Просмотр содержимого документа
«Презентация по произведению "Случай с Евсейкой!»
Школа России
Литературное чтение
3 класс
Прочитайте способом «птичий базар»
(еще: орфографически, орфоэпически, с ускорением,
сердито, весело, выразительно).
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас -
весьма во многом.
Не родня ли это чудо
Безобразным осьминогам?
Максим Горький
(1868-1936)
М.Горький – человек нелёгкой судьбы. Он рано лишился родителей. Воспитывал его суровый дедушка. Учить мальчика никто не собирался. Сызмальства ему пришлось работать: сначала собирал всякое старьё (это называлось “ветошничеством”), а потом был отдан “в люди”. Он зарабатывал деньги, выполняя разную чёрную работу, был прислугой и посудомойкой, мальчиком на побегушках.
Всего два года было отведено Алёше на освоение школьных наук. Считали, что этого вполне достаточно. Но М.Горькому этого достаточно не было. Он учился не в гимназии, а сам, читая книги и смог стать всемирноизвестным писателем.
М.Горький – литературное имя писателя. Его настоящее имя –Алексей Пешков.Он создал множество серьёзных произведений, которые вы будете читать в средней школе. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году итальянском городе Мессине произошло землятресение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась переписка.
В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, -писатель создал по заказу маленьких читателей.
М. Горький. «Случай с Евсейкой». Предположите:
- На какую тему произведение?
- Герои произведения?
- К какому жанру относится данное произведение?
ЛАНГУСТЫ— семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;
КЛАРНЕТ— деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент;
АВИАТОР— специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов;
СЕПИИ— то же, что каракатицы.
СИФОНОФОРЫ— колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1см до 3м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10м, служащие для поимки добычи.
ГОЛОТУРИИ— (морские огурцы, морские кубышки), класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м.
АКТИНИИ— (морские анемоны), отряд морских кишечно - полостных клеточных коралловых полипов.
-Какой необычный случай произошел с Евсейкой?
- Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.
- Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке?
Реальные или сказочные это животные?
Какие слова непонятны? Кто их может объяснить? Где можно найти информацию?)
-Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.
-Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
-Как он ответил на вопрос: «Откуда вы это взяли, что рыбы немые?»
Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа? Прочитайте.
Чего он испугался?
- Почему же он не заплакал, испугавшись?
- Как Евсейка старался смотреть на все вокруг?
Прочитайте разговор Евсейки с рыбой.
Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать?
- Что вы думаете о Евсейке? Какой он?
Можно ли назвать мальчика умным?
Можно ли назвать мальчика добрым?
Можно ли назвать мальчика хитрым?
Можно ли назвать мальчика храбрым?Обоснуйте свой ответ.
-Как вы думаете, это рассказ или сказка?
-Почему автор учебника поместил его в раздел «Были и небылицы»?
Творческие задания:
-Представьте себе, что познакомились с Евсейкой. А я его не знаю.
-Расскажите мне о нем.
-Какой он по-вашему?
-Как вы можете
охарактеризовать
Евсейку после прочтения
рассказа?
П рочитайте 10 предложений из текста и отметьте знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «-», если так в тексте не говорится.
1.
2.
Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
3.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!
Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
4.
«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
5.
6.
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!
7.
Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!
«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…
8.
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
9.
- Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
10.
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
1.
2.
Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
-
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!
3.
+
Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
4.
5.
-
«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
6.
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!
+
7.
Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!
+
8.
«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…
-
-
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
9.
+
- Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
10.
-
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
+
Подбери отрывки из текста к иллюстрациями.
Что вы знаете о них?
• Акула- одна из самых грозных хищниц океана. У нее несколько рядов острых, больших зубов .У акулы хорошее обоняние. Она охотится на разных рыб. Акула может напасть и на человека. Но их нельзя убивать. В море, как и на суше, нужны все животные.
•Медузы живут во всех морях и океанах, питаются планктонами. У них есть стрекательные клетки, они могут ими обжечь своего врага. Для человека ожог не опасен, но болезнен. Поэтому нельзя их трогать.
•Кит - самое большое морское животное. Они едят мелких рачков. Киты умеют «пускать» фонтаны. Киты, также как и дельфин, живут в море, но дышат воздухом, всплывая на его поверхность. Своих детенышей они кормят молоком.
•Дельфины – самые добрые и умные животные. У дельфинов блестящая, гладкая шкура. Питаются разной рыбой. Они любят людей и часто спасают тонущих пловцов.