Презентация на тему: "Психологическая готовность четвероклассников к обучению в средней школе"
Презентация на тему: "Психологическая готовность четвероклассников к обучению в средней школе"
Одним из наиболее значимых и сложных периодов в жизни школьника традиционно являет период окончания начальной школы и переход на среднюю ступень школьного обучения.
У многих школьников в это время происходит снижение успеваемости потеря интереса к учебе, нарастание
чувства тревожности из-за понижения самооценки учащихся, возникают проблемы в поведении в школе и
дома, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Психологическая готовность четвероклассников к обучению в средней школе"»
1.5.23
Что такое психологическая готовность младших школьни школьников к переходу в среднее звено?
Что такое психологическая готовность младших школьни школьников к переходу в среднее звено?
Одним из наиболее значимых и сложных периодов
Одним из наиболее значимых и сложных периодов
в жизни школьника традиционно является
в жизни школьника традиционно является
период окончания начальной школы и переход
на среднюю ступень школьного обучения.
У многих школьников в это время
происходит снижение успеваемости,
потеря интереса к учебе, нарастание
чувства тревожности из-за понижения
самооценки учащихся, возникают
проблемы в поведении в школе и
дома, эмоциональная нестабильность,
повышенная утомляемость.
Основные проблемы, возникающие в период адаптации пятиклассников.
Много новых учителей (их надо
запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
Непривычное расписание (новый режим);
Новый классный руководитель;
В средней школе мы снова –
маленькие, а в начальной были уже большими;
Проблемы взросления (подросткового периода).
Подростковый возраст - этап, находящийся между детством и юностью, охватывает период 11 лет до 15 лет и характеризуется рядом специфических черт, таких как:
Появление чувства взрослости.
«Я-концепции» (образ себя). Ведущее личностное новообразование - становление нового уровня самосознания.
Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, потребность в освобождении от опеки и контроля.
Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
Потребность в постоянной поддержке и принятии.
Анализ массовой школьной практики свидетельствует о том, что переход на вторую ступень общего образования не всегда происходит у учащихся бесконфликтно и безболезненно.
Однако образовательного и возрастного кризисов в жизни школьника можно избежать, если сам этот переход будет строиться «как мягкий постепенный» .
Преодолеть возможный эмоциональный дискомфорт и тем самым подготовить бесконфликтный переход детей в основную школу, сделать его легким и естественным можно и нужно, и это является целью нашей работы в данный период.
И в этом нам помогает принцип ПРЕЕМСТВЕННОСТИ в образовании.
Что такое психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено?
1.5.23
1.5.23
Путь достижения этой цели –формирование УУД,обеспечивающих компетенцию«научить учиться»,а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
С помощью анализа результатов диагностики по данной программе решаются следующие задачи психолого-педагогического сопровождения :
Психологический мониторинг/ оценка достижений, диагностика готовности к обучению на следующей ступени; определение проблемных зон у учащихся и возможных путей их ликвидации.
Консультирование педагогов и родителей по итогам диагностики. Совместное с учителем проектирование задач по формированию ( УУД) у обучающихся;
Коррекционно-развивающая работа по проблеме готовности;
Психологическое информирование и
просвещение родителей по актуальным
вопросам образования детей с учетом
результатов психологического мониторинга
Личностная готовность.
Первым показателем личностной готовности является определенный уровень сформированности познавательных мотивов. Он предполагает наличие потребности приобретать знания, положительного отношения к школе, учебной деятельности, осознание себя как ученика.
Самооценка и уровень притязаний младшего школьника.
Интеллектуальная готовность
должна включать развитие познавательных процессов ребенка, формирование умений самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Социальная готовность:
Навыки к установлению других, более “взрослых” взаимоотношений с учителями и одноклассниками;
Самостоятельность и активность в установлении коммуникативных взаимоотношений.
Мониторинг уровня сформированности коммуникативых УУД
4-е классы5 классы
Мониторинг уровня сформированности регулятивных УУД
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Формировать познавательный интерес и положительную мотивацию учения через систему поощрений успехов, умений, знаний, достижений.
Необходимо обратить внимание на развитие следующих мыслительных операций: обобщение, теоретический анализ, выявление существенных признаков предметов и явлений, установление логических отношений между понятиями.
Включать в образовательный процесс упражнения для развития устойчивости, концентрации и переключения внимания, развития самоконтроля, логики.
Учить детей организовывать и планировать свою деятельность
Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев
Учителям 4 классов знать программу по предметам 5 класса, учителям-предметникам знать основные требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов.
Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности.
Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев
При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения.
Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.
Проводить последнее родительское собрание в 4 классе совместно с будущим классным руководителем.
Спасибо за внимание!
Берегите себя и своих близких!
Мониторинг уровня сформированности коммуникативых УУД
4-е классы
5-е классы
УУУро
Притча «Встречающий рассвет»
Жил-был человек. И было у него обыкновение: он поднимался каждый день утром до рассвета, выходил на берег моря, встречал зарю и молился Богу.
Сын его вырос и тоже, как отец, каждый день поднимался утром до рассвета, выходил на берег моря встречать зарю. Но молитву он не произносил.
Вырос у сына сын. Как и отец, он тоже каждый день поднимался утром до рассвета и выходил на берег моря. Только он не знал, зачем это делает.