kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе как средства интеллектуально-творческого развития личности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый новый набор уже 28 лет меня, как и вас, коллеги, мучают одни и те же мысли:

Как помочь ребёнку стать самостоятельной личностью?

Как научить детей учиться самостоятельно?

Как обеспечить успешную социализацию младших школьников?

Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе?

Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?

Проблема выбора метода обучения существует перед учителем всегда. Такого метода, кото­рый бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ре­бенка и сохранению его индивидуальности. При этом должны соблюдаться сбалансированность репродуктивной и исследовательской деятельно­сти, коллективной и индивидуальной форм актив­ности ребенка. Определяя свой выбор, исхожу из контингента учеников, из своего опы­та, оглядываюсь на веяния времени и принимаю решения, учитывая все факторы.Поэтому с 2008 года метод учебного проекта активно внедряю в свою урочную и внеурочную работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«обобщение опыта»

Обобщение педагогического опыта



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



ТЕМА


Автор: Прудникова Наталья Ивановна

Должность: учитель начальных классов

Педагогический стаж: 26 лет

высшая квалификационная категория

Место работы: МКОУ «Гимназия №13»

г.Черкесска, КЧР




2013г.





Обобщение положительного планомерного педагогического опыта

Знание существует для того, чтобы его распространять.

Эмерсон У.







ТЕМА педагогического проекта:

«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

МОТИВ

Каждый новый набор уже 26 лет меня, как и вас, коллеги, мучают одни и те же мысли:

Как помочь ребёнку стать самостоятельной личностью?

Как научить детей учиться самостоятельно?

Как обеспечить успешную социализацию младших школьников?

Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе?

Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?

Проблема выбора метода обучения существует перед учителем всегда. Такого метода, кото­рый бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ре­бенка и сохранению его индивидуальности. При этом должны соблюдаться сбалансированность репродуктивной и исследовательской деятельно­сти, коллективной и индивидуальной форм актив­ности ребенка. Определяя свой выбор, исхожу из контингента учеников, из своего опы­та, оглядываюсь на веяния времени и принимаю решения, учитывая все факторы.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современных условиях учителю необходимы такие методы, которые позволяли бы сформировать у ребенка умение правильно организовать свою работу - сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает – самосовершенст-воваться, приобретать компетентность, дающую возможность справ­ляться с различными жизненными ситуациями.

«Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образова-тельных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики» (В.Путин)

Портрет выпускника дошкольник - начальная школа


  • деятельный и активный исследовательский интерес

  • открытый внешнему миру коммуникативность

  • доброжелательный и отзывчивый

  • креативный инициативный

  • положительное отношение к себе

  • уверенный в своих силах ответственность

  • чувство собственного достоинства саморегуляция

  • навыки самоорганизации и здорового образа жизни

  • уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения


Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников. Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности



Поэтому с 2008 года метод учебного проекта активно внедряю в свою урочную и внеурочную работу

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум;

предоставь ему руководить собой.

Пифагор

Изучив литературу по теме, я нашла ответы на волнующие меня вопросы:

Зачем нужно заниматься проектной деятель­ностью? Какие задачи она решает?

Узкопрактические: получение информации по определенной теме.

Обучающие: повышение уровня познава­тельной, информационной, комму-никативной и других компетенций ученика.

Развивающие: выявление талантов, склон­ностей ученика и, как следствие этого, общее повышение мотивации к учебной деятельности, воспитание потребности к самообучению и само­развитию.

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ моего педагогического проекта

В последние годы слово «инновация» стало одним из самых популярных терминов и у руководителей страны, и у учёных, и у бизнесменов, и педагогов. Что за ним скрывается? Почему так много говорят о важности инноваций для современной России и использование инновационных технологий в образовании?

Инновация – это экономический термин и означает изобретение или научную идею, которые предполагают создание некоего конечного продукта, дающего прибыль. Инноватор – тот, кто желает получить прибыль, принося при этом экономическую пользу не только себе, но и государству. Именно таких людей не хватает нашей стране. У нас огромное количество изобретателей, не знающих, что делать со своими изобретениями, у нас столь же много талантливых учёных, при этом наука, как правило, оторвана от промышленности, от реальной экономики.

Выстроить цепочку превращения изобретений и научных идей в инновации – это означает провести масштабную социальную революцию. Это довольно сложно. Именно к этому и призывают при каждом удобном случае и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев.

Чтобы участвовать в построении инновационной экономики, закладывая школьникам первые представления об инновациях, пытаться привить им инновационный образ и стиль мышления, учителям надо предельно чётко понимать, что такое инновация. В противном случае становится непонятной цель, к которой необходимо идти.

В одном из своих посланий Дмитрий Медведев предложил ещё один синоним инновационной экономики – «умная экономика». В любом случае речь идёт о некоем векторе развития страны, который направлен от сырьевой экономики на экономику высоких технологий. Построение умной, инновационной экономики необходимо начинать со школьников.

Школа должна научить ученика развить следующие важные в современном обществе навыки:

- умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;

- умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные);

- умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;

- умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;

- умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области; и многое другое.

С этой целью и необходимо разрабатывать новые технологии, методики и способы обучения - чтобы каждый ребенок, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности. Основным принципом организации обучения должно стать включение каждого учащегося в учебный процесс. Этот критерий является ключевым при введении той или иной инновационной технологии в образовательную практику. 







ГИПОТЕЗА

Метод проектов позволит наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся, если модель работы будет включать дидактический комплекс развития психологической готовности учащихся начальных классов, этапы его реализации (диагностический, проектировочный, организационно-деятельностный, итоговый);

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретическое и экспериментальное обоснование модели обучения, позво-ляющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Интеллектуально тренированные учащиеся

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс развития ключевых компетентностей обучающихся начальных классов в условиях проектного обучения

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач

ЗАДАЧИ

  • Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям

  • Развивать аналитические способности, критическое мышление

  • Способствовать освоению логических способов восприятия и обработки информации

  • Развивать учебно-познавательную мотивацию

  • Содействовать успешной адаптации учащихся в 5-ом классе

  • Формировать класс как учебное сообщество

  • Развивать индивидуальность каждого

  • Привлечь внимание родителей

  • Реализовать право ребенка на творчество



ОПИСАНИЕ ОПЫТА

В начале для себя я чётко определила, что такое учебный проект и какова специфика проектной работы в начальной школе.

Проект как метод обучения

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

Специфика проектной работы в начальной школе заключается в система-тической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителяувлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

В каждом новом наборе класса у меня всегда находятся и умные родители и интеллектуально тренированные обучающиеся.

Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?».


С. Я. Маршак






Для меня, как учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обу-чения и развития детей. Учащиеся же в большей степени заинтересованы в резуль-тате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбран-ный тип проекта. В моей практике я чаще использую исследовательские проекты для развития аналитических способностей, критического мышления, для освоения логических способов восприятия и обработки информации. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого учащемуся приходится проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор делается на мыслительную компетентность.

Есть ряд обстоятельств, которые учитываю, организуя проектную деятельность учащихся. Чтобы ученик активно и мотивировано увлёкся проблемой проекта, необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему.

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?

  • Чем я мог бы гордиться?



Тема может быть:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

  • экспериментальной;

  • изобретательской;

  • теоретической.

Формулировка темы проекта должна заключать в себе определённую интригу, как бы приглашать будущих слушателей принять участие в решении проблемы. «Связана ли история моей семьи с историей России?» (ОРКиСЭ), «Моя родословная» (окружающий мир), «Каждый народ-художник?» (изоискусство), «Все профессии нужны и важны?» (окружающий мир).

Проблематизация является первым этапом работы над проектом. Возникает первичный мотив к деятельности. Так появляется необходимость определить цель деятельности. Дальше разрабатывается план работы. Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. И он в каждом конкретном случае сугубо индивидуален. На завершающем этапе работы – самооценки и рефлексии автор сравнивает полученный результат со своим замыслом, и если есть возможность , вносит изменения.



Итак, основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые выполняю в ходе работы.

Стадии работы над проектом — это — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.





Девизом проектной деятельности в начальной школе могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

План работы

  • Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?

  • Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

  • Цель. Что я хочу исследовать?

  • Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?

  • Задачи исследования.

  • Дата и место проведения моего исследования.

  • Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

  • Описание работы. Мои результаты исследования.

  • Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

  • Использованная литература.

  • Приложение, презентация найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики; 1/3 времени затрачивается на сбор материала; не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Умение кратко и убедительно рассказать, о себе и своей работе востребовано в современном обществе. Мои ребята успешно выступали на школьных, городских (2011/2012 уч. г.) конференциях и конкурсах. Исследовательские проекты Аветисян Ангелины и Веркау Полины в 2011/2012

учебном году приняли участие в 1 городском открытом конкурсе исследова-тельских и творческих проектов младших школьников «Что? Откуда? Почему?».



Для ученика проект - это

  • Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала;

  • Деятельность, которая позволяет

  • проявить себя,

  • попробовать свои силы,

  • приложить свои знания,

  • принести пользу,

  • показать публично достигнутый результат

  • Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся

  • Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы

Для учителя проект - это

  • Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета.

  • Форма организации учебного процесса.

  • Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений.

  • Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.

  • Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь.

По данным моих исследований:

  1. На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники отвечают:


-РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПРАВИЛЬНО ВРЕМЯ;


-АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ;


-ПРЕЗЕНТОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА;


-ДОДЕЛЫВАТЬ ВСЁ ДО КОНЦА;


-ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ


-РАССМАТРИВАТЬ ТЕМУ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ







  1. Отношение учеников к организации исследовательской работе:

  • «помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всём» (72%),

  • «учит дружить и помогать друг другу» (81%),

  • позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59%),

  • «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,5%),

  • проверить свои силы» (34,7%),

  • подружиться с ребятами из других классов» (28,1%).




К каким же выводам я пришла в своей исследовательской деятельности?

Именно проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях. В основе проектно-исследовательской деятельности лежит развитие познаватель-ных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения.

Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:

  • Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.

  • Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».

  • Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.

  • У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.

  • Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.

  • Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.

  • Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

Плюс ко всему, у учителя появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме.

В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися, я убедилась, что проектное обучение даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.

Итак, подводя итоги, можно сказать.

Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем.

Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятное большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект - это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебных предметов. Может быть и отдельным учебным предметом.

Проект - это форма организации учебного процесса. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.

Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия достижений и результатов.

Школа будущего - школа проектов.



Характеристика внедрения передового опыта

  На школьном МО начальных классов данный проект был рассмотрен и оценен положительно и рекомендован для использования. 

Партнерство в рамках инициативного проекта

Разработка данного проекта осуществлялась в соответствии с педагогической программой самообразования и государственными стандартами образования РФ,  партнерами являются обучающиеся и их родители, коллектив учителей начальных классов.

Перспективное планирование

Планирую продолжить работу по организации проектной деятельности учащихся. Ведётся разработка проектов, реализуемых на уроках и во внеурочное время в начальных классах.

 Данный опыт реализуется с сентября 2008 года.













Список литературы.

1. Братанова,Т.А.. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А.Братанова // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 41.

2. Горшкова О.Д. Развивающие упражнения по математике для учащихся начальной школы. Белгород: 1998

3. Каирова, Л.А.. К вопросу о формировании исследовательской культуры учителя / Л.А.Каирова.// Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 15.

4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. М.: издательство «Просвещение»,-1988

5. Новолодская, Е.Г.. Реализация творческих проектов при изучении природоведения/ Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева // Начальная школа. – 2008. - № 1. – С. 94.

6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: издательство «Учебная литература»,-2006

7. Саломатова, О.С.. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности / О.С.Саломатова.// Начальная школа. – 2007. - № 7. – С. 40.

8. Тимофеева В.П.. Исследовательская работа в начальной школе /В.П.Тимофеева // Начальная школа. – 2008. - № 2. – С. 9. Характеристика внедрения передового опыта





15



Просмотр содержимого презентации
«метод.копилка»

«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе как средства интеллектуально-творческого развития личности»   (Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ «Гимназия №13» г.Черкесска КЧР Прудниковой Натальи Ивановны)

«Организация исследовательской проектной деятельности

учащихся в начальной школе как средства интеллектуально-творческого развития личности»

(Из опыта работы

учителя начальных классов

МКОУ «Гимназия №13» г.Черкесска КЧР

Прудниковой Натальи Ивановны)

Прудникова Наталья Ивановна стаж работы: 26 лет должность: учитель начальных классов категория: высшая место работы: МКОУ «Гимназия №13» г. Черкесск КЧР

Прудникова

Наталья Ивановна

стаж работы: 26 лет

должность: учитель начальных классов

категория: высшая

место работы: МКОУ «Гимназия №13» г. Черкесск КЧР

АКТУАЛЬНОСТЬ   Российское образование развивается   « Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики»

АКТУАЛЬНОСТЬ Российское образование развивается

« Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики»

Государственные стандарты общего образования нового поколения ставят новые цели и задачи  образования :  формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.  Ведущую роль должны играть деятельные технологии обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает  проектная деятельность.

Государственные стандарты общего образования нового поколения ставят новые цели и задачи образования :

формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Ведущую роль должны играть деятельные технологии обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектная деятельность.

Портрет выпускника

дошкольник - начальная школа

  • деятельный и активный
  • креативный
  • исследова-

тельский

интерес

  • любознательный
  • инициативный
  • открытый внешнему миру,

доброжелательный и отзывчивый

  • коммуника-

тивность

  • положительное отношение к себе,

уверенность в своих силах

Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников . Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.

  • саморегуляция
  • ответственность
  • чувство собственного

достоинства

  • уважительное отношение к окружающим,

к иной точке зрения

  • навыки самоорганизации и здорового образа жизни

УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой. Пифагор

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум;

предоставь ему руководить собой.

Пифагор

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ

  • Школа должна научить ученика развить следующие важные в современном обществе навыки: - умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему; - умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные); - умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно; - умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи; -умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области; и многое другое.
ГИПОТЕЗА  М етод проектов позволит наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся если:

ГИПОТЕЗА

М етод проектов позволит наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся если:

  •       - модель работы будет включать дидактический комплекс развития психологической готовности учащихся начальных классов, этапы его реализации (диагностический, проектировочный, организационно-деятельностный, итоговый);
ЦЕЛЬ исследования:  Теоретическое и экспериментальное обоснование модели обучения, позволяющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции

ЦЕЛЬ исследования:

Теоретическое и экспериментальное обоснование модели обучения, позволяющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ    Интеллектуально тренированные учащиеся  ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ   Процесс развития ключевых компетентностей обучающихся начальных классов в условиях проектного обучения

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Интеллектуально тренированные учащиеся

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс развития ключевых компетентностей обучающихся начальных классов в условиях проектного обучения

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ  Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников ; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников ; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач

ЗАДАЧИ   •   Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям  •  Содействовать успешной адаптации учащихся в 5-ом классе  •  Формировать класс как учебное сообщество  •  Развивать учебно-познавательную мотивацию  •  Развивать индивидуальность каждого  •  Привлечь внимание родителей  •  Реализовать право ребенка на творчество

ЗАДАЧИ

•   Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям •  Содействовать успешной адаптации учащихся в 5-ом классе •  Формировать класс как учебное сообщество •  Развивать учебно-познавательную мотивацию •  Развивать индивидуальность каждого •  Привлечь внимание родителей •  Реализовать право ребенка на творчество

Проект как метод обучения Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы , значимой для участников проекта

Проект как метод обучения

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы , значимой для участников проекта

Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему , показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителяувлечь детей, выбрать проблему , показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.

Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» – Его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «Почему?».   С. Я. Маршак

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?».

С. Я. Маршак

Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Чем я мог бы гордиться?
  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?
  • Чем я мог бы гордиться?
Тема может быть:

Тема может быть:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.
Стадии работы над проектом Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация

Стадии работы над проектом

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;  1/3 времени затрачивается на сбор материала;  не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;

1/3 времени затрачивается на сбор материала;

не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Для ученика проект - это

Для ученика проект - это

  • Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала;
  • Деятельность , которая позволяет
  • проявить себя,
  • попробовать свои силы,
  • приложить свои знания,
  • принести пользу,
  • показать публично достигнутый результат
  • Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся
  • Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы
Для учителя проект - это Уникальный метод обучения , который можно использовать при изучении любого предмета. Форма организации учебного процесса. Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений. Педагогическая Технология:  комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся. Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь

Для учителя проект - это

  • Уникальный метод обучения , который можно использовать при изучении любого предмета.
  • Форма организации учебного процесса.
  • Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений.
  • Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.
  • Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь

По результатам опроса   ЧЕМУ УДАЛОСЬ НАУЧИТЬСЯ?

По результатам опроса ЧЕМУ УДАЛОСЬ НАУЧИТЬСЯ?

  • -РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПРАВИЛЬНО ВРЕМЯ;
  • -АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ;
  • -ПРЕЗЕНТОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА;
  • -ДОДЕЛЫВАТЬ ВСЁ ДО КОНЦА;
  • -ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
  • -РАССМАТРИВАТЬ ТЕМУ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ 22

ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

22

проект «Открой свой мир» Цель –воспитание личности:

проект «Открой свой мир»

Цель –воспитание личности:

  • творческой, обладающей способностями, развитым интеллектом, стремящейся к разнообразной инновационной деятельности;
  • гуманной, стремящейся к миру и добрососедству, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
  • владеющей компетентностью, грамотностью ,хозяйственными навыками ,знающей и хранящей традиции ,ведущей здоровый образ жизни;
  • свободной и любящей свой край и свою Родину
«Мастер-класс» открытый урок по окружающему миру-2011г.  «По страницам Красной книги»

«Мастер-класс» открытый урок по окружающему миру-2011г. «По страницам Красной книги»

Мои проекты:   Краткая аннотация проекта Претворение в жизнь проекта позволит учителю обратить внимание детей на связь каждого человека с историей. Учитель имеет возможность показать связь истории с происходящим, познакомить младших школьников с семейными историями и через ученика познакомить с историями семей в классе. У учеников появится возможность научиться совместной работе друг с другом, правилам общения со взрослыми. Выводы, которые сделает ученик в ходе выполнения проекта, помогут школьникам в дальнейшей учёбе. а учителю- в воспитательной работе.

Мои проекты:

  • Краткая аннотация проекта
  • Претворение в жизнь проекта позволит учителю обратить внимание детей на связь каждого человека с историей. Учитель имеет возможность показать связь истории с происходящим, познакомить младших школьников с семейными историями и через ученика познакомить с историями семей в классе. У учеников появится возможность научиться совместной работе друг с другом, правилам общения со взрослыми.
  • Выводы, которые сделает ученик в ходе выполнения проекта, помогут школьникам в дальнейшей учёбе. а учителю- в воспитательной работе.

Тип проекта: исследовательский и творческий  Предмет: ОРКиСЭ Автор: Кубанов Хасан Учебный год: 2009/2010 Тема  Моя семья в истории Отечества Описание работы:  Работа раскрывает связь истории страны с историей конкретной семьи. План : Что такое нравственные ценности? Нравственные ценности ислама. Любовь человека к Родине. Сочинение «Почему я горжусь своей Родиной?» Что такое нравственные ценности? Нравственные ценности ислама. Любовь человека к Родине. Сочинение «Почему я горжусь своей Родиной?» Выступил на конференции «Моя семья» в гимназии, 1место. Цель исследования:  Что значит «живая история?» Как моя семья связана с историей моей Родины?

Тип проекта: исследовательский и творческий

Предмет: ОРКиСЭ

Автор: Кубанов Хасан

Учебный год: 2009/2010

Тема Моя семья в истории Отечества

Описание работы:

Работа раскрывает связь истории страны с историей конкретной семьи.

План :

  • Что такое нравственные ценности? Нравственные ценности ислама. Любовь человека к Родине. Сочинение «Почему я горжусь своей Родиной?»
  • Что такое нравственные ценности?
  • Нравственные ценности ислама.
  • Любовь человека к Родине.
  • Сочинение «Почему я горжусь своей Родиной?»

Выступил на конференции «Моя семья» в гимназии, 1место.

Цель исследования:

Что значит «живая история?» Как моя семья связана с историей моей Родины?

Тип проекта: исследовательский

Предмет: окружающий мир

Автор: Аветисян Ангелина

Учебный год: 2012-2013

Тема Моя родословная

Описание работы:

В данной работе даётся подробный отчёт своего исследования. Была проделана большая поисковая работа о своих дедушках и бабушках, о тех, кто жил раньше: расспросы родственников о предках по линии папы записаны подробно в тетради; были собраны документы, фотографии из семейных архивов. Была изучена специальная литература по истории русских фамилий и по технологии валяния валенок в небольших семейных артелях. Итогами исследовательской деятельности стали практические результаты: 1.Представлены два вероятных способа образования фамилии Аветисян. 2.Подготовка и защита исследовательской работы на научно-практической конференции «Шаг в будущее». 3.Создание презентации на электронном носителе. 4. Создание генеалогического дерева «Древо жизни».

Цель исследования:

как можно полнее восстановить и изучить семейную родословную

Задачи : исследовать историю возникновения фамилии Аветисян и составить своё «Древо жизни».

Выступила на 1 городском открытом конкурсе исследова-тельских и творческих проектов младших школьников «Что? Откуда? Почему?»,2 место.

Моя семья

Моя семья

«Каждый народ-художник»  принцип проекта «От родного порога- в мир общечеловеческой культуры!» 2008 г.- открытый урок по ОРКиСЭ ( практический семинар для руководителей МО города «Введение в общеобразовательный процесс модуля «Основы мировых религиозных культур»

«Каждый народ-художник» принцип проекта «От родного порога- в мир общечеловеческой культуры!»

2008 г.- открытый урок по ОРКиСЭ ( практический семинар для руководителей МО города «Введение в общеобразовательный процесс модуля «Основы мировых религиозных культур»

Тип проекта: исследовательский Предмет: литературное чтение  Автор: Киреева Асият  Учебный год: 2009-2010 Тема:  «Слово о моём народе » (ногайцы) Описание работы:  В своей работе Ася рассказала об обычаях и традициях своего народа. Познакомила со своим дедушкой Киреевым Аскербием Суюновичем -известным ногайским поэтом ,книги которого иллюстрировала его сестра Тамара Аскербиевна Имаева . Следуя традициям своей семьи, по стопам своего дедушки, пробует писать стихи . Её первые стихи опубликованы в четвёртом номере детского журнала «Маъметекей» за 2009год.

Тип проекта: исследовательский Предмет: литературное чтение Автор: Киреева Асият Учебный год: 2009-2010

Тема: «Слово о моём народе » (ногайцы)

  • Описание работы:

В своей работе Ася рассказала об обычаях и традициях своего народа.

Познакомила со своим дедушкой Киреевым Аскербием Суюновичем -известным ногайским поэтом ,книги которого иллюстрировала его сестра Тамара Аскербиевна Имаева

.

Следуя традициям своей семьи, по стопам своего дедушки, пробует писать стихи . Её первые стихи опубликованы в четвёртом номере детского журнала «Маъметекей» за 2009год.

мини-проект «Профессии твоих родителей»           Цель :сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний,умений и навыков;сплотить семью и повысить уровень семейных ценостей

мини-проект «Профессии твоих родителей»

Цель :сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний,умений и навыков;сплотить семью и повысить уровень семейных ценостей

Все профессии важны-все профессии нужны!

Все профессии важны-все профессии нужны!

Отношение учеников к организации исследовательской работе «помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всём» (72%), «учит дружить и помогать друг другу» (81%), позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59%), - «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,5%), - проверить свои силы» (34,7%), - подружиться с ребятами из других классов» (28,1%).

Отношение учеников к организации исследовательской работе

  • «помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всём» (72%),
  • «учит дружить и помогать друг другу» (81%),
  • позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59%),

- «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,5%),

- проверить свои силы» (34,7%),

- подружиться с ребятами из других классов» (28,1%).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прудникова Наталья Ивановна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149809


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства