Просмотр содержимого документа
«Презентация "Эффективные приемы развития у обучающихся навыков компетенций ХХI века»
Притча о карандаше
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа № 12
Эффективные приемы развития у обучающихся навыков компетенций
ХХI века
Мастер-класс
!
Цель: способствовать формированию ключевых компетенций на уроках в начальной школе.
Задачи:
изучить теоретические аспекты по проблеме;
поиск средств и методов развития ключевых компетенций учащихся
Аудитория: учителя школы
Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция»
Формируются компетентности, если:
Обучение носит деятельностный характер.
Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).
Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.
Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО).
Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).
А.В.Хуторской выделяет следующие группы ключевых компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции.
Общекультурные компетенции .
Учебно-познавательные компетенции .
Информационные компетенции .
Коммуникативные компетенции .
Социально-трудовые компетенции .
Компетенции личностного самосовершенствования .
Упражнения для формированияценностно-смысловых компетенций
система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Ты соглашаешься с Машей и Мишей?» «Как ты ответишь Мише?», «С каким суждением ты согласишься: …»
Упражнения для формированияобщекультурных компетенций:
организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей младшего школьника помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи.
Задания типа «Ты поможешь Мише решить эту проблему?» - вопросы: «Как правильно (начать и закончить) написать письмо»; «Как правильно написать письмо. Главный Закон Общения», «Как написать поздравление с Новым годом», «Как написать письмо в научный клуб младших школьников», «Как написать поздравление с Днём 8 Марта».
Упражнения для формированияучебно-познавательных компетенций:
«Миша нашёл такие словосочетания:.. Маша определила словосочетания по-другому: Как ты думаешь, кто прав?;
«В каком предложении Миша сделал ошибку? Запиши это предложение правильно»; «Проверь, как это задание выполнил Миша»
Упражнения на развитие мышления, умения делать умозаключения по аналогии:
береза-дерево, фиалка-…; лещ-рыба, пчела-… и т.п
Упражнения творческого характера: по опорным словам или сюжетным картинкам составить рассказ. В предлагаемом слове любую букву заменить буквой ш так, чтобы получилось новое слово: крыса-крыша, пар-шар, малина-машина, месть-шесть.
Упражнения для формированиякоммуникативных компетенций:
Задания:
- запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач
Задания :
- составь и запиши 5 верных числовых равенств и 5 верных числовых неравенств. А сосед по парте проверит их»
Упражнения для формированиякомпетенций личностного самосовершенствования:
задания, например: «Ты когда-нибудь видел(а) гроздья рябины? Жёлтые цветы на картине похожи на эти гроздья?», «Приведи и ты свой пример из жизни, к которому подходит эта пословица», «Тебе знакомы эти герои? Ты читал(а) о них в фильме или видел(а) мультфильм?»
Упражнения для формированияинформационных компетенций:
Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек. - задания: «Проверь по словарю «Произноси правильно», как надо произносить выделенное слово»;
- задание: «Найди в Словаре происхождения слов слово СОКРОВИЩЕ. Расскажи, что интересного тебе удалось узнать»;
Прием «Крестики-нолики»
У детей на парте лежат таблички. Учитель читает верные и неверные утверждения по прочитанному тексту. Например:
Рассказ называется «Наша Жучка»
Автор рассказа Борис Житков.
Рассказ ведется от имени бабушки.
И т.д.
Спасибо за внимание!
Будем рады, если эти приемы пригодятся Вам в вашей работе!