kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы учителя начальных классов с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) на примере конкретных уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учителей, которые работают с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) в начальной школе. Представлен опыт работы с конкретным учеником. Включены фотографии его рисунков, работ. Освещены приёмы работы, которые применялись в течение всего периода обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы учителя начальных классов с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) на примере конкретных уроков»

Организация индивидуального подхода на уроке при обучении школьника с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) на примере конкретных уроков

Организация индивидуального подхода на уроке при обучении школьника с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) на примере конкретных уроков

1. дети с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; лёгкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), с общим недоразвитием речи III-IV уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка; обучающиеся с нарушениями чтения и письма; 2. обучающиеся, находящиеся на I, II, III уровнях речевого развития, при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания.

1. дети с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; лёгкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), с общим недоразвитием речи III-IV уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка; обучающиеся с нарушениями чтения и письма;

2. обучающиеся, находящиеся на I, II, III уровнях речевого развития, при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания.

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

  • выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
  • организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе;
  • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям и степени речевого недоразвития;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса;  создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности;  координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-пед. сопровождения;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
  • создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности;
  • координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-пед. сопровождения;

- получение комплекса мед. услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся; гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
  • гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

постоянный мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
  • постоянный мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;

профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучение умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучение умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

4Б класс, **** *****  По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлены следующие особенности: Знания, умения и навыки соответствуют программе и году обучения. Недостатки в формировании чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дизартрический компонент). Результаты психического обследования свидетельствуют о нарушении речевого развития при сохранности невербального интеллекта.   Рекомендовано:

4Б класс, **** *****

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлены следующие особенности:

  • Знания, умения и навыки соответствуют программе и году обучения.
  • Недостатки в формировании чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дизартрический компонент).
  • Результаты психического обследования свидетельствуют о нарушении речевого развития при сохранности невербального интеллекта.

Рекомендовано:

  • Обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями
  • Организация психолого-медико-педагогического сопровождения (занятия с логопедом, психологом, наблюдение невролога)
Примеры рисунков

Примеры рисунков

Примеры диктантов, списывания текстов

Примеры диктантов, списывания текстов

Приёмы работы с детьми с ТНР 1. Скороговорки (чтение на уроке, фестиваль скороговорок, подбор скороговорок на определённую тему и т.д.)

Приёмы работы с детьми с ТНР

1. Скороговорки (чтение на уроке, фестиваль скороговорок, подбор скороговорок на определённую тему и т.д.)

Приёмы работы с детьми с ТНР 2. Подбор синонимов к слову (выбор из предложенных, самостоятельный поиск)

Приёмы работы с детьми с ТНР

2. Подбор синонимов к слову (выбор из предложенных, самостоятельный поиск)

Приёмы работы с детьми с ТНР 3. Описание предмета (какое описание подходит предмету, подбор прилагательных, описание по признакам)

Приёмы работы с детьми с ТНР

3. Описание предмета (какое описание подходит предмету, подбор прилагательных, описание по признакам)

Приёмы работы с детьми с ТНР 4. Литературный биатлон/перестрелка (любые вопросы, вопросы с определённого слова: зачем, почему, как, кто и т.д.)

Приёмы работы с детьми с ТНР

4. Литературный биатлон/перестрелка (любые вопросы, вопросы с определённого слова: зачем, почему, как, кто и т.д.)

Приёмы работы с детьми с ТНР 5. Визуализация правила/словарных слов

Приёмы работы с детьми с ТНР

5. Визуализация правила/словарных слов

Приёмы работы с детьми с ТНР 6. Работа с деформированными текстами (вставить пропущенные слова)

Приёмы работы с детьми с ТНР

6. Работа с деформированными текстами (вставить пропущенные слова)

Приёмы работы с детьми с ТНР 7. Восстановление последовательности текста

Приёмы работы с детьми с ТНР

7. Восстановление последовательности текста

Приёмы работы с детьми с ТНР 8. Восстановление последовательности текста * Лучше давать предложения на отдельных карточках, чтобы ребёнок мог практически их переставлять и видеть результат.

Приёмы работы с детьми с ТНР

8. Восстановление последовательности текста

* Лучше давать предложения на отдельных карточках, чтобы ребёнок мог практически их переставлять и видеть результат.

Приёмы работы с детьми с ТНР 9. Работа с деформированными текстами (восстановить последовательность событий по картинкам, составь рассказ)

Приёмы работы с детьми с ТНР

9. Работа с деформированными текстами (восстановить последовательность событий по картинкам, составь рассказ)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Баканова Галина Евгеньевна

Дата: 29.07.2021

Номер свидетельства: 584905


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства