План конспект урока
по русскому языку ФГОС
Род имени существительного.
Выполнила учитель начальных классов
МАОУ СОШ №4 г. Новый Уренгой
Карпова Наталья Александровна
- Тип урока: открытие нового знания.
- Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
- Задачи:
- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
- организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.
- Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Иванова С.В., тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование, нетбуки учащихся в модели «1 ученик:1компьютер».
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- - ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- - осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
- - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- - осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных .
1.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
- Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.
- Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Мы сегодня снова будем наблюдать. Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики.
Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах.
Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10.
Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи!
17 декабря.
Классная работа.
О
М
Р
З
О
морозец
морозный
заморозки
I этап
II этап
2.Актуализация опорных знаний: Цель: Актуализировать знаний о частях речи
- Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
- Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
- Предметные УУД : Знания о частях речи, их признаках.
- Узнайте, о какой части речи будем говорить.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам!
Найди лишнюю часть речи:
Юность, красота, горячий . Дерево, говорить, весна.
Имя существительное
Имя существительное
- Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.
Какие признаки имени существительного мы изучили?
- Какие из этих признаков постоянные?
Имя существительное
Одушевлённое
Одушевлённое
Часть речи
Неодушевлённое
Неодушевлённое
Предмет
Собственное
Собственное
Кто? Что?
Нарицательное
Нарицательное
3.Постановка проблемы. Цель: СФормировать представление о результате
- Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.
- Метапредметные УУД: целеполагание
- Предметные УУД: затруднение в определении рода существительного.
-Прочитайте имена
существительные.
дом, весна, окно, клей, пальто,
каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.
- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку.
- Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО».
- Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.
- Сколько столбиков у вас получилось?
4. Открытие нового знания Цель: Сформировать умение определять род имен существительных
- Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу
- Метапредметные УУД : владение правильной речью, знания о временах года
- Предметные УУД : понятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.
Угадай ребус
РОД
Женский род запомню я И скажу: “Она — моя”. И запомню род мужской И опять скажу: “Он — мой”. Средний род:”Оно - моё”. Это правило - моё!
5. Первичное закрепление УУД Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.
Личностные УУД :
ЦО к умению выбирать действия по достижению цели
Метапредметные УУД : Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно
Предметные УУД : Умение применять знания на практике
РАБОТА В ТЕТРАДИ:
Распределите слова в три столбика, докажите свой выбор по алгоритму, выделите окончания.
Ср.р
Ж.р.
М.р.
а
я
.
М.р.
Ж.р.
а
я
о
Ср.р.
е
Поиск способов определения рода имени сущ.
УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей
РАБОТА В ТЕТРАДИ
Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.
-Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке. (Тема «Зима»)
- Допишите еще по одному слову в каждый из столбиков на данную тему . (Приводят примеры).
Работа в группах
Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения
установление аналогий и причинно - следственных связей
Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
-Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное? (укрыло)
Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное.
- Назовите основу предложения (одеяло укрыло)
- Назовите словосочетание, которое вы вставили.
(белоснежное одеяло)
Физминутка Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью
- Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).
(Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.)
6.Включение нового знания в систему знаний.
УУД: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
РАБОТА В ТЕТРАДИ:
Задание по выбору с последующей взаимопроверкой
Выписать вставленные словосочетания (сущ.+прил.), выделить окончания, определить род имени существительного.
Списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.
Определение рода имени существительного .
Способ №2,3
- Сейчас мы будем выполнять творческое задание:
Наступила холодная _______ .
Белоснежное ________ укрыло землю.
________ ________ освещает все вокруг.
_________ ________ блестит и переливается.
Как ______________!
- Как вы думаете, каким будет задание?
составить текст по опорным словам
- Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное?
укрыло
Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное.
- Назовите основу предложения.
Одеяло укрыло
- Назовите словосочетание, которое вы вставили.
Белоснежное одеяло
Вывод:
Логическая цепочка :
- Местоимение и окончание им.существительного указало на род;
2) глагол подсказал род им.существительного;
3) им.прилагательное указало на род. им.существительного
- Подведем итог нашего урока.
-Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
- Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?
- Какой способ вам понравился больше?
-Научились мы определять род имен существительных?
-А какое задание было наиболее трудным?
-Почему?
7. Контроль и оценка Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности
Личностные УУД : п оложительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
Предметные УУД : п редлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.
8. Рефлексия Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
- Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
- Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы;
- Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;
УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
-А какое задание было наиболее трудным?
(Работа с текстом).
-Почему?
(Потому что мы еще не изучали другие части речи).
САМООЦЕНКА
УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Молодцы !
Спасибо
за хорошую работу!