kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Развитие и диагностика внимания у дошкольников и младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения, направленные на развитие внимания помогают ребёнку развивать этот процесс, а систематическая тренировка помогает улучшить внимание, добиться высоких показателей качества внимания. Значимость проблематики внимания в повседневной жизни проявляется в многочисленных характеристиках личности человека, связанных с фактором внимания. Психодиагностика свойств внимания детей 6-9 летнего возраста должен быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие и диагностика внимания у дошкольников и младших школьников"»

Развитие и Диагностика внимания у дошкольников и младших школьников  «Внимание есть именно та дверь, через  которую проходит все, что только входит  в душу человека из внешнего мира.»  К. Д. Ушинский Выполнила : Борецкая К.А

Развитие и Диагностика внимания у дошкольников и младших школьников

«Внимание есть именно та дверь, через

которую проходит все, что только входит

в душу человека из внешнего мира.»

К. Д. Ушинский

Выполнила : Борецкая К.А

Содержание: 1) Что такое внимание 2)Виды внимания 3)Внимание дошкольника 4)Упражнения на развитие внимания 5)Выводы.

Содержание:

  • 1) Что такое внимание
  • 2)Виды внимания
  • 3)Внимание дошкольника
  • 4)Упражнения на развитие внимания
  • 5)Выводы.

Что такое внимание?  Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо. Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. (С. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» )

Что такое внимание?

  • Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо.
  • Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. (С. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» )

Виды внимания: Виды внимания Непроизвольное Условие возникновения Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Произвольное Основная характеристика Механизм Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Постановка(принятие)задачи Послепроизвольное Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь) Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

Виды внимания:

Виды внимания

Непроизвольное

Условие возникновения

Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя

Произвольное

Основная характеристика

Механизм

Непроизвольность, легкость возникновения и переключения

Постановка(принятие)задачи

Послепроизвольное

Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет

Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес

Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь)

Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение

Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

Внимание дошкольника.  Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами . Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.  Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.   Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью.  В 5 – 7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание.

Внимание дошкольника.

  • Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами . Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.
  • Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.
  • Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью.
  • В 5 – 7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание.

Игра «ЛАДОШКИ» Упражнение на развитие устойчивости внимания. Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала

Игра «ЛАДОШКИ»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

НАЗОВИ, ОДНИМ СЛОВОМ   Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ...;  птицы - ... КЛАССИФИКАЦИЯ   Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

НАЗОВИ, ОДНИМ СЛОВОМ

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ...;  птицы - ...

КЛАССИФИКАЦИЯ

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

Игра «СТРОИТЕЛИ »   Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу .

Игра «СТРОИТЕЛИ » Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу .

Упражнения на развитие внимания.  Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно). Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.  Игра «Посмотри и запомни» На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

Упражнения на развитие внимания.

Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно).

Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.

Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

Игра «Посмотри и запомни»

  • На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

Упражнение «Найди 5 отличий»

Упражнение «Найди 5 отличий»

3. Упражнение
  • 3. Упражнение "Цифровая таблица".
  • Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.

1 10 11 18 7

16 20 3 14 22

2 25 9 13 24

12 5 21 4 17

19 23 15 6 8

  • 4. Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания.
  • Если же эти упражнения оказались трудными для ребенка, составьте более простую таблицу, например из 9 клеточек.

Выводы: Упражнения, направленные на развитие внимания помогают ребёнку развивать этот процесс, а систематическая тренировка помогает улучшить внимание, добиться высоких показателей качества внимания. Значимость проблематики внимания в повседневной жизни проявляется в многочисленных характеристиках личности человека, связанных с фактором внимания. Психодиагностика свойств внимания детей 6-9 летнего возраста должен быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Выводы:

  • Упражнения, направленные на развитие внимания помогают ребёнку развивать этот процесс, а систематическая тренировка помогает улучшить внимание, добиться высоких показателей качества внимания.
  • Значимость проблематики внимания в повседневной жизни проявляется в многочисленных характеристиках личности человека, связанных с фактором внимания.
  • Психодиагностика свойств внимания детей 6-9 летнего возраста должен быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Презентация "Развитие и диагностика внимания у дошкольников и младших школьников"

Автор: Борецкая Кристина Александровна

Дата: 15.05.2020

Номер свидетельства: 549908


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства