Организация целеполагающей деятельности учащихся на уроках в начальной школе в условиях интенсивного образовательного процесса
Просмотр содержимого презентации
«целеполагание на уроке»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
Организация целеполагающей деятельности учащихся на уроках в начальной школе в условиях интенсивного образовательного процесса Колесникова Любовь Геннадьевна, учитель начальных классов
г.о. Спасск-Дальний
2018 г
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
Целеполагание
это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Цели должны быть
- Диагностируемые.
- Конкретные.
- Понятные.
- Осознанные.
- Побудительные (побуждать к действию).
- Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.
Все приемы целеполагания классифицируют на:
Визуальные
Аудиальные
Визуальные
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
Работа над понятием
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ.
Ситуация яркого пятна Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
У
А
О
Б
Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные".
Группировка Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например:
Разделите на две группы числа:
6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим Изучим Узнаем Проверим
С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.
Аудиальные
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
- учет уровня знаний и опыта детей;
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Рефлексия
- Какие цели ставили?
- Достигли ли своей цели? Почему?
- Что получилось?
- Над чем стоит поработать?
Спасибо за внимание!
Источники информации
- Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
- Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 005. - с.112-129
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая образования.
- Скворцова Г. Компетентностный подход: правила постановки учебных целей. // Первое сентября. 2008.- № 4 - С.10.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.– М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
- Главная задача Учителя (Хинг Ши) (Притча от Юлии Дубинкиной-Ильиной) http://pritchi.ru/id_1616
- Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http :// www . eidos . ru .
- Формирование навыка целеполагания. http :// www . gimnazy 161. ru .
- Каким должен быть современный урок. http :// www . it-n.ru
- Хуторской А. В Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/news/compet/htm.