kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Презентация "Работа с высокомотивированными и одарёнными учащимися"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены в презентации формы и методы работы с учащимися данной категории.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Работа с высокомотивированными и одарёнными учащимися"»

Особенности работы  с высокомотивированными  и одарёнными учащимися  по учебному предмету Авраменко Валентина Васильевна

Особенности работы с высокомотивированными и одарёнными учащимися по учебному предмету

Авраменко Валентина Васильевна

В соответствии с Конвенцией о Правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1989г.), «образование ребёнка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме…» (статья 29). Главной целью обучения и воспитания подрастающего поколения является обеспечение условий для раскрытия и развития способностей и талантов учащихся с целью их дальнейшей реализации.

В соответствии с Конвенцией о Правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1989г.), «образование ребёнка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме…» (статья 29).

Главной целью обучения и воспитания подрастающего поколения является обеспечение условий для раскрытия и развития способностей и талантов учащихся с целью их дальнейшей реализации.

Одарённость — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений).

Одарённость —

системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок —

это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений).

Признаки одарённости Мотивационный аспект поведения одарённого ребёнка:  - повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной деятельности, переживание чувства удовольствия;  - повышенная познавательная потребность;  - ярко выраженный интерес;  - предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации;  - высокая требовательность к результатам. Инструментальный аспект поведения одарённого ребёнка:  - наличие специфических стратегий деятельности;  - сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности;  - особый тип организации знаний;  - своеобразный тип обучаемости.

Признаки одарённости

Мотивационный аспект поведения одарённого ребёнка:

- повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной деятельности, переживание чувства удовольствия;

- повышенная познавательная потребность;

- ярко выраженный интерес;

- предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации;

- высокая требовательность к результатам.

Инструментальный аспект поведения одарённого ребёнка:

- наличие специфических стратегий деятельности;

- сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности;

- особый тип организации знаний;

- своеобразный тип

обучаемости.

Критерии выделения видов одарённости: Вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики. Особенности возрастного развития. 1 5 Уровень развития сфер психики. 2 6 Степень сформированности одарённости. 3 Форма проявлений. Широта проявлений  в различных видах деятельности. 4 5

Критерии выделения видов одарённости:

Вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики.

Особенности возрастного развития.

1

5

Уровень развития сфер психики.

2

6

Степень сформированности одарённости.

3

Форма проявлений.

Широта проявлений в различных видах деятельности.

4

5

Особенности личности одарённых детей С гармоничным типом развития Качества личности:  - стремление к творческой деятельности, самостоятельность, любознательность, увлечённость, интерес, внутренняя мотивация, перфекционизм, устойчиво высокая самооценка, независимость. Взаимоотношения со сверстниками и педагогами:  - быстро адаптируются к школе, классному коллективу, пользуются уважением одноклассников, часто становятся лидерами, «звёздами» класса. С дисгармоничным типом развития Качества личности: н еравномерность психического развития — значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии; доминирование интересов, личностные приоритеты, повышенная впечатлительность и реактивность, доминирование направленности лишь на усвоение знаний. Взаимоотношения со сверстниками и педагогами: плохо развиты навыки социального поведения, проблемы в общении.  5

Особенности личности одарённых детей

С гармоничным типом развития

Качества личности: - стремление к творческой деятельности, самостоятельность, любознательность, увлечённость, интерес, внутренняя мотивация, перфекционизм, устойчиво высокая самооценка, независимость.

Взаимоотношения со сверстниками и педагогами:

- быстро адаптируются к школе, классному коллективу, пользуются уважением одноклассников, часто становятся лидерами, «звёздами» класса.

С дисгармоничным типом развития

Качества личности: н еравномерность психического развития — значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии; доминирование интересов, личностные приоритеты, повышенная впечатлительность и реактивность, доминирование направленности лишь на усвоение знаний.

Взаимоотношения со

сверстниками и педагогами:

плохо развиты

навыки социального

поведения, проблемы

в общении.

5

Трудности в обучении одарённых детей Лень Высокие и низкие уровни развития различных способностей взаимосвязаны и маскируют друг друга В школе их одарённость не признаётся Отсутствие мотивации Неуверенность в собственных силах 7

Трудности в обучении одарённых детей

Лень

Высокие и низкие уровни развития различных способностей взаимосвязаны и маскируют друг друга

В школе их одарённость не признаётся

Отсутствие мотивации

Неуверенность в собственных силах

7

Уровни организации работы  с высокомотивированными  и одарёнными учащимися Международный Государственный Областной Районный Учреждение образования 8

Уровни организации работы с высокомотивированными и одарёнными учащимися

Международный

Государственный

Областной

Районный

Учреждение образования

8

Выявление одарённых учащихся: Психолого-педагогическое просвещение педагогов по проблеме одарённости. 4 1 Педагогическая диагностика одарённости. Диагностика готовности педагогов к работе с одарёнными учащимися. 2 5 Психологическая диагностика одарённых учащихся. Психологическое просвещение родителей по проблеме детской одарённости. 3 9

Выявление одарённых учащихся:

Психолого-педагогическое просвещение педагогов по проблеме одарённости.

4

1

Педагогическая диагностика одарённости.

Диагностика готовности педагогов к работе с одарёнными учащимися.

2

5

Психологическая диагностика одарённых учащихся.

Психологическое просвещение родителей по проблеме детской одарённости.

3

9

Работа педагогов и психологов с одарёнными учащимися: Индивидуальный  и дифференцированный подход  при организации обучения на уроке. Коррекционно-развивающие занятия психолога. 5 1 6 Консультирование педагогов. 2 Факультативные занятия. 7 Консультирование родителей. Тьюторское сопровождение одарённых учащихся. 3 4 Организация исследовательской деятельности. 10

Работа педагогов и психологов с одарёнными учащимися:

Индивидуальный и дифференцированный подход при организации обучения на уроке.

Коррекционно-развивающие занятия психолога.

5

1

6

Консультирование педагогов.

2

Факультативные занятия.

7

Консультирование родителей.

Тьюторское сопровождение одарённых учащихся.

3

4

Организация исследовательской деятельности.

10

Психологическое сопровождение одарённых учащихся на этапе подготовки и участия  в олимпиадах различного уровня: 1 2 Формирование уверенности  в себе, состояния готовности, ориентации на успех (позитивное мышление, режим, питание). Овладение приёмами саморегуляции: снятия напряжения, мобилизации на деятельность (дыхание, массаж, релаксация,  формулы  самовнушения,  поддержка). 10

Психологическое сопровождение одарённых учащихся на этапе подготовки и участия в олимпиадах различного уровня:

1

2

Формирование уверенности в себе, состояния готовности, ориентации на успех (позитивное мышление, режим, питание).

Овладение приёмами саморегуляции: снятия напряжения, мобилизации на деятельность (дыхание, массаж, релаксация, формулы самовнушения, поддержка).

10

Уровни квалификации учителей  для обучения одарённых учащихся Знания, умения, установки, необходимые для развития одарённости определённого вида Знания, умения, установки для развития любой одарённости Личностные характеристики, знания, умения и установки, необходимые для всех учителей, кто стимулирует раскрытие и развитие каждого ребёнка (фасилитация) 12

Уровни квалификации учителей для обучения одарённых учащихся

Знания, умения, установки, необходимые для развития одарённости определённого вида

Знания, умения, установки для развития любой одарённости

Личностные характеристики, знания, умения и установки, необходимые для всех учителей, кто стимулирует раскрытие и развитие каждого ребёнка (фасилитация)

12

Перечень специфических качеств педагога, работающего с одарёнными детьми: 5 1 Обладает чувством юмора (но без склонности к сарказму). Имеет высокий уровень интеллектуального развития. Разбирается в особенностях психологии одарённых детей, чувствует их потребности и интересы. 2 Имеет широкий круг интересов и умений. 6 Готов к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей. 3 Имеет творческое, личное мировоззрение. 7 Имеет оптимистический настрой и активный характер. 4 13

Перечень специфических качеств педагога, работающего с одарёнными детьми:

5

1

Обладает чувством юмора (но без склонности к сарказму).

Имеет высокий уровень интеллектуального развития.

Разбирается в особенностях психологии одарённых детей, чувствует их потребности и интересы.

2

Имеет широкий круг интересов и умений.

6

Готов к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей.

3

Имеет творческое, личное

мировоззрение.

7

Имеет оптимистический настрой и активный характер.

4

13

Перечень специфических качеств педагога, работающего с одарёнными детьми: Проявляет гибкость,  готов к пересмотру своих  взглядов и постоянному самосовершенствованию. Имеет эмоциональную стабильность, позитивную  Я-концепцию. 8 12 Умеет стимулировать когнитивные способности учащихся. Имеет специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми. 9 13 Готов к приобретению психолого-педагогических знаний для работы с одарёнными детьми. Обладает способностью к индивидуализации обучения. 10 14 11 Обладает крепким здоровьем  и жизнестойкостью. 14

Перечень специфических качеств педагога, работающего с одарёнными детьми:

Проявляет гибкость, готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Имеет эмоциональную стабильность, позитивную Я-концепцию.

8

12

Умеет стимулировать когнитивные способности учащихся.

Имеет специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми.

9

13

Готов к приобретению психолого-педагогических знаний для работы с одарёнными детьми.

Обладает способностью к индивидуализации

обучения.

10

14

11

Обладает крепким здоровьем и жизнестойкостью.

14

Личностные качества педагогов, необходимые  для работы с одарёнными учащимися Учителя-фасилитаторы - педагогическое правило: «Внушай уверенность и помогай!» Доброжелательность и чуткость к детям Широкий круг интересов Креативность Гибкость Позитивное видение мира Целеустремлённость и настойчивость Личностная и социальная зрелость Эмоциональная стабильность Активная жизненная позиция Теплота в отношениях Искренность Эмпатия Позитивное отношение к другим людям Уверенность в себе Оптимизм Интуиция 14

Личностные качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными учащимися

Учителя-фасилитаторы - педагогическое правило: «Внушай уверенность и помогай!»

  • Доброжелательность и чуткость к детям
  • Широкий круг интересов
  • Креативность
  • Гибкость
  • Позитивное видение мира
  • Целеустремлённость и настойчивость
  • Личностная и социальная зрелость
  • Эмоциональная стабильность
  • Активная жизненная позиция
  • Теплота в отношениях
  • Искренность
  • Эмпатия
  • Позитивное отношение к другим людям
  • Уверенность в себе
  • Оптимизм
  • Интуиция

14

Профессиональные умения педагогов для работы с одарёнными детьми: 1. Умение распознавать (диагностировать) одарённых детей. 2. Умение стимулировать способности учащихся. 3. Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребёнка. 4. Умение модифицировать программы. 5. Умение разрабатывать индивидуальные учебные программы. 6. Умение консультировать родителей, устанавливать с ними доверительные отношения. 7. Умение работать по экспериментальному плану. 8. Умение выбирать оптимальные формы и технологии обучения 9. Умение создавать благоприятный психологический климат в классе. 14

Профессиональные умения педагогов

для работы с одарёнными детьми:

1. Умение распознавать (диагностировать) одарённых детей.

2. Умение стимулировать способности учащихся.

3. Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребёнка.

4. Умение модифицировать программы.

5. Умение разрабатывать индивидуальные учебные программы.

6. Умение консультировать родителей, устанавливать с ними доверительные отношения.

7. Умение работать по экспериментальному плану.

8. Умение выбирать оптимальные формы и технологии

обучения

9. Умение создавать благоприятный психологический

климат в классе.

14

Поведенческие качества: 1 3 Умение слушать. Умение располагать к себе. 4 Владение техникой постановки вопросов. 2 Умение строить позитивные взаимоотношения. 17

Поведенческие качества:

1

3

Умение слушать.

Умение располагать к себе.

4

Владение техникой постановки вопросов.

2

Умение строить позитивные взаимоотношения.

17

Принципы обучения одарённых учащихся: — принцип развивающего и воспитывающего обучения; – принцип индивидуализации и дифференциации обучения; – принцип учёта возрастных возможностей. 18

Принципы обучения

одарённых учащихся:

— принцип развивающего и воспитывающего обучения;

– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

– принцип учёта возрастных возможностей.

18

Дифференциация — способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются. Цель дифференциации  процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. 19

Дифференциация —

способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Цель дифференциации  процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

19

Индивидуализация и дифференциация обучения Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного    уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся. Использование  дифференциации  в  процессеобучения  создаёт  возможности  для развития творческой целенаправленной личности,  осознающей  конечную  цель и задачи   обучения;   для   повышения   активности   и   усиления   мотивации   учения. Основной целью индивидуализации и дифференциации  является  сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности   ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую,  уникальную личность. 20

Индивидуализация и дифференциация обучения

  • Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного   уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
  • Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.
  • Использование  дифференциации  в  процессеобучения  создаёт  возможности  для развития творческой целенаправленной личности,  осознающей  конечную  цель и задачи   обучения;   для   повышения   активности   и   усиления   мотивации   учения.
  • Основной целью индивидуализации и дифференциации  является  сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности  ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

20

Внешняя дифференциация: 1 4 Дифференциация параллелей. Попеременное обучение. Занятия по свободному выбору. 2 Перегруппировка параллелей. 5 3 Выделение группы одарённых учащихся из параллели. 21

Внешняя дифференциация:

1

4

Дифференциация

параллелей.

Попеременное обучение.

Занятия по свободному выбору.

2

Перегруппировка параллелей.

5

3

Выделение группы одарённых учащихся из параллели.

21

Внутренняя дифференциация: Выделение групп учащихся в зависимости от вида их одарённости, организация индивидуального учебного плана, обучение по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам. 4 Организация самостоятельной познавательной деятельности. 1 Использование рефлексивно-деятельностных технологий обучения. 5 6 Использование современных информационных технологий  (в том числе дистанционного обучения). Тьюторское с опровождение. 2 3 Разноуровневость содержания обучения. 22

Внутренняя дифференциация:

Выделение групп учащихся в зависимости от вида их одарённости, организация индивидуального учебного плана, обучение по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам.

4

Организация самостоятельной познавательной деятельности.

1

Использование

рефлексивно-деятельностных технологий обучения.

5

6

Использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения).

Тьюторское с опровождение.

2

3

Разноуровневость содержания

обучения.

22

Подходы к отбору содержания обучения одарённых детей: 1 2 Изменение качественных характеристик:  соотношение различных направлений;  моделирование содержания;  характер его подачи (алгоритмизированный,  эвристический и др.). Изменение количественных характеристик:  объём учебного материала;    темп обучения. 22

Подходы к отбору содержания обучения одарённых детей:

1

2

Изменение качественных характеристик:

  • соотношение различных направлений;
  • моделирование содержания;
  • характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и др.).

Изменение количественных характеристик:

  • объём учебного материала;
  • темп обучения.

22

Стратегии разработки содержания учебных программ для обучения одарённых учащихся 1 4 3 2 Углубление Ускорение Пробле матизация Обогащение 22

Стратегии разработки содержания учебных программ

для обучения одарённых учащихся

1

4

3

2

Углубление

Ускорение

Пробле

матизация

Обогащение

22

Критерии отбора учебного материала при работе  с одарёнными школьниками: 1 2 3 Содержание учебного материала должно создать для одарённого школьника условия осознания познавательного процесса как перманентного, чтобы впоследствии он сумел активно влиять на этот процесс. Научный характер содержания учебного материала предполагает создание условий, предшествующих освоению методов интеллектуальной деятельности, требующей абстрактных понятий и мыслительных процессов более высокого уровня. Синтез знаний на основе усиления межпредметных связей, их обобщение и эффективное использование в конкретной практической ситуации с учётом законов творчества. 22

Критерии отбора учебного материала при работе с одарёнными школьниками:

1

2

3

Содержание учебного материала должно создать для одарённого школьника условия осознания познавательного процесса как перманентного, чтобы впоследствии он сумел активно влиять на этот процесс.

Научный характер содержания учебного материала предполагает создание условий, предшествующих освоению методов интеллектуальной деятельности, требующей абстрактных понятий и мыслительных процессов более высокого уровня.

Синтез знаний на основе усиления межпредметных связей, их обобщение и эффективное использование в конкретной практической ситуации с учётом законов творчества.

22

Программы обучения для интеллектуально одарённых учащихся должны: 1 6 обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса; включать изучение широких (глобальных) тем и проблем; 2 7 использовать в обучении междисциплинарный подход; поддерживать и развивать самостоятельность в учении; 8 3 гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации. предполагать изучение проблем «открытого типа»; 4 учитывать интересы одарённого ребёнка; 5 содействовать изучению способов получения знаний; 26

Программы обучения для интеллектуально одарённых учащихся должны:

1

6

обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса;

включать изучение широких (глобальных) тем и проблем;

2

7

использовать в обучении междисциплинарный подход;

поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

8

3

гарантировать наличие и свободное использование разнообразных

источников и

способов

получения

информации.

предполагать изучение проблем «открытого типа»;

4

учитывать интересы одарённого ребёнка;

5

содействовать изучению способов получения знаний;

26

Программы обучения для интеллектуально одарённых учащихся должны: 9 предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала; способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей; 11 10 12 обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности; включить элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи. 26

Программы обучения для интеллектуально одарённых учащихся должны:

9

предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала;

способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

11

10

12

обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

включить элементы индивидуализированной психологической поддержки

и помощи.

26

Урок как основная форма организации обучения: — коллективно-индивидуальная форма взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя; — система взаимообусловленной организационной и учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение целей и задач образования, воспитания и развития. 26

Урок как основная форма

организации обучения:

— коллективно-индивидуальная форма взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя;

— система взаимообусловленной организационной и учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение целей и задач образования, воспитания и развития.

26

Методы обучения — способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений, выработку навыков, развитие познавательных способностей и личностных качеств. 26

Методы обучения —

способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений, выработку навыков, развитие познавательных способностей и личностных качеств.

26

Классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений Словесные: Наглядные: Практические: упражнения, решение задач, деловые игры, эксперимент, моделирование устные, письменные, монологические, диалогические, эвристическая беседа, групповая дискуссия, опрос предметная, изобразительная (художественная, символическая, текстовая), словесная наглядность 30

Классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений

Словесные:

Наглядные:

Практические:

упражнения, решение задач, деловые игры, эксперимент, моделирование

устные, письменные, монологические, диалогические, эвристическая беседа, групповая дискуссия, опрос

предметная, изобразительная (художественная, символическая, текстовая), словесная наглядность

30

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе обучения Репродуктивный (повторение, упражнение, пересказ, тренинг) Объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, показ, пример) Исследовательский (проект, учебное исследование ) Эвристический (эвристическая беседа, эксперимент, лабораторная работа) Проблемный (проблемные ситуации) 31

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе обучения

Репродуктивный (повторение, упражнение, пересказ, тренинг)

Объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, показ, пример)

Исследовательский

(проект, учебное исследование )

Эвристический (эвристическая беседа, эксперимент, лабораторная работа)

Проблемный (проблемные ситуации)

31

Активные методы обучения Методы интерактивного Методы проблемного обучения Методы программированного обучения обучения (разрешение проблемных ситуаций) (работа по заданным алгоритмам) (дискуссия, учебно-ролевые игры, диалог, полилог) 32

Активные методы обучения

Методы интерактивного

Методы проблемного обучения

Методы программированного обучения

обучения

(разрешение проблемных ситуаций)

(работа по заданным алгоритмам)

(дискуссия, учебно-ролевые игры, диалог, полилог)

32

Технология обучения Совокупность наиболее рациональных  Педагогическая  технология  —  это  системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств. Это алгоритм деятельности учителя и учеников, направленный на достижение заранее запланированной цели обучения. 32

Технология обучения

Совокупность наиболее рациональных 

Педагогическая  технология  —  это  системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств.

Это алгоритм деятельности учителя и учеников, направленный на достижение заранее запланированной цели обучения.

32

Технологии обучения, в рамках которых осуществляется субъектный подход, создаются ситуации для рефлексии и самостоятельной деятельности учащихся, для развития ключевых компетенций учащихся можно определить, по мнению В. К. Зарецкого, как рефлексивно-деятельностные технологии. Сочетание рефлексии и деятельности проявляется в практике проведения большого числа педагогических технологий, которые могут быть использованы на различных уровнях обобщённости (микротехнологии или педагогические техники, предметно-тематические технологии, макротехнологии). 32

Технологии обучения, в рамках которых осуществляется субъектный подход, создаются ситуации для рефлексии и самостоятельной деятельности учащихся, для развития ключевых компетенций учащихся можно определить, по мнению В. К. Зарецкого, как рефлексивно-деятельностные технологии.

Сочетание рефлексии и деятельности проявляется в практике проведения большого числа педагогических технологий, которые могут быть использованы на различных уровнях обобщённости (микротехнологии или педагогические техники, предметно-тематические технологии, макротехнологии).

32

Выбор технологий обучения одарённых учащихся определяется: 1 3 типом одарённости приоритетными задачами работы с одарённым учащимся: обучающая, ученика; обучающе-развивающая, развивающая; развитие уже высоких способностей или недостаточно развитых способностей; педагогическая поддержка, воспитательная и т. д. 2 формой проявления одарённости; 32

Выбор технологий обучения одарённых учащихся определяется:

1

3

типом одарённости

приоритетными задачами работы с одарённым учащимся: обучающая,

ученика;

обучающе-развивающая, развивающая; развитие уже высоких способностей или недостаточно развитых способностей; педагогическая поддержка, воспитательная и т. д.

2

формой проявления одарённости;

32

Совершенствование технологий и методов обучения способных и одарённых учащихся обеспечивается: широким использованием коллективных форм познавательной деятельности; вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, тьюторское сопровождение; реализацией индивидуализированного обучения с учётом стиля познавательной деятельности одарённого школьника; методами творческого характера – проблемные, поисковые эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами  самостоятельной,  индивидуальной  и групповой работы. использованием рефлексивно-деятельностных технологий; 32

Совершенствование технологий и методов обучения способных и одарённых учащихся обеспечивается:

  • широким использованием коллективных форм познавательной деятельности;
  • вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, тьюторское сопровождение;
  • реализацией индивидуализированного обучения с учётом стиля познавательной деятельности одарённого школьника;
  • методами творческого характера – проблемные, поисковые эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
  • использованием рефлексивно-деятельностных технологий;

32

Классификация методов и технологий по ведущей функции в педагогическом взаимодействии – интерактивные методы (С. С. Кашлев) Методы организации рефлексии (рефлексивный круг, мишень, ключевое слово и др.). Методы организации коммуникации (прогноз погоды, поменяемся местами, заверши фразу). 1 4 Методы организации обмена деятельностями (метаплан, мастерская будущего, аквариум, перекрёстные группы). Методы организации смыслотворчества (заверши фразу, алфавит, работа с понятиями, интеллектуальные качели, аллитерация понятия). 2 5 Методы организации мыследеятельности (четыре угла, чьё это?, выбор, логическая цепочка). 3 32

Классификация методов и технологий по ведущей функции в педагогическом взаимодействии – интерактивные методы (С. С. Кашлев)

Методы организации рефлексии (рефлексивный круг, мишень, ключевое слово и др.).

Методы организации коммуникации (прогноз погоды, поменяемся местами, заверши фразу).

1

4

Методы организации обмена деятельностями (метаплан, мастерская будущего, аквариум, перекрёстные группы).

Методы организации смыслотворчества (заверши фразу, алфавит, работа с понятиями, интеллектуальные качели, аллитерация понятия).

2

5

Методы организации мыследеятельности (четыре угла, чьё это?, выбор, логическая цепочка).

3

32

Классификация методов и технологий по организации сотрудничества учащихся (Н. И. Запрудский): Технология педагогических мастерских (индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, рефлексия). Методы кооперативного обучения (по Е. С. Полат — обучение в команде, учимся вместе, пила или мозаика). 1 4 2 5 Интегральная технология. Технология активной оценки. 3 Методы проектного обучения. 32

Классификация методов и технологий по организации сотрудничества учащихся (Н. И. Запрудский):

Технология педагогических мастерских (индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, рефлексия).

Методы кооперативного обучения (по Е. С. Полат — обучение в команде, учимся вместе, пила или мозаика).

1

4

2

5

Интегральная технология.

Технология активной оценки.

3

Методы проектного обучения.

32

Классификация методов и технологий  по критерию развития мышления учащихся  (Д. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл «Развитие критического мышления через чтение и письмо»): 4 5 1 2 3 кейс-технологии. методы мотивации деятельности с новой информацией (вызов), актуализации личного опыта (мозговой штурм, прогнозирование по ключевым словам, восстановление логической цепочки, аллитерация, алфавит; методы осмысления содержания (карта идей/понятий, ЗХУ, зигзаг, инсерт, кластер, ротация , 6 шляп); технологии проблемного обучения; методы рефлексии (эссе, рефлексивный круг, мишень, заверши фразу, острова, телеграмма, 5 пальцев, дерево настроения, мухомор, ХИМС); 39

Классификация методов и технологий по критерию развития мышления учащихся (Д. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл «Развитие критического мышления через чтение и письмо»):

4

5

1

2

3

кейс-технологии.

методы мотивации деятельности с новой информацией (вызов), актуализации личного опыта (мозговой штурм, прогнозирование по ключевым словам, восстановление логической цепочки, аллитерация, алфавит;

методы осмысления содержания (карта идей/понятий, ЗХУ, зигзаг, инсерт, кластер, ротация , 6 шляп);

технологии проблемного обучения;

методы рефлексии (эссе, рефлексивный круг, мишень, заверши фразу, острова, телеграмма, 5 пальцев, дерево настроения, мухомор, ХИМС);

39

Контроль — вид ориентировочной деятельности педагога в учебно-воспитательном процессе, позволяющий установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя. Процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения. 39

Контроль —

вид ориентировочной деятельности педагога в учебно-воспитательном процессе, позволяющий установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя.

Процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

39

Составные структурные компоненты контроля: 1 4 Наблюдение и проверка. Учёт. Оценка (словесный комментарий). 2 5 Выявление. 3 6 Измерение. Отметка. 39

Составные структурные компоненты контроля:

1

4

Наблюдение и проверка.

Учёт.

Оценка (словесный комментарий).

2

5

Выявление.

3

6

Измерение.

Отметка.

39

Функции контроля   в образовательном процессе: 1 3 2 Проверочно-оценочная функция. Педагогическая функция :   обучающая, развивающая, воспитывающая,  диагностическая, профилактическая,  ориентирующая. Функция обратной связи. 39

Функции контроля в образовательном процессе:

1

3

2

Проверочно-оценочная функция.

Педагогическая функция :

  • обучающая,
  • развивающая,
  • воспитывающая,
  • диагностическая,
  • профилактическая,
  • ориентирующая.

Функция обратной

связи.

39

Функции оценки   в образовательном процессе: 1 5 3 Информационная функция. Социальная функция. Воспитательная функция. 2 6 4 Образовательная функция. Эмоциональная функция. Функция управления. 39

Функции оценки в образовательном процессе:

1

5

3

Информационная функция.

Социальная функция.

Воспитательная функция.

2

6

4

Образовательная функция.

Эмоциональная функция.

Функция управления.

39

Виды контроля в образовательном процессе Предварительный контроль Текущий контроль Тематический контроль Итоговый контроль 44

Виды контроля в образовательном процессе

Предварительный контроль

Текущий контроль

Тематический контроль

Итоговый контроль

44

Методы, приёмы и формы организации контроля в образовательном процессе: Устный опрос (диалог, монолог). 1 4 Самостоятельная работа. Письменный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный). 2 5 Динамическая самостоятельная работа. 6 3 Контрольная работа. Тестовые задания. 44

Методы, приёмы и формы организации контроля в образовательном процессе:

Устный опрос (диалог, монолог).

1

4

Самостоятельная работа.

Письменный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный).

2

5

Динамическая самостоятельная работа.

6

3

Контрольная

работа.

Тестовые задания.

44

Самостоятельная  работа — деятельность ученика, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.  46

Самостоятельная работа —

деятельность ученика, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.

46

Виды самостоятельной работы учащихся по дидактической цели: 1 3 2 Применение знаний, умений, навыков.  Овладение умениями  и навыками. Приобретение  и расширение знаний. 46

Виды самостоятельной работы учащихся по дидактической цели:

1

3

2

Применение знаний, умений, навыков.

Овладение умениями и навыками.

Приобретение и расширение знаний.

46

Виды самостоятельной работы по содержанию деятельности учащихся: работа с книгой, учебной и справочной литературой, интернет-ресурсами, документами; составление конспектов; решение задач и выполнение упражнений; лабораторные работы и фронтальный эксперимент; работа с раздаточным материалом; рецензирование ответов и выступлений товарищей; подготовка сообщений и рефератов; наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, продумывание и конструирование схем и установок; изготовление некоторых приборов и учебных пособий, выполнение практических заданий во время экскурсий, постановка опытов; выполнение  наблюдений  в домашних условиях. 46

Виды самостоятельной работы по содержанию деятельности учащихся:

  • работа с книгой, учебной и справочной литературой, интернет-ресурсами, документами;
  • составление конспектов;
  • решение задач и выполнение упражнений;
  • лабораторные работы и фронтальный эксперимент;
  • работа с раздаточным материалом;
  • рецензирование ответов и выступлений товарищей;
  • подготовка сообщений и рефератов;
  • наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, продумывание и конструирование схем и установок;
  • изготовление некоторых приборов и учебных пособий,
  • выполнение практических заданий во время экскурсий,
  • постановка опытов;
  • выполнение наблюдений в домашних условиях.

46

Виды самостоятельной работы по уровню сложности деятельности учащихся: 1-й уровень  – воспроизводящие работы по образцу – необходимые для запоминания способов в конкретных ситуациях (понятий, фактов, определений), формирование умений и навыков и их прочного закрепления. 3-й уровень  – эвристические работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Ученик сам определяет пути решения задачи и реализует их. На данном уровне в ходе продуктивной деятельности формируется творческая личность. 2-й уровень  – реконструктивно-вариативные работы позволяют на основе полученных ранее знаний найти самостоятельно конкретные способы решения данного задания, что приводит школьников к осмыслению, переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты. 4-й уровень  – творческие работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников; эта деятельность позволяет учащимся  получать принципиально  новые для них знания  закреплять навыки  самостоятельного поиска  знаний. 46

Виды самостоятельной работы по уровню сложности деятельности учащихся:

1-й уровень  – воспроизводящие работы по образцу – необходимые для запоминания способов в конкретных ситуациях (понятий, фактов, определений), формирование умений и навыков и их прочного закрепления.

3-й уровень  – эвристические работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Ученик сам определяет пути решения задачи и реализует их. На данном уровне в ходе продуктивной деятельности формируется творческая личность.

2-й уровень  – реконструктивно-вариативные работы позволяют на основе полученных ранее знаний найти самостоятельно конкретные способы решения данного задания, что приводит школьников к осмыслению, переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты.

4-й уровень  – творческие работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников; эта деятельность

позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания закреплять навыки самостоятельного поиска знаний.

46


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Презентация "Работа с высокомотивированными и одарёнными учащимися"

Автор: Мурзина Татьяна Викторовна

Дата: 13.01.2019

Номер свидетельства: 495014

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства