Особенности работы учителя начальных классов с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) на примере конкретных уроков
Особенности работы учителя начальных классов с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) на примере конкретных уроков
Презентация предназначена для учителей, которые работают с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) в начальной школе. Представлен опыт работы с конкретным учеником. Включены фотографии его рисунков, работ. Освещены приёмы работы, которые применялись в течение всего периода обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности работы учителя начальных классов с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) на примере конкретных уроков»
Организация индивидуального подхода на уроке при обучении школьника с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) на примере конкретных уроков
1. дети с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; лёгкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), с общим недоразвитием речи III-IV уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка; обучающиеся с нарушениями чтения и письма;
2. обучающиеся, находящиеся на I, II, III уровнях речевого развития, при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе;
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям и степени речевого недоразвития;
создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности;
координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-пед. сопровождения;
- получение комплекса мед. услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
постоянный мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучение умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
4Б класс, **** *****
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлены следующие особенности:
Знания, умения и навыки соответствуют программе и году обучения.
Недостатки в формировании чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дизартрический компонент).
Результаты психического обследования свидетельствуют о нарушении речевого развития при сохранности невербального интеллекта.
Рекомендовано:
Обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями
Организация психолого-медико-педагогического сопровождения (занятия с логопедом, психологом, наблюдение невролога)
Примеры рисунков
Примеры диктантов, списывания текстов
Приёмы работы с детьми с ТНР
1. Скороговорки (чтение на уроке, фестиваль скороговорок, подбор скороговорок на определённую тему и т.д.)
Приёмы работы с детьми с ТНР
2. Подбор синонимов к слову (выбор из предложенных, самостоятельный поиск)
Приёмы работы с детьми с ТНР
3. Описание предмета (какое описание подходит предмету, подбор прилагательных, описание по признакам)
Приёмы работы с детьми с ТНР
4. Литературный биатлон/перестрелка (любые вопросы, вопросы с определённого слова: зачем, почему, как, кто и т.д.)
Приёмы работы с детьми с ТНР
5. Визуализация правила/словарных слов
Приёмы работы с детьми с ТНР
6. Работа с деформированными текстами (вставить пропущенные слова)
Приёмы работы с детьми с ТНР
7. Восстановление последовательности текста
Приёмы работы с детьми с ТНР
8. Восстановление последовательности текста
* Лучше давать предложения на отдельных карточках, чтобы ребёнок мог практически их переставлять и видеть результат.
Приёмы работы с детьми с ТНР
9. Работа с деформированными текстами (восстановить последовательность событий по картинкам, составь рассказ)