Просмотр содержимого документа
«Педагогика сотрудничества.Технология успешного обучения»
Педагогика сотрудничества
Технология успешного обучения
Технология успешного обучения
Педагогика сотрудничества
Учителя обычно гордятся сильными своими учениками, мы же гордимся слабыми, которые стали сильными.
Манифест
≪Педагогика
сотрудничества≫
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогиче с ких обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Соловейчиком Симоном Львовичем (1930 – 1996) и Матвеевым Владимиром Михайловичем (1932 – 1989), а так же И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским,С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др.
Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Целевые ориентации
Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
Гуманно-личностный подход к ребенку.
Единство обучения и воспитания.
Концепция педагогики сотрудничества
Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Концепция технологии, называемой ≪педагогика сотрудничества≫, в первоначальном варианте была опубликована в виде манифестов – групп тезисов-идей в ≪Учительской газете≫.
Отношения с учениками. В условиях среднего всеобуча отношения учителя с учениками являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса: это должны быть отношения сотрудничества, создающие у детей положительные эмоции удовлетворения и успеха в школьном учении, общении, труде.
Учение без принуждения. Педагогика сотрудничества предполагает исключениеав торитарных методов, принуждающих к учению, как негуманных и не дающих результатов в современной школе. Вместо них широко применяются методы положительного стимулирования, требовательность, основанная на доверии, активности, сознательности, влияние на ученика через коллектив товарищей.
Идея трудной цели. Сотрудничество учителей и учащихся возможно лишь при на личии и осознании общей, большой, общественно значимой, а потому трудной цели и веры в ее достижение.
1-4. Идея опоры. Для того чтобы каждый, даже слабый, ученик имел возможность свобод но участвовать в общей работе класса, необходимо предоставить ему достаточную ориентировочную основу - опору, подсказку, помощь.
Опорные сигналы Шаталова. Систематизирующие схемно-конспективные структу ры учебного материала, учитывающие особенности ассоциативной памяти учащихся и играющие роль опор, могут значительно повысить эффективность процессов усвоения знаний, умений, навыков.
Оценка работ. В основе оценки работ учащихся должны лежать понимание детского незнания, щадящий (гуманный) подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей.
Творческое самоуправление. Воспитание коллективов и коллективистов подразумевает участие ребят во всех делах и общественной жизни класса, школы вместе со взрослыми, на творческих началах самоуправления.
Сотрудничество с родителями. Дружелюбные, товарищеские, взаимоуважительные и доверительные отношения учителей с детьми в школе должны быть перенесены и сферу семейных отношений. Необходимо сделать семью союзником в воспитании и обучении детей.
Личностный подход. Основным принципом отношений учителя с учеником должен являться личностный подход, основанный на гуманистических идеях деятельной любви к детям, веры в их творческие силы, духовной близости воспитателя и воспитуемых.
Сотрудничество учителей. Осуществление идей педагогики сотрудничества в дет ском коллективе предполагает наличие адекватных отношений творческого сотрудничества на уровне педагогического коллектива школы
Идея самоанализа. Каждое школьное дело, достижение, результат работы и поведения ученика должны быть проанализированы коллективом и самим учащимся с целью формирования правильных оценок, самооценок и взглядов личности.
Интеллектуальный фон класса. Сила и эффективность учебно-воспитательного воздействия на учеников определяются во многом качествами учебного коллектива: его идейно-нравственным уровнем, интеллектуальным фоном, развитостью коллективистских отношений.