Обобщение педагогического опыта
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ТЕМА
Автор: Прудникова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 26 лет
высшая квалификационная категория
Место работы: МКОУ «Гимназия №13»
г.Черкесска, КЧР
2013г.
Обобщение положительного планомерного педагогического опыта
Знание существует для того, чтобы его распространять.
Эмерсон У.
ТЕМА педагогического проекта:
«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»
МОТИВ
Каждый новый набор уже 26 лет меня, как и вас, коллеги, мучают одни и те же мысли:
Как помочь ребёнку стать самостоятельной личностью?
Как научить детей учиться самостоятельно?
Как обеспечить успешную социализацию младших школьников?
Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе?
Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?
Проблема выбора метода обучения существует перед учителем всегда. Такого метода, который бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. При этом должны соблюдаться сбалансированность репродуктивной и исследовательской деятельности, коллективной и индивидуальной форм активности ребенка. Определяя свой выбор, исхожу из контингента учеников, из своего опыта, оглядываюсь на веяния времени и принимаю решения, учитывая все факторы.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В современных условиях учителю необходимы такие методы, которые позволяли бы сформировать у ребенка умение правильно организовать свою работу - сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает – самосовершенст-воваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.
«Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образова-тельных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики» (В.Путин)
Портрет выпускника дошкольник - начальная школа
деятельный и активный исследовательский интерес
открытый внешнему миру коммуникативность
доброжелательный и отзывчивый
креативный инициативный
положительное отношение к себе
уверенный в своих силах ответственность
чувство собственного достоинства саморегуляция
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников. Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности
Поэтому с 2008 года метод учебного проекта активно внедряю в свою урочную и внеурочную работу
Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум;
предоставь ему руководить собой.
Пифагор
Изучив литературу по теме, я нашла ответы на волнующие меня вопросы:
Зачем нужно заниматься проектной деятельностью? Какие задачи она решает?
Узкопрактические: получение информации по определенной теме.
Обучающие: повышение уровня познавательной, информационной, комму-никативной и других компетенций ученика.
Развивающие: выявление талантов, склонностей ученика и, как следствие этого, общее повышение мотивации к учебной деятельности, воспитание потребности к самообучению и саморазвитию.
КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ моего педагогического проекта
В последние годы слово «инновация» стало одним из самых популярных терминов и у руководителей страны, и у учёных, и у бизнесменов, и педагогов. Что за ним скрывается? Почему так много говорят о важности инноваций для современной России и использование инновационных технологий в образовании?
Инновация – это экономический термин и означает изобретение или научную идею, которые предполагают создание некоего конечного продукта, дающего прибыль. Инноватор – тот, кто желает получить прибыль, принося при этом экономическую пользу не только себе, но и государству. Именно таких людей не хватает нашей стране. У нас огромное количество изобретателей, не знающих, что делать со своими изобретениями, у нас столь же много талантливых учёных, при этом наука, как правило, оторвана от промышленности, от реальной экономики.
Выстроить цепочку превращения изобретений и научных идей в инновации – это означает провести масштабную социальную революцию. Это довольно сложно. Именно к этому и призывают при каждом удобном случае и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев.
Чтобы участвовать в построении инновационной экономики, закладывая школьникам первые представления об инновациях, пытаться привить им инновационный образ и стиль мышления, учителям надо предельно чётко понимать, что такое инновация. В противном случае становится непонятной цель, к которой необходимо идти.
В одном из своих посланий Дмитрий Медведев предложил ещё один синоним инновационной экономики – «умная экономика». В любом случае речь идёт о некоем векторе развития страны, который направлен от сырьевой экономики на экономику высоких технологий. Построение умной, инновационной экономики необходимо начинать со школьников.
Школа должна научить ученика развить следующие важные в современном обществе навыки:
- умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
- умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные);
- умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;
- умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
- умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области; и многое другое.
С этой целью и необходимо разрабатывать новые технологии, методики и способы обучения - чтобы каждый ребенок, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности. Основным принципом организации обучения должно стать включение каждого учащегося в учебный процесс. Этот критерий является ключевым при введении той или иной инновационной технологии в образовательную практику.
ГИПОТЕЗА
Метод проектов позволит наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся, если модель работы будет включать дидактический комплекс развития психологической готовности учащихся начальных классов, этапы его реализации (диагностический, проектировочный, организационно-деятельностный, итоговый);
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретическое и экспериментальное обоснование модели обучения, позво-ляющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Интеллектуально тренированные учащиеся
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Процесс развития ключевых компетентностей обучающихся начальных классов в условиях проектного обучения
ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач
ЗАДАЧИ
Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям
Развивать аналитические способности, критическое мышление
Способствовать освоению логических способов восприятия и обработки информации
Развивать учебно-познавательную мотивацию
Содействовать успешной адаптации учащихся в 5-ом классе
Формировать класс как учебное сообщество
Развивать индивидуальность каждого
Привлечь внимание родителей
Реализовать право ребенка на творчество
ОПИСАНИЕ ОПЫТА
В начале для себя я чётко определила, что такое учебный проект и какова специфика проектной работы в начальной школе.
Проект как метод обучения
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта
Специфика проектной работы в начальной школе заключается в система-тической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.
В каждом новом наборе класса у меня всегда находятся и умные родители и интеллектуально тренированные обучающиеся.
Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.
Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
С. Я. Маршак
Для меня, как учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обу-чения и развития детей. Учащиеся же в большей степени заинтересованы в резуль-тате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбран-ный тип проекта. В моей практике я чаще использую исследовательские проекты для развития аналитических способностей, критического мышления, для освоения логических способов восприятия и обработки информации. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого учащемуся приходится проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор делается на мыслительную компетентность.
Есть ряд обстоятельств, которые учитываю, организуя проектную деятельность учащихся. Чтобы ученик активно и мотивировано увлёкся проблемой проекта, необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему.
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Тема может быть:
Формулировка темы проекта должна заключать в себе определённую интригу, как бы приглашать будущих слушателей принять участие в решении проблемы. «Связана ли история моей семьи с историей России?» (ОРКиСЭ), «Моя родословная» (окружающий мир), «Каждый народ-художник?» (изоискусство), «Все профессии нужны и важны?» (окружающий мир).
Проблематизация является первым этапом работы над проектом. Возникает первичный мотив к деятельности. Так появляется необходимость определить цель деятельности. Дальше разрабатывается план работы. Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. И он в каждом конкретном случае сугубо индивидуален. На завершающем этапе работы – самооценки и рефлексии автор сравнивает полученный результат со своим замыслом, и если есть возможность , вносит изменения.
Итак, основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые выполняю в ходе работы.
Стадии работы над проектом — это — это «пять П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Девизом проектной деятельности в начальной школе могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима Лессинга:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
План работы
Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?
Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
Цель. Что я хочу исследовать?
Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
Задачи исследования.
Дата и место проведения моего исследования.
Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
Описание работы. Мои результаты исследования.
Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
Использованная литература.
Приложение, презентация найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта
Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики; 1/3 времени затрачивается на сбор материала; не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Умение кратко и убедительно рассказать, о себе и своей работе востребовано в современном обществе. Мои ребята успешно выступали на школьных, городских (2011/2012 уч. г.) конференциях и конкурсах. Исследовательские проекты Аветисян Ангелины и Веркау Полины в 2011/2012
учебном году приняли участие в 1 городском открытом конкурсе исследова-тельских и творческих проектов младших школьников «Что? Откуда? Почему?».
Для ученика проект - это
Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся
Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы
Для учителя проект - это
Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета.
Форма организации учебного процесса.
Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений.
Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.
Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь.
По данным моих исследований:
На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники отвечают:
-РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПРАВИЛЬНО ВРЕМЯ;
-АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ;
-ПРЕЗЕНТОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА;
-ДОДЕЛЫВАТЬ ВСЁ ДО КОНЦА;
-ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
-РАССМАТРИВАТЬ ТЕМУ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
Отношение учеников к организации исследовательской работе:
«помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всём» (72%),
«учит дружить и помогать друг другу» (81%),
позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59%),
«заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,5%),
проверить свои силы» (34,7%),
подружиться с ребятами из других классов» (28,1%).
К каким же выводам я пришла в своей исследовательской деятельности?
Именно проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях. В основе проектно-исследовательской деятельности лежит развитие познаватель-ных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения.
Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:
Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
Плюс ко всему, у учителя появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме.
В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися, я убедилась, что проектное обучение даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.
Итак, подводя итоги, можно сказать.
Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем.
Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятное большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект - это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебных предметов. Может быть и отдельным учебным предметом.
Проект - это форма организации учебного процесса. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.
Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия достижений и результатов.
Школа будущего - школа проектов.
Характеристика внедрения передового опыта
На школьном МО начальных классов данный проект был рассмотрен и оценен положительно и рекомендован для использования.
Партнерство в рамках инициативного проекта
Разработка данного проекта осуществлялась в соответствии с педагогической программой самообразования и государственными стандартами образования РФ, партнерами являются обучающиеся и их родители, коллектив учителей начальных классов.
Перспективное планирование
Планирую продолжить работу по организации проектной деятельности учащихся. Ведётся разработка проектов, реализуемых на уроках и во внеурочное время в начальных классах.
Данный опыт реализуется с сентября 2008 года.
Список литературы.
1. Братанова,Т.А.. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А.Братанова // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 41.
2. Горшкова О.Д. Развивающие упражнения по математике для учащихся начальной школы. Белгород: 1998
3. Каирова, Л.А.. К вопросу о формировании исследовательской культуры учителя / Л.А.Каирова.// Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 15.
4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. М.: издательство «Просвещение»,-1988
5. Новолодская, Е.Г.. Реализация творческих проектов при изучении природоведения/ Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева // Начальная школа. – 2008. - № 1. – С. 94.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: издательство «Учебная литература»,-2006
7. Саломатова, О.С.. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности / О.С.Саломатова.// Начальная школа. – 2007. - № 7. – С. 40.
8. Тимофеева В.П.. Исследовательская работа в начальной школе /В.П.Тимофеева // Начальная школа. – 2008. - № 2. – С. 9. Характеристика внедрения передового опыта
15