Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе с учётом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей
Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе с учётом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей
возможностей»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.
В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться
Практика проведения научных исследований с младшими школьниками тесно связанна с учебной деятельностью и ориентировано на развитие творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
Актуальность данной проблемы объясняется тем, что в данное время, возрастает потребность современного информационного общества, детей умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе с учётом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Райковская средняя общеобразовательная школа им.Н.И.Носова»
«Организация исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе с учётом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.
В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться
Практика проведения научных исследований с младшими школьниками тесно связанна с учебной деятельностью и ориентировано на развитие творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
Актуальность данной проблемы объясняется тем, что в данное время, возрастает потребность современного информационного общества, детей умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Какое значение для обучающихся имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
главной целью исследовательской работы является:
формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований
развитие творческой исследовательской активности
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам
ознакомление с научной картиной мира
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс
Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.
Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
- аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, Мы даём, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, наблюдения, помогают подбирать информацию, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».
В первом классе, в своей работе используем игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации – сделать рисунок и записать лишь опорные слова.
Это могут быть небольшие работы в виде проектов: «Мой любимый пёс» «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Выращивание лука на перо»
Во втором классеформируем умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты. Так во 2 классе по теме «Охрана окружающей среды» можно построить работу, в ходе которой будут искаться пути защиты окружающей среды от мусора. • Бываете ли вы с родителями на природе? Как вы поступаете с остатками еды, банками, мусором, костром? • Зачем нужны пункты по приёму стеклотары, алюминиевых банок? • Можно ли найти применение старым газетам, одежде, которую мы просто выбрасываем? • Предложи свои пути решения этих проблем.
Со 2 класса почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.
Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Начинаем готовить исследовательские работы на НПК. В нашей школе стала традицией научно-практическая конференция для учащихся начальных классов. Участие детей в этой конференции является итогом совместной работы учителя и детей. Представлен проект «Моя семья».
Проводимая работа по формированию учебно-исследовательских умений дает положительные результаты:
1.Повышается мотивация к учебной деятельности. Значительно расширяется кругозор школьников
.2.Исследовательская деятельность дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке.
3.Усвоение алгоритма научного исследования формирует научное мировоззрение учащихся.
4.Проводимая работа способствует профессиональному росту учителя, помогает лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.
Заключение. Подводя итог, отмечу, что в условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, закладывается трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться и готовит к взрослой жизни.
Работу выполнили: Горн Н.И., Малых С.А.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Райковская средняя общеобразовательная школа им.Н.И.Носова»
РАЙОННЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Актуальные проблемы введения ФГОС основного и дошкольного образования: нормативно – правовое обеспечение, аспекты педагогической деятельности, лучшие практики»
Номинация: «Первые результаты внедрения ФГОС НОО»
Тема выступления: «Организация исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе с учётом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей»