kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы по формированию обобщённого способа решения орфографических задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается сущность понятия "орфограмма" и описывается организация работы по формированию орфографической зоркости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы по формированию обобщённого способа решения орфографических задач»

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОРФОГРАММА»  ОРФОГРАММА — ЭТО НАПИСАНИЕ (БУКВА, ДЕФИС, ПРОБЕЛ И ДРУГИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ЗНАКИ), КОТОРОЕ НЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА СЛУХ

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОРФОГРАММА»

ОРФОГРАММА — ЭТО НАПИСАНИЕ (БУКВА, ДЕФИС, ПРОБЕЛ И ДРУГИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ЗНАКИ), КОТОРОЕ НЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА СЛУХ

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ — ЭТО ВЫРАБОТАННАЯ СПОСОБНОСТЬ ОБНАРУЖИВАТЬ ТЕ МЕСТА В СЛОВАХ, ГДЕ ПИСЬМЕННЫЙ ЗНАК НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗВУЧАНИЕМ

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ — ЭТО ВЫРАБОТАННАЯ СПОСОБНОСТЬ ОБНАРУЖИВАТЬ ТЕ МЕСТА В СЛОВАХ, ГДЕ ПИСЬМЕННЫЙ ЗНАК НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗВУЧАНИЕМ

СТРУКТУРА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ  :

СТРУКТУРА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ :

  • ПОСТАНОВКА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ (ВЫДЕЛЕНИЕ ОРФОГРАММЫ)
  • ЕЕ РЕШЕНИЕ (ВЫБОР ПИСЬМЕННОГО ЗНАКА В СООТВЕТСТВИИ С ПРАВИЛОМ)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

  • ПОСТАНОВКА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ (ВЫДЕЛЕНИЕ ОРФОГРАММЫ)
  • ЕЕ РЕШЕНИЕ (ВЫБОР ПИСЬМЕННОГО ЗНАКА В СООТВЕТСТВИИ С ПРАВИЛОМ)
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ  ОБУЧЕНИЕ ДВУМ ВИДАМ ЧТЕНИЯ   НАБЛЮДЕНИЕ НАД СООТНОШЕНИЕМ ЗВУКОВ И БУКВ   ОРФОГРФИЧЕСКОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ ПРИ СПИСЫВАНИИ И ПРОВЕРКЕ НАПИСАННОГО

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

  • ОБУЧЕНИЕ ДВУМ ВИДАМ ЧТЕНИЯ
  • НАБЛЮДЕНИЕ НАД СООТНОШЕНИЕМ ЗВУКОВ И БУКВ
  • ОРФОГРФИЧЕСКОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ

ПРИ СПИСЫВАНИИ И ПРОВЕРКЕ НАПИСАННОГО

КАКИЕ БУКВЫ НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ НА СЛУХ:  БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ, КРОМЕ У И Ы (НЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ) НА КОНЦЕ СЛОВА  ГЛАСНЫХ ПОД УДАРЕНИЕМ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ   СОГЛАСНЫХ, ПАРНЫХ ПО ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ: а) на конце слов; б) перед другими согласными (не р, л, м, н и в )

КАКИЕ БУКВЫ НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ НА СЛУХ:

  • БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ, КРОМЕ У И Ы

(НЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ) НА КОНЦЕ СЛОВА

  • ГЛАСНЫХ ПОД УДАРЕНИЕМ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
  • СОГЛАСНЫХ, ПАРНЫХ ПО ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ:

а) на конце слов;

б) перед другими согласными (не р, л, м, н и в )

  • СОГЛАСНЫХ, ПАРНЫХ ПО МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ, ПЕРЕД МЯГКИМИ СОГЛАСНЫМИ
Содержание карточки : 1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3. Выдели орфограммы в тексте. 4. Прочитай (вслух или шепотом) предложение так, как оно написано (проговори так, как будешь себе диктовать во время записи). 5. Повтори (вслух или шепотом) предложение так, как будешь его писать (проговори орфографически). 6. Пиши, диктуя себе орфографически. 7. Проверь себя: читай то, что написал в тетради, подчеркивая орфограммы в написанном и сверяя с печатным текстом.

Содержание карточки :

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в тексте.

4. Прочитай (вслух или шепотом) предложение так, как оно написано (проговори так, как будешь себе диктовать во время записи).

5. Повтори (вслух или шепотом) предложение так, как будешь его писать (проговори орфографически).

6. Пиши, диктуя себе орфографически.

7. Проверь себя: читай то, что написал в тетради, подчеркивая орфограммы в написанном и сверяя с печатным текстом.

  • 1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3. Выдели орфограммы в тексте. 4. Прочитай (вслух или шепотом) предложение так, как оно написано (проговори так, как будешь себе диктовать во время записи). 5. Повтори (вслух или шепотом) предложение так, как будешь его писать (проговори орфографически). 6. Пиши, диктуя себе орфографически. 7. Проверь себя: читай то, что написал в тетради, подчеркивая орфограммы в написанном и сверяя с печатным текстом.
  • 1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3. Выдели орфограммы в тексте. 4. Прочитай (вслух или шепотом) предложение так, как оно написано (проговори так, как будешь себе диктовать во время записи). 5. Повтори (вслух или шепотом) предложение так, как будешь его писать (проговори орфографически). 6. Пиши, диктуя себе орфографически. 7. Проверь себя: читай то, что написал в тетради, подчеркивая орфограммы в написанном и сверяя с печатным текстом.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩЕННОГО СПОСОБА РЕШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРАВИЛОМ)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩЕННОГО СПОСОБА

РЕШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРАВИЛОМ)

ТРИ ВЕДУЩИХ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ :   Первое правило: безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова  Второе правило: «сомнительные» согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными (а также сонорными и в )

ТРИ ВЕДУЩИХ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ :

  • Первое правило: безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова
  • Второе правило: «сомнительные» согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными (а также сонорными и в )

  • Третье правило: мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если при изменении слова или в родственном слове она сохраняется перед твердыми согласными или на конце слова
ЕДИНЫЙ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:  1. ОПРЕДЕЛИТЬ, В КАКОЙ ЧАСТИ СЛОВА НАХОДИТСЯ ОРФОГРАММА; 2. ИЗМЕНИТЬ СЛОВО ИЛИ ПОДОБРАТЬ ДРУГИЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ТА ЖЕ МОРФЕМА; 3. НАЙТИ СРЕДИ ПОДОБРАННЫХ СЛОВ ТО, В КОТОРОМ НУЖНЫЙ ЗВУК НАХОДИТСЯ В СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ; 4. ОБОЗНАЧИТЬ ЗВУК В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ БУКВОЙ, КОТОРОЙ ПЕРЕДАЕТСЯ ЗВУК В СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ В ТОЙ ЖЕ ЧАСТИ СЛОВА

ЕДИНЫЙ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ

ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:

1. ОПРЕДЕЛИТЬ, В КАКОЙ ЧАСТИ СЛОВА НАХОДИТСЯ ОРФОГРАММА;

2. ИЗМЕНИТЬ СЛОВО ИЛИ ПОДОБРАТЬ ДРУГИЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ТА ЖЕ МОРФЕМА;

3. НАЙТИ СРЕДИ ПОДОБРАННЫХ СЛОВ ТО, В КОТОРОМ НУЖНЫЙ ЗВУК НАХОДИТСЯ В СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ;

4. ОБОЗНАЧИТЬ ЗВУК В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ БУКВОЙ, КОТОРОЙ ПЕРЕДАЕТСЯ ЗВУК В СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ В ТОЙ ЖЕ ЧАСТИ СЛОВА

УПРАЖНЕНИЯ:   1. В каждой группе существительных найдите слово, которое объясняет выбор букв в безударных окончаниях других существительных: купил в магазине, в гастрономе, в ларьке; подошел к карте, к реке, к кроватке; пуд ржи, соли, карамели. 2. Сгруппируйте существительные так, чтобы в каждой группе первым оказалось слово, которое является проверочным для всех остальных: в городе, в театре, в Москве, в деревне, в столице, в тени, в постели, в тетради, в огне.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. В каждой группе существительных найдите слово, которое объясняет выбор букв в безударных окончаниях других существительных: купил в магазине, в гастрономе, в ларьке; подошел к карте, к реке, к кроватке; пуд ржи, соли, карамели.

2. Сгруппируйте существительные так, чтобы в каждой группе первым оказалось слово, которое является проверочным для всех остальных: в городе, в театре, в Москве, в деревне, в столице, в тени, в постели, в тетради, в огне.

УПРАЖНЕНИЯ:  1. Подчеркните орфограммы в словах в столе и в клубе. Может ли первое слово служить проверочным для второго? Чем орфограмма в первом слове отличается от орфограммы во втором слове? Как ее проверить? Можно ли для обеих орфограмм сформулировать одно правило? (Ответ: «Можно. Безударные гласные обозначаются теми же буквами, что и под ударением в той же части слова».) 2. Можно ли проверить подчеркнутые буквы в словах левого столбика с помощью слов правого столбика? Ответ обоснуйте. учитель — метель  лететь — лето темнота — плотный  остановка — остановился костюм — косточка  в горе — в земле косил — косилка  корабль — корочка

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Подчеркните орфограммы в словах в столе и в клубе. Может ли первое слово служить проверочным для второго? Чем орфограмма в первом слове отличается от орфограммы во втором слове? Как ее проверить? Можно ли для обеих орфограмм сформулировать одно правило? (Ответ: «Можно. Безударные гласные обозначаются теми же буквами, что и под ударением в той же части слова».)

2. Можно ли проверить подчеркнутые буквы в словах левого столбика с помощью слов правого столбика? Ответ обоснуйте.

учитель — метель лететь — лето

темнота — плотный остановка — остановился

костюм — косточка в горе — в земле

косил — косилка корабль — корочка

УПРАЖНЕНИЯ: Два ученика забыли, какое окончание имеют существительные 2-го склонения в предложном падеже. Один из мальчиков изо всех сил старался вспомнить, но у него ничего не получалось. Второй тоже не помнил, но решил так: «Я тоже не помню, но могу узнать». Как второй мальчик будет искать ответ на заданный вопрос?

УПРАЖНЕНИЯ:

Два ученика забыли, какое окончание имеют существительные 2-го склонения в предложном падеже. Один из мальчиков изо всех сил старался вспомнить, но у него ничего не получалось. Второй тоже не помнил, но решил так: «Я тоже не помню, но могу узнать». Как второй мальчик будет искать ответ на заданный вопрос?

УПРАЖНЕНИЯ: В упражнении, которое выполняли дети, было два существительных с безударными падежными окончаниями. Когда дети закончили работу, учительница спросила: «Сколько правил вы использовали, чтобы выбрать нужные буквы?» Ребята ответили: «Два». А Петя сказал: «А мне и одного хватило». Каким правилом пользовался Петя?

УПРАЖНЕНИЯ:

В упражнении, которое выполняли дети, было два существительных с безударными падежными окончаниями. Когда дети закончили работу, учительница спросила: «Сколько правил вы использовали, чтобы выбрать нужные буквы?» Ребята ответили: «Два». А Петя сказал: «А мне и одного хватило». Каким правилом пользовался Петя?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация работы по формированию обобщённого способа решения орфографических задач

Автор: Чурнусова Лада Александровна

Дата: 27.05.2018

Номер свидетельства: 471206


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства