Просмотр содержимого документа
«Презентация классного часа "Огонь бывает разный, он добрый и опасный"»
КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
«Огонь бывает разный,
ОН ДОБРЫЙ И ОПАСНЫЙ»
3-4 класс
Автор-составитель:
Великсар Галина Васильевна
учитель начальных классов,
руководитель дружины «Факел»
МБОУ ПГО «СОШ №20»
г. Полевской
2024г.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: Знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительною, так и отрицательною. Знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения. Знакомство с правилами пожарной безопасности.
Развивающая: Развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение. Развитие речи, мышления, памяти.
Воспитательная: Воспитание осторожного обращения с огнём. Воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности, мужества, находчивости. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих. Воспитание уважения к опасной профессии пожарного.
Оборудование:
1.Серия плакатов по ППБ: «Спички не тронь, в спичках – огонь!»
«Пусть помнит каждый гражданин:Пожарный номер: 01»
«Чтобы в ваш дом не пришла беда,
Будьте с огнем осторожны всегда!»
«С огнём не играйте! С огнём не шалите!
Здоровье и жизни свои берегите!»
2.Выставка детских рисунков по теме «Пожарная безопасность»
3.Книжная выставка на пожарную тему
4.Мультимедио, экран
Ход мероприятия:
На экране слайды о работе пожарных. Звучит фонограмма песни «01» (муз. В. Шаинского, сл. Л.Ошанина)
Учитель: Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено правилам пожарной безопасности.
Огонь – наш друг. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах, на фермах, в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, павшим на полях сражений. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете прославленные спортсмены всего мира.
Но огонь может превратиться в беспощадного врага, если с ним обращаться небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы маленькую лазейку. Это может быть и не выключенный вовремя утюг, непогашенная спичка, непотушенный костер, неисправная электропроводка
Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.
Нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, могут привести к беде. (дети читают стихи)
1 ученик:
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь,
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищник делает бросок!..
2 ученик:
Да, огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный, синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь-огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!
3 ученик:
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печёт.
Знают все – человек без огня Не живёт ни единого дня. При огне, как при солнце светло, При огне и зимою тепло. Посмотрите ребята вокруг: Нам огонь – повседневный наш друг. Но когда мы небрежны с огнём, Он становится нашим врагом.
- Послушайте правила по ПБ и строго их соблюдайте: (читают дети)
Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
-Как же к нам пришёл огонь? (рассказучителя)
Легенда о Прометее
Когда-то давно люди не знали огня, не знали ремесел, жили в пещерах и ели сырое мясо. Тогда миром правили боги, жившие на высоком Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Они считали, что все блага должны принадлежать им одним. И не было у Олимпийцев соперников, кроме более древних властителей - титанов, порожденных Землей и Небом. Посланцем мира между богами и еще не поверженными тогда титанами был юный Прометей, сын вольнолюбивого титана Япета (Иапета). Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Прометей с жалостью взирал на людей, страдающих от холода, болезней и невежества. И решил облегчить им жизнь, вопреки воле богов. Как вестник мира Прометей поднимался на Олимп с жезлом в руке. Но однажды он пришел с похожим на жезл полым тростником. Незаметно положил в тростник тлеющий уголек из очага богов. Он передал огонь людям и научил использовать его: научил готовить пищу, обжигать горшки и выплавлять металл. Взглянул однажды Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, и жили семьями в хижинах и домах, овладели искусствами, и если бы не смерть, против которой они были бессильны, их можно было принять за богов. В ярость пришел Кронид, вызвал к себе своих слуг Силу и Власть. Понял он, кто даровал людям огонь и знание против его воли и без его ведома. И велел он приковать Прометея к скале на высокой горе Арарат. Вместе с ними отрядил он бога-кователя Гефеста. Очень не хотел Гефест выполнять свое поручение, но Сила и Власть были неумолимы и следили за каждым движением бога-кузнеца. С тяжкими вздохами Гефест приковал цепями к скале своего друга. Но и этого было мало. Зевс приказал пригвоздить Прометея к скале несокрушимым железным колом. Гефест закрыл глаза и, не глядя, вбил острие в грудь Прометея. Дрогнул титан, но ни один стон не вырвался из его уст. И только когда удалились мучители, он закричал от боли и скорби. Но новые муки ждали гордого Прометея. Зевс послал своего Орла, чтобы тот каждый день прилетал на гору к прикованному пленнику и раздирал когтями его тело и клевал печень. Так как Прометей был, как и все титаны, бессмертен, за ночь страшная рана затягивалась и печень отрастала. На заре же над горами вновь слышался шум гигантских крыльев. Орел опускался 2 «Пожарная безопасность» | www.pojarnayabezopasnost.ru на Прометея, и его муки возобновлялись. Веками длились страдания Прометея. Но столь же долгой была людская благодарность. Гончары и люди других огненных профессий почитали его как бога. Поэты всех времен и поколений прославляли в своих творениях Прометея как борца с несправедливостью и освободителя человечества. Долгие века страдал гордый титан Прометей, но муки его длились не вечно. Пришел час и его освобождения вместе с великим героем Эллады Гераклом. Титан рассказывает Гераклу о злой судьбе своей и о том, какие великие подвиги предстоит герою совершить. С ужасом смотрит он на мученья Прометея, и сострадание овладевает им. Полный внимания слушает титана Геракл. Но еще не все страдания Прометея видел Геракл. Вдали слышится шум могучих крыльев - это летит орел на свой кровавый пир. Геракл не дал ему терзать Прометея. Он пустил смертоносную стрелу, и орел, пронзенный, упал в бурное море. Геракл разбил своей тяжелой палицей оковы Прометея и вырвал из груди его острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось предсказание, что смертный освободит его. От этой легенды берет свое начало Олимпийский огонь. Его зажигают в Олимпии и несут через города и страны к месту прохождения Олимпиады.
- А сейчас отгадайте загадки:
1.В маленьком амбаре
Держат 100 пожаров (Спичечный коробок)
2.Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (Огонь)
3.Где с огнем беспечны люди,
Обязательно он будет (Пожар)
4.Дым увидел, не зевай,
Нас скорее вызывай (Пожарные)
5.Раскаленная стрела
Дуб свалила у села (Молния)
6.Летела мошка, осиновая ножка
На стог села, все сено съела (Спичка)
7.Нашумела, нагремела
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила(Гроза)
8.То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море(Утюг)
9.Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром, пароходом, Не бываю без огня. (Дым)
10.Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)
11.Заклубился дым угарный, Гарью комната полна. Что пожарный надевает? Без чего никак нельзя? (Противогаз)
12.Я мчусь с сиреной на пожар, Везу я воду с пеной. Потушим вмиг огонь и жар Мы быстро, словно стрелы (Пожарная машина)
Учитель:- Сегодня высокопрофессиональный коллектив спасателей МЧС осуществляет свою благородную миссию в любых точках мира. Среди спасателей нет случайных людей. На их счету: огромное количество проведённых поисково – спасательных работ, десятки тысяч спасённых жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим.Спасатели всегда первые там, где людям нужна помощь. Они заслуживают нашей всеобщей благодарности за свою самоотверженность, бесстрашие и бескорыстие
Учитель:- Ребята, перед вами лежат карточки с вопросами ППБ, я предлагаю вам дописать начатые фразы:
Карточки для самостоятельной работы
1 карточка. (Правило №1) Если огонь небольшой, … (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.) __________________________________________________________________ 2 карточка. (Правило №2) Если огонь сразу не погас, … (немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О 1» или попроси об этом соседей.) __________________________________________________________________ 3 карточка. (Правило №3) Если не можешь убежать из горящей квартиры, … (сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.) __________________________________________________________________ 4 карточка. (Правило №4) Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма,… (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.) __________________________________________________________________ 5 карточка. (Правило №5) При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт…. (Он может отключиться, и ты задохнешься.) __________________________________________________________________ 6 карточка (Правило № 6) Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и … ( не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.) __________________________________________________________________ 7 карточка (Правило № 7) Когда приедут пожарные,… ( во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.)
Проверка ответов.
Учитель: - Почему так говорят:
-Спички не тронь! В спичках огонь!
Учитель:
Вопрос: - Кому нельзя без спроса брать спички? В каком возрасте?
Так повелось по привычке:
По недосмотру старших,
Вдруг попадают спички
Игрушкой к ребятам младшим.
«Тревога! Тревога! Тревога!» - Кричит телефон 01 -
Пожарный расчет на подмогу
Мчится стремительно к ним.
Игра в ПОСЛОВИЦЫ «НАЙДИ ПАРУ»
Вода и огонь – хорошие слуги…
…беду отводи до удара.
Огонь маслом заливать…
…большой пожар бывает.
Искру туши до пожара…
…охватит – не выплывешь.
Кто огня не бережётся…
…но и страшные господа.
От маленькой искры…
…тот скоро обожжётся.
Огонь – не вода…
…лишь огня добавлять.
Проверь себя:
1)Вода и огонь – хорошие слуги, но и страшные господа.
2) Огонь маслом заливать, лишь огня добавлять.
3) Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
4) Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся.
5) От маленькой искры большой пожар бывает.
6) Огонь – не вода, охватит – не выплывешь.
-Как вы понимаете значение смысла пословиц?
Заключение:
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, авы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.
Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
Кто костров не разжигает и другим не разрешает
Рефлексия:
Учитель:- Что нового вы узнали? Какой вывод для себя вы сделали? По какому номеру нужно вызвать пожарных, в случае обнаружения пожара? Каковы же причины возникновения пожара? Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы не возник пожар?