Обобщение педагогического опыта  
  
 
  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
  
 
  ТЕМА
  
   
 
  
 
  Автор: Прудникова Наталья Ивановна
  Должность: учитель начальных классов
  Педагогический стаж: 26 лет
  высшая квалификационная категория
  Место работы: МКОУ «Гимназия №13»
  г.Черкесска, КЧР
  
 
  
 
  
 
  2013г.
  
 
  
 
  
 
  
 
  Обобщение положительного планомерного педагогического опыта
   Знание существует для того, чтобы его распространять.
 Знание существует для того, чтобы его распространять.  
  Эмерсон У.
  
 
  
  
 
  
 
  ТЕМА педагогического проекта:
  «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»
  МОТИВ  
  Каждый новый набор уже 26 лет меня, как и вас, коллеги, мучают одни и те же мысли:
  Как помочь ребёнку стать самостоятельной личностью?
  Как научить детей учиться самостоятельно?
  Как обеспечить успешную социализацию младших школьников?
  Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе?
  Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?
  Проблема выбора метода обучения существует перед учителем всегда. Такого метода, который бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. При этом должны соблюдаться сбалансированность репродуктивной и исследовательской деятельности, коллективной и индивидуальной форм активности ребенка. Определяя свой выбор, исхожу из контингента учеников, из своего опыта, оглядываюсь на веяния времени и принимаю решения, учитывая все факторы.
  
   АКТУАЛЬНОСТЬ
  В современных условиях учителю необходимы такие методы, которые позволяли бы сформировать у ребенка умение правильно организовать свою работу - сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает – самосовершенст-воваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.
  «Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образова-тельных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики» (В.Путин)
  Портрет выпускника дошкольник - начальная школа
  
 
  -  деятельный и активный исследовательский интерес   
-  открытый внешнему миру коммуникативность 
-  доброжелательный и отзывчивый 
-  креативный инициативный 
-  положительное отношение к себе 
-  уверенный в своих силах ответственность   
-  чувство собственного достоинства саморегуляция 
-  навыки самоорганизации и здорового образа жизни 
-  уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения 
 
 
  Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников. Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности
  
 
  
 
  Поэтому с 2008 года метод учебного проекта активно внедряю в свою урочную и внеурочную работу
   Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум;  
   предоставь ему руководить собой.
   Пифагор
    
  Изучив литературу по теме, я нашла ответы на волнующие меня вопросы:
  Зачем нужно заниматься проектной деятельностью? Какие задачи она решает?
  Узкопрактические: получение информации по определенной теме.
  Обучающие: повышение уровня познавательной, информационной, комму-никативной и других компетенций ученика.
  Развивающие: выявление талантов, склонностей ученика и, как следствие этого, общее повышение мотивации к учебной деятельности, воспитание потребности к самообучению и саморазвитию.
   КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ моего педагогического проекта
  В последние годы слово «инновация» стало одним из самых популярных терминов и у руководителей страны, и у учёных, и у бизнесменов, и педагогов. Что за ним скрывается? Почему так много говорят о важности инноваций для современной России и использование инновационных технологий в образовании?
  Инновация – это экономический термин и означает изобретение или научную идею, которые предполагают создание некоего конечного продукта, дающего прибыль. Инноватор – тот, кто желает получить прибыль, принося при этом экономическую пользу не только себе, но и государству. Именно таких людей не хватает нашей стране. У нас огромное количество изобретателей, не знающих, что делать со своими изобретениями, у нас столь же много талантливых учёных, при этом наука, как правило, оторвана от промышленности, от реальной экономики.
  Выстроить цепочку превращения изобретений и научных идей в инновации – это означает провести масштабную социальную революцию. Это довольно сложно. Именно к этому и призывают при каждом удобном случае и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев.
  Чтобы участвовать в построении инновационной экономики, закладывая школьникам первые представления об инновациях, пытаться привить им инновационный образ и стиль мышления, учителям надо предельно чётко понимать, что такое инновация. В противном случае становится непонятной цель, к которой необходимо идти.
  В одном из своих посланий Дмитрий Медведев предложил ещё один синоним инновационной экономики – «умная экономика». В любом случае речь идёт о некоем векторе развития страны, который направлен от сырьевой экономики на экономику высоких технологий. Построение умной, инновационной экономики необходимо начинать со школьников.
  Школа должна научить ученика развить следующие важные в современном обществе навыки:
  - умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
  - умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные);
  - умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;
  - умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
  - умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области; и многое другое.
  С этой целью и необходимо разрабатывать новые технологии, методики и способы обучения - чтобы каждый ребенок, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности. Основным принципом организации обучения должно стать включение каждого учащегося в учебный процесс. Этот критерий является ключевым при введении той или иной инновационной технологии в образовательную практику. 
  
 
  
 
  
 
    
   ГИПОТЕЗА
  Метод проектов позволит наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся, если модель работы будет включать дидактический комплекс развития психологической готовности учащихся начальных классов, этапы его реализации (диагностический, проектировочный, организационно-деятельностный, итоговый); 
   ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
  Теоретическое и экспериментальное обоснование модели обучения, позво-ляющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции
   ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
 Интеллектуально тренированные учащиеся 
   ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  Процесс развития ключевых компетентностей обучающихся начальных классов в условиях проектного обучения
  ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
  Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач
   ЗАДАЧИ
  -  Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям   
-  Развивать аналитические способности, критическое мышление 
-  Способствовать освоению логических способов восприятия и обработки информации 
-  Развивать учебно-познавательную мотивацию 
-  Содействовать успешной адаптации учащихся в 5-ом классе 
-  Формировать класс как учебное сообщество 
-  Развивать индивидуальность каждого 
-  Привлечь внимание родителей 
-  Реализовать право ребенка на творчество 
 
 
  
 
   ОПИСАНИЕ ОПЫТА
  В начале для себя я чётко определила, что такое учебный проект и какова специфика проектной работы в начальной школе.
   Проект как метод обучения
  Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта
  Специфика проектной работы в начальной школе заключается в система-тической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.  
  Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.  
  В каждом новом наборе класса у меня всегда находятся и умные родители и интеллектуально тренированные обучающиеся.  
  Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.  
  Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –  
  Его прозвали «маленький философ».
  Но только он подрос, как начали ему
  Преподносить ответы без вопросов.
  И с этих пор он больше никому
  Не задает вопросов «Почему?».
  
 
   С. Я. Маршак
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Для меня, как учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обу-чения и развития детей. Учащиеся же в большей степени заинтересованы в резуль-тате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбран-ный тип проекта. В моей практике я чаще использую исследовательские проекты для развития аналитических способностей, критического мышления, для освоения логических способов восприятия и обработки информации. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого учащемуся приходится проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор делается на мыслительную компетентность.
  Есть ряд обстоятельств, которые учитываю, организуя проектную деятельность учащихся. Чтобы ученик активно и мотивировано увлёкся проблемой проекта, необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему.  
  -  Что мне интересно больше всего? 
-  Чем я хочу заниматься в первую очередь? 
-  Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 
-  О чём хотелось бы узнать как можно больше? 
-  Чем я мог бы гордиться? 
 
 
  
 
  Тема может быть:  
   Формулировка темы проекта должна заключать в себе определённую интригу, как бы приглашать будущих слушателей принять участие в решении проблемы. «Связана ли история моей семьи с историей России?» (ОРКиСЭ), «Моя родословная» (окружающий мир), «Каждый народ-художник?» (изоискусство), «Все профессии нужны и важны?» (окружающий мир).  
  Проблематизация является первым этапом работы над проектом. Возникает первичный мотив к деятельности. Так появляется необходимость определить цель деятельности. Дальше разрабатывается план работы. Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. И он в каждом конкретном случае сугубо индивидуален. На завершающем этапе работы – самооценки и рефлексии автор сравнивает полученный результат со своим замыслом, и если есть возможность , вносит изменения.
  
 
  Итак, основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые выполняю в ходе работы.  
  Стадии работы над проектом — это — это «пять П»:
  Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
  Шестое «П» проекта — его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
  
 
  
 
  Девизом проектной деятельности в начальной школе могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима Лессинга:
   «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
    План работы
  -  Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование? 
-  Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы? 
-  Цель. Что я хочу исследовать? 
-  Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование? 
-  Задачи исследования. 
-  Дата и место проведения моего исследования. 
-  Методика работы. Каким образом я проводил исследование? 
-  Описание работы. Мои результаты исследования. 
-  Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить. 
-  Использованная литература.   
-  Приложение, презентация найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта   
 Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики; 1/3 времени затрачивается на сбор материала; не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.
  Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
  Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Умение кратко и убедительно рассказать, о себе и своей работе востребовано в современном обществе. Мои ребята успешно выступали на школьных, городских (2011/2012 уч. г.) конференциях и конкурсах. Исследовательские проекты Аветисян Ангелины и Веркау Полины в 2011/2012  
  учебном году приняли участие в 1 городском открытом конкурсе исследова-тельских и творческих проектов младших школьников «Что? Откуда? Почему?».
  
 
   Для ученика проект - это
    -  Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся 
-  Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы 
  Для учителя проект - это
  -  Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета. 
-  Форма организации учебного процесса. 
-  Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений. 
-  Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся. 
-  Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь. 
  По данным моих исследований:
  - На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники отвечают: 
 
 
  -РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПРАВИЛЬНО ВРЕМЯ;
  
 
  -АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ;
  
 
  -ПРЕЗЕНТОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА;
  
 
  -ДОДЕЛЫВАТЬ ВСЁ ДО КОНЦА;
  
 
  -ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
  
 
  -РАССМАТРИВАТЬ ТЕМУ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  -  Отношение учеников к организации исследовательской работе: 
 -  «помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всём» (72%),   
-   «учит дружить и помогать друг другу» (81%),   
-  позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59%),   
-  «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,5%),   
-   проверить свои силы» (34,7%),   
-   подружиться с ребятами из других классов» (28,1%). 
 
 
 
  К каким же выводам я пришла в своей исследовательской деятельности?
  Именно проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях. В основе проектно-исследовательской деятельности лежит развитие познаватель-ных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения.  
  Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:
  -  Каждый ученик может проявить себя как творческая личность. 
-  Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе». 
-  Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения. 
-  У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах. 
-  Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации. 
-  Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность. 
-  Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания. 
 Плюс ко всему, у учителя появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме.
   В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися, я убедилась, что проектное обучение даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.  
  Итак, подводя итоги, можно сказать.
  Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем.
  Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятное большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
  Проект - это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебных предметов. Может быть и отдельным учебным предметом.
  Проект - это форма организации учебного процесса. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.
  Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия достижений и результатов.
  Школа будущего - школа проектов.
  
 
  
 
    
   Характеристика внедрения передового опыта
    На школьном МО начальных классов данный проект был рассмотрен и оценен положительно и рекомендован для использования.   
   Партнерство в рамках инициативного проекта
  Разработка данного проекта осуществлялась в соответствии с педагогической программой самообразования и государственными стандартами образования РФ,  партнерами являются обучающиеся и их родители, коллектив учителей начальных классов.
   Перспективное планирование
  Планирую продолжить работу по организации проектной деятельности учащихся. Ведётся разработка проектов, реализуемых на уроках и во внеурочное время в начальных классах.  
   Данный опыт реализуется с сентября 2008 года.
  
 
     
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
   Список литературы.
  1. Братанова,Т.А.. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А.Братанова // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 41.
  2. Горшкова О.Д. Развивающие упражнения по математике для учащихся начальной школы. Белгород: 1998
  3. Каирова, Л.А.. К вопросу о формировании исследовательской культуры учителя / Л.А.Каирова.// Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 15.
  4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. М.: издательство «Просвещение»,-1988
  5. Новолодская, Е.Г.. Реализация творческих проектов при изучении природоведения/ Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева // Начальная школа. – 2008. - № 1. – С. 94.  
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: издательство «Учебная литература»,-2006
  7. Саломатова, О.С.. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности / О.С.Саломатова.// Начальная школа. – 2007. - № 7. – С. 40.
  8. Тимофеева В.П.. Исследовательская работа в начальной школе /В.П.Тимофеева // Начальная школа. – 2008. - № 2. – С. 9. Характеристика внедрения передового опыта
  
 
  
 
  
 
  
 
    15