрации; • подстановка синонимов; • способ логического определения; • введение новых слов в предложение; • объяснение значения слова через словообразовательный анализ; • выяснение значения слова по толковому словарю.

Работа над лексическим значением нового слова

Существуют методические приёмы :

• показ предмета или действия, обозначаемого словом;

• показ рисунка или иллюстрации;

• подстановка синонимов;

• способ логического определения;

• введение новых слов в предложение;

• объяснение значения слова через словообразовательный анализ;

• выяснение значения слова по толковому словарю.

Составление словаря  Тема: Христос и Его крест Боговоплощение Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку Рождество Христово Родился Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом Голгофа Небольшая гора на окраине Иерусалима В переносном смысле означает страдание, высшее служение правде. Распятие Самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой — ноги.

Составление словаря Тема: Христос и Его крест

  • Боговоплощение
  • Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку
  • Рождество Христово
  • Родился Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом
  • Голгофа
  • Небольшая гора на окраине Иерусалима

В переносном смысле означает страдание, высшее служение правде.

  • Распятие
  • Самая страшная из казней, придуманных

людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой — ноги.

«Свиток»

«Свиток»

  • Ученики по очереди вытягивают свернутый в свиток листок бумаги, разворачивают и читают написанное на нем слово.
  • Задача: объяснить понятие
Сочинение, эссе. 

Сочинение, эссе. 

О подвигах (тема: Подвиг)   Вова мечтал о подвигах. Он даже купил записную книжку, хотел записывать свои подвиги. Но записная книжка была пустой.          Грустный шагал Вовка домой. Недавно прошел ливень. По улице мчались потоки мутной воды. Вовка шагнул к тротуару, но неожиданно упал в воду. Под водой оказалась яма. Выбрался Вовка, отряхнулся. Видит-улицу переходит мужчина с чемоданом. Вовка предупредил его об опасности. Потом помог женщине с коляской. Вовка давно продрог. Хотел есть, спать. Он несколько раз пытался уйти, но на улице раздавались шаги, и он возвращался.          Вовка сердился. Вместо того, чтобы совершить подвиги, он   потратил зря столько времени.                                                                                     (По  С.Жемайтису)  

О подвигах (тема: Подвиг)

Вова мечтал о подвигах. Он даже купил записную книжку, хотел записывать свои подвиги. Но записная книжка была пустой.

         Грустный шагал Вовка домой. Недавно прошел ливень. По улице мчались потоки мутной воды. Вовка шагнул к тротуару, но неожиданно упал в воду. Под водой оказалась яма. Выбрался Вовка, отряхнулся. Видит-улицу переходит мужчина с чемоданом. Вовка предупредил его об опасности.

Потом помог женщине с коляской. Вовка давно продрог. Хотел есть, спать. Он несколько раз пытался уйти, но на улице раздавались шаги, и он возвращался.

         Вовка сердился. Вместо того, чтобы совершить подвиги, он   потратил зря столько времени.

                                                                                    (По  С.Жемайтису)

 

Приём «Ментальная карта» Изображение информации в графическом виде ; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию , мыслить , используя весь свой творческий потенциал

Приём «Ментальная карта»

Изображение информации в графическом виде ; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию , мыслить , используя весь свой творческий потенциал

«Сыновья» В. Осеева

«Сыновья» В. Осеева

Кластер способ графической организации материала Не отвечай злом на зло Не собирайте себе сокровищ на земле Не судите, да не судимы будете Любите врагов ваших

Кластер

способ графической организации материала

Не отвечай злом на зло

Не собирайте себе сокровищ на земле

Не судите, да не судимы будете

Любите врагов ваших

Прием «Пазлы»    «Реконструкция текста» Проходя мимо церкви…- Проходя мимо нищих… - Проходя мимо юных… - Проходя мимо старых… - склонись крестись не злись делись

Прием «Пазлы»   «Реконструкция текста»

Проходя мимо церкви…-

Проходя мимо нищих… -

Проходя мимо юных… -

Проходя мимо старых… -

склонись крестись не злись делись

Прием «Пазлы».    «Реконструкция текста» Проходя мимо церкви…- крестись. Проходя мимо нищих… - делись. Проходя мимо юных… - не злись. Проходя мимо старых… - склонись.

Прием «Пазлы».   «Реконструкция текста»

Проходя мимо церкви…- крестись.

Проходя мимо нищих… - делись.

Проходя мимо юных… - не злись.

Проходя мимо старых… - склонись.

Прием «Пазлы»  Случай с кошельком Евгений Пермяк  Не сразу понял Костя, о чем говорила его старшая сестра. Но зато, когда понял, запомнил на всю жизнь про этот случай с кошельком.  Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелек, а потом побежал и догнал старушку. ─ Бабушка, вы кошелек потеряли. Вот он. Старуха взяла свой кошелек и сунула его в карман. ─ Тьфу! Какая стала я растеряха...  Шли по улице двое: старшая сестра Катя и младший брат Костя. А впереди них шла старушка с кошелкой. Седенькая. Хроменькая.  Шла так старушка, шла да и выронила кошелек с деньгами. Тогда старшая сестра остановилась, строго посмотрела на младшего брата и спросила: ─ А за что она должна благодарить тебя? За то, что ты честен? Так ведь быть честным ─ это твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это требовать благодарности?.. Сказала так она и пошла себе дальше, а Костя вернулся к сестре и пожаловался на старушку: ─ Какая она неблагодарная! Взяла кошелек, сунула его в карман и даже спасибо не сказала.

Прием «Пазлы»

Случай с кошельком Евгений Пермяк

Не сразу понял Костя, о чем говорила его старшая сестра. Но зато, когда понял, запомнил на всю жизнь про этот случай с кошельком.

Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелек, а потом побежал и догнал старушку.

─ Бабушка, вы кошелек потеряли. Вот он.

Старуха взяла свой кошелек и сунула его в карман.

─ Тьфу! Какая стала я растеряха...

Шли по улице двое: старшая сестра Катя и младший брат Костя. А впереди них шла старушка с кошелкой. Седенькая. Хроменькая.

Шла так старушка, шла да и выронила кошелек с деньгами.

Тогда старшая сестра остановилась, строго посмотрела на младшего брата и спросила:

─ А за что она должна благодарить тебя? За то, что ты честен? Так ведь быть честным ─ это твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это требовать благодарности?..

Сказала так она и пошла себе дальше, а Костя вернулся к сестре и пожаловался на старушку:

─ Какая она неблагодарная! Взяла кошелек, сунула его в карман и даже спасибо не сказала.

Прием «Чтение с остановками» «Бабушка отдыхает» В. Сухомлинский Этап 1- вызов На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

Прием «Чтение с остановками»

«Бабушка отдыхает» В. Сухомлинский

Этап 1- вызов

На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

Прием «Чтение с остановками» Этап 2 – осмысление Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала: – Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце. Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. - Что будет дальше? - Почему? Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала: – Галинка, слушай… Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала: – Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце. Сели девочки к столу и рассматривают рисунки. А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки. Когда бабушка встала, Галинка спросила: – Бабушка, почему вы во сне плакали? Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Прием «Чтение с остановками»

Этап 2 – осмысление

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце. Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.

- Что будет дальше?

- Почему?

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Прием «Чтение с остановками» Этап 3 – рефлексия Насколько были правы учащиеся в своих предположениях? Заключительная беседа, обсуждение совместной работы. Почему ошибались?

Прием «Чтение с остановками»

Этап 3 – рефлексия

Насколько были правы учащиеся в своих предположениях?

Заключительная беседа, обсуждение совместной работы.

Почему ошибались?

Изменение концовки  Капля воды В. Сухомлинский    Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.  А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и ребята подошли к колодцу одновременно.  На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.  Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.   - Как надо изменить концовку рассказа, чтобы бабушка радостно и с улыбкой смотрела вслед ребятам?

Изменение концовки

Капля воды В. Сухомлинский

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и ребята подошли к колодцу одновременно. На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву. Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

 

- Как надо изменить концовку рассказа, чтобы бабушка радостно и с улыбкой смотрела вслед ребятам?

«Конкурс шпаргалок» или   «Опорный конспект»

«Конкурс шпаргалок» или  «Опорный конспект»

  • Конкурс шпаргалок отрабатывает умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях.
  • Обязательно оговариваются условия.
  • Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
  • 1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
  • 2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
  • 3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
«Разложи по порядку»

«Разложи по порядку»

  • Задача: разложить представленные изображения в хронологическом порядке
Прием «Уголки»

Прием «Уголки»

  • при составлении характеристики героев или каких- либо понятий. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.
«Проталинки»  Восстанови текст

«Проталинки» Восстанови текст

  • Крещение Руси в православную веру произошло при __________________________. Первыми крестились жители города_________ в реке _______________. Это было в ___________году. После этого события князя стали называть _________________________.
  • Слова для справок: Красное Солнышко, княгине Ольге, князе Владимире, Днепр, Киева, 988, 1998, Волга, Москве, Ярослав Мудрый.
Прием «Составление справки»  Прочитайте текст. Составьте справку Справка   Дана________________, который родился____ января _________ лет тому назад, в городе __________________________ . Мать Иисуса звали_______________. По преданию ему суждено было стать_____________________ мира. Рождение Иисуса сопровождалось появлением______________________. В возрасте______________он  стал   проповедовать и творить________________. Он мог _____________ мертвого, накормить толпу_____________ хлебами, исцелить ___________________. Враги________________ Христа на кресте. После смерти он ___________________.  

Прием «Составление справки»

Прочитайте текст. Составьте справку

Справка

 

Дана________________, который родился____ января _________ лет тому назад, в городе __________________________ . Мать Иисуса звали_______________. По преданию ему суждено было стать_____________________ мира. Рождение Иисуса сопровождалось появлением______________________. В возрасте______________он стал

  проповедовать и творить________________. Он мог _____________ мертвого, накормить толпу_____________ хлебами, исцелить ___________________. Враги________________ Христа на кресте. После смерти он ___________________.

 

Проанализируйте ситуации и скажите,  по каким мотивам совершались добрые дела. Ситуация 1. Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось. Ситуация 2.  Однажды старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его .

Проанализируйте ситуации и скажите,

по каким мотивам совершались добрые дела.

Ситуация 1. Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось.

Ситуация 2.  Однажды старушка –

соседка попросила мальчика отнести

и сдать бутылки из-под кефира.

Он согласился, но сказал, что за это она

должна чем-то отблагодарить его .

Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» В.А. Сухомлинский

Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»

В.А. Сухомлинский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Приемы формирования читательской грамотности на уроках православной культуры"

Автор: Т.А. Батракова, Л.Е. Казаринова

Дата: 23.05.2022

Номер свидетельства: 607813


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства