Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению на РМО "Особенности и функции смыслового чтения"»
Особенности и функции смыслового чтения
«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело».
К.Д. Ушинский
В образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом
СМЫСЛОВОЕ
(ПРОДУКТИВНОЕ) ЧТЕНИЕ —
вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Смысловое чтение
Цель
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию
НАВЫКИ
развитие устной и письменной речи,
продуктивное обучение
СПОСОБНОСТЬ
овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения
Способы смыслового чтенияАналитический
Читатель идёт от целого к частному.
Цель: понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.
Синтетический
Читатель движется от частного к целому.
Цель: выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их.
Критический или оценочный
Цель: оценить авторский текст и решить, согласен ли с ним читатель.
Подразумевает понимание позиции автора.
Обучение смысловому чтению
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Практика
Проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок, работа со словарем.
Работа с каждым словом
Работа над умением находить главную мысль в прочитанном
Работа над пересказом
Работа по составлению текстов
«Чтение по цепочке»
«Чтение про себя с вопросами»
«Чтение про себя с остановками»
«Чтение с формулированием вопросов»
«Чтение про себя с пометками»
Оценка текста
Обращение к жизненному опыту
Составление рассказа по иллюстрации
«Дерево предсказаний»
Моделирование обложки
Составление плана
Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Алгоритм
V знакомая информация
! новая информация
- я думал (думала) иначе
? это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.