Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по литературному чтению Н. СЛАДКОВ «ОНИ И МЫ», А. ШИБАЕВ «КТО КЕМ СТАНОВИТСЯ?», Б. ЗАХОДЕР «КИСКИНО ГОРЕ»»
С. 126
Николай Иванович
Сладков
Они и мы
Николай Иванович родился в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (Санкт-Петербурге). С детства любил и интересовался природой. Со 2-ого класса начал вести дневник, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Всю жизнь Н.И. Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая людям, читающим его произведения, ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.
Н. Сладков «Они и мы»:Как медведя переворачивали
Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день – метель, что ни ночь – мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.
Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок, так солнце повернёт на лето.
Лопнуло у птиц и зверей терпение. Пошли Медведя будить:
– Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?
Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.
– Эх, долбануть бы его в затылок! – воскликнул Дятел. – Небось бы сразу зашевелился!
– Не-ет, – промычал Лось, – с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем: перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле: шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки о нас пронюхают .
Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:
– А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий на пользу: и тепло, и спится спокойно.
Тут Белая Куропатка запричитала:
– И не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл – что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп – и готово! А Медведь своё:
– Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас. Белка терпела-терпела – не вытерпела:
– Ах ты тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я!.. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!
– Четыре, пять, шесть! – насмехается Медведь. – Вот напугала! А ну – кыш отседова! Спать мешаете. Поджали звери хвосты, повесили птицы носы – начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:
– Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите – я его мигом переверну!
– Ты – Медведя?! – ахнули звери.
– Одной левой лапкой! – похваляется Мышь. Юркнула Мышь в берлогу – давай Медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.
– Ой, не могу! – завывает. – Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха! А пар из берлоги – как дым из трубы. Мышка высунулась и пищит:
– Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали. Ну а как перевернулся Медведь на другой бок, так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день – солнце выше, что ни день – весна ближе. Что ни день – светлей, веселей в лесу!
С. 127
Алексей Александрович
Шибаев
Кто кем становится
- О ком было это стихотворение?
- А кто такие братья наши меньшие? –
- На какие две большие группы делятся животные?
-Все животные наши братья меньшие?
- Почему они меньшие? (Они не наделены разумом как человек и нуждаются в нашей защите)
-Какие добрые дела мы можем сделать для домашних животных?
- Как мы можем помочь диким животным?
Не мешать жить- это тоже помощь.
Назовите детёнышей животных.
котёнок
У кошки
щенок
у собаки
зайчонок
у зайчихи
утёнок
у утки
ягнёнок
у овечки
цыплёнок
у курочки
ежонок
у ежихи
телёнок
у коровы
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своём жилище птица,
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Сделай домик для скворца,
Подлечи котёнка. А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.
Зайчика и ёжика –
Жителей лесных Лучше вы не трогайте,
Охраняйте их.
Человек! Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы, Ведь это всё слова,
Что царь природы ты! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом!
Пословицы
Делая зло, на добро не надейся .
Всякая сорока от своего языка погибает.
Пуганая ворона и куста боится.
Итог урока
-КАКОЙ РАЗДЕЛ МЫ НАЧАЛИ ИЗУЧАТЬ НА УРОКЕ?
-НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ, ЧТО В УЧЕБНИКЕ ЕСТЬ ТАКОЙ РАЗДЕЛ?