Мастер – класс по технологии 1 класс.
Тема: Оригами «Бабочка»
Цель: формирование представления о понятии «оригами» и истории его возникновения, развитие познавательной активности, фантазии и творческих способностей детей, воспитание аккуратности, эстетического вкуса и умения работать в коллективе.
Описание: данный урок дает возможность расширить представления детей об изготовлении поделок из бумаги, знакомит учащихся с Японией и ее интересными традициями; в ходе урока применяются активные методы обучения: проблемный диалог, частично-поисковая деятельность, эвристическая беседа.
Оборудование: для детей цветная бумага, клей ПВА, ножницы
для учителя мультимедийная презентация.
Предметные УУД
Научить изготавливать квадрат из прямоугольного листа бумаги путём его складывания.
Познакомить с приёмом разрезания листа на части по сгибу.
Показать, как применять полученные знания о свойствах бумаги в собственной творческой деятельности.
Освоить приёмы сгибания и складывания.
Определять конструктивные особенности изделий и технологии их изготовления.
Закреплять умение организовывать рабочее место, поддерживать на нём порядок во время работы, убирать его в конце работы.
Метапредметные УУД
Через вопросы, обсуждение и практическую исследовательскую деятельность учить первоклассников умениям:
Объяснять использование бумаги (для изготовления деталей и основы изделия)
Сравнивать приёмы разметки деталей складыванием.
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Отбирать необходимые материалы для композиций.
Изготавливать изделие с опорой на рисунок и план.
Наблюдать, сравнивать, называть, конструктивные особенности изделий.
Переносить известные умения и знания, касающиеся свойств бумаги, на изготовление изделия.
Наблюдать и называть свойства бумаги.
Оценивать результат своей деятельности (качество изделия, точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность).
Обобщать (называть то новое, что освоено).
Выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе.
Личностные УУД
Учить понимать необходимость бережного отношения к природе.
Чувствовать удовлетворённость от сделанного самим учеником для родных, друзей, других людей, себя.
Конспект урока
Организационный этап. Создание учебной мотивации.
Учитель: Я держу в руках обычный листок бумаги. Что можно сделать из него?
Ученики: Нарисовать рисунок, упаковать подарок, склеить поделку, скомкать.
Учитель: Да, из бумаги можно сделать все, что вы перечислили. А можно ли из обычного листа бумаги сделать счастье? Я предлагаю найти ответ на этот вопрос на нашем уроке.
- А начнём мы с загадки:
На цветке два лепестка
И нет даже стебелька,
Да к тому же он летает,
Подскажи, как называют?
- Правильно. Это бабочка.
Посмотрите, какие красивые бабочки существуют в природе.
(Презентация - слайды 2,3,4)
Ребята, а знаете ли вы какая из этих бабочек приносит вред?
- Правильно, капустница.
-Что вы ещё знаете о бабочках?
Жизнь бабочек очень коротка. Лишь немногие из них могут прожить девять-десять месяцев.
Развитие бабочки происходит в четыре стадии.
(Презентация – слайды 5,6,7,8)
Наступят холода. Куколка засыпает на всю зиму. И во сне медленно превращается в бабочку. Весной куколка начинает шевелиться. Кокон лопается вдоль спины. Из «пеленок» начинает выкарабкиваться бабочка. На этот раз – настоящая. Через несколько часов эти бабочки начинают летать.
Физкультминутка.
И сейчас полетаем как бабочки.
(Звучит музыка, дети выполняют движения, которые показывает учитель).
- Изготавливать бабочку мы будем с помощью техники «Оригами».
- Вы что-нибудь знаете о данной технологии?
Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Оригами — это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами, и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага.
С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Изящные бабочки украшали свадебный стол, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.
Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.
Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
В столице Японии Токио много прекрасных парков, императорские дворцы и храмы утопают в зелени. Японцы необычайно ценят природную красоту, но всегда ее слегка «подправляют», улучшают. Во всем мире они славятся как выдающиеся мастера паркового искусства.
(Презентация – слайд 10)
Ну, а сейчас переходим к самой работе.
Что у нас лежит на парте?
- Вспомним технику безопасности работы на уроке технологии.
(Презентация – слайд 11)
- Мы будем выполнять работу из цветной бумаги. Для изготовления бабочек, какого цвета лучше подойдёт бумага?
Возьмём бумагу ярких цветов.
- Как можно из прямоугольника сложить квадрат?
- Давайте сделаем квадрат.
(Презентация – слайды 13, 14,15)
Ребята складывают бабочку с помощью учителя и презентации.
Продумайте оформление поделки. Может, вы приклеите разноцветные пятнышки, не забудьте про глазки и усики.
РЕФЛЕКСИЯ.
Подумайте, что для каждого из вас означает бабочка?
(Презентация – слайд 17)
Помните, какой вопрос я задала вам в начале урока? (МОЖНО ЛИ ИЗ ОБЫЧНОГО ЛИСТА БУМАГИ СДЕЛАТЬ СЧАСТЬЕ?)
В Японии бабочка – символ счастья. Японская мудрость гласит: «Счастье подобно бабочке, чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но стоит остановиться и замереть, как оно придет и тихонько сядет вам на плечо».
Я очень хочу, чтобы вы принесли домой свое счастье, бабочку – посадили её куда-нибудь или наклеили на что-нибудь. И пусть она вам и вашим близким всегда напоминает о том, что СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ У СЕБЯ ДОМА.
Итог урока
Учитель: О чем бы вы рассказали дома после нашего урока?
Что вам особенно запомнилось на уроке? Чему вы хотели бы еще научиться на уроках технологии?