Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Убеждение и внушение как способы воздействия в педагогическом процессе"»
«Убеждение и внушение как
способы воздействия в педагогическом процессе»
Презентацию составила:
учитель начальных классов
МБОУ Кагальницкой СОШ№1
Таршилова Е.А.
Современная сложившаяся ситуация в школе требует новых подходов к организации воспитательной и образовательной деятельности, в связи с чем, отечественная система образования выходит на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признана подготовка учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях настоящей педагогической действительности.
Важнейшей составляющей воспитательного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Особую роль в этом контексте играет общий культурный уровень педагога, то каким образом он осуществляет воздействие на своих воспитанников. Не секрет, что для многих педагогов в современной школе характерны такие психологические качества как неприятие критики, социальный инфантилизм, неспособность воспринимать жизнь во все ее полноте, сосредоточенность на проблемах, повышенная тревожность, ориентация на недостатки детей и коллег и т.п. Эти негативные проявления психологического плана окрашивают всю деятельность педагога, формируя его культуру взаимодействия и воздействия на учащихся.
Методы воздействия являются неотъемлемыми и важнейшими факторами в мастерстве педагога.
Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным ..
Виды педагогического воздействия
Традиционно в психологической науке выделяют два основных вида педагогического воздействия:
- Убеждение
Внушение
Убеждение и внушение являются механизмами преднамеренного влияния.
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация.
Убеждение –
психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребёнка. Это логически аргументированное воздействие одного человека или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.
Суть убеждения в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.
Цель убеждения – стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности.
Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника.
Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убеждённости в том, о чём он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника.
При помощи убеждения возможно достижение различных педагогических целей, задач, установок. Более того, при грамотном использовании технологий убеждения повышается авторитет педагога, что значительно упрощает процесс образования, воспитания и межличностного взаимодействия.
Внушение –
психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.
Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.
Рассматриваются следующие виды внушения : преднамеренное и непреднамеренное
Различают положительное и отрицательное внушение
По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение.
.
Основными приемами косвенного внушения являются
- намек
- внушающее косвенное одобрение
- косвенное осуждение и другие
Взаимосвязь убеждения и внушения в ходе педагогического процесса
Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий -одна из священных обязанностей каждого человека,ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.Сократ