Общеизвестно, что воспитывающее влияние на детей оказывают не только содержание и формы взаимодействия педагога с ребенком, но и характерные особенности среды, в которой это взаимодействие происходит. В этом случае говорят, что и «стены тоже воспитывают». Оформление школы и пришкольной территории, обустройство учебных кабинетов, школьная форма и манера педагогов одеваться, школьная символика – все это может иметь воспитывающее значение, все может быть педагогически целесообразным.
Но почему это так важно? Почему необходимо задумываться над вопросами оформления пространственного окружения школьников?
Ответ на этот вопрос коренится в таком многогранном понятии как культура. Оформление внутреннего и внешнего пространства школы, ее дизайнерские решения, символика, специфические педагогические артефакты способны сконцентрировать и отразить те ценности, которые живут и развиваются в образовательной организации, формируя тем самым ее неповторимое лицо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация предметно-эстетической среды»
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Презентацию приготовила руководитель МО учителей начальных классов МАОУ СОШ №45 (2 корпус)
Дохоян Лиана Рониковна
«Стены тоже воспитывают»
«Стены тоже воспитывают»
Общеизвестно, что воспитывающее влияние на детей оказывают не только содержание и формы взаимодействия педагога с ребенком, но и характерные особенности среды, в которой это взаимодействие происходит. В этом случае говорят, что и «стены тоже воспитывают». Оформление школы и пришкольной территории, обустройство учебных кабинетов, школьная форма и манера педагогов одеваться, школьная символика – все это может иметь воспитывающее значение, все может быть педагогически целесообразным.
Но почему это так важно? Почему необходимо задумываться над вопросами оформления пространственного окружения школьников?
Ответ на этот вопрос коренится в таком многогранном понятии как культура. Оформление внутреннего и внешнего пространства школы, ее дизайнерские решения, символика, специфические педагогические артефакты способны сконцентрировать и отразить те ценности, которые живут и развиваются в образовательной организации, формируя тем самым ее неповторимое лицо.
На что же следует обратить внимание педагогам в организации школьной предметно-эстетической среды ?
Классный кабинет – важнейший элемент школьной среды
В организации среды важна активная роль школьников
Школьная среда должна формировать чувство вкуса и стиля
Школьная среда должна поддерживать чувство собственного достоинства ребенка и взрослого
Школьная среда должна развивать
В организации среды важна активная роль школьников
То, что сделано собственным трудом, обычно ценится человеком больше
.
В организации среды важна активная роль школьников
Важно стараться делать так, чтобы в организации предметно-эстетической среды школы принимали активное участие сами школьники. Объясняется это довольно просто: то, что сделано собственным трудом, обычно ценится человеком больше, к этому он больше привязывается, это он считает подлинно своим.
Практика привлечения школьников к организации предметно-эстетической среды в нашей школе довольно богата. Чаще всего это происходит посредством организации специальных конкурсов детских или детско-родительских проектов по благоустройству школы (например, вестибюля, коридоров, залов, лестничных пролетов) или различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест).
В школе распространено и привлечение ребят к оформлению пространства проведения конкретных школьных событий – праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.
Немаловажный вопрос в организации предметно-эстетической среды школы – это вопрос дежурства школьников. Дежурство (разумеется, при разумной его организации) – это деятельность, в которой воспитываются трудолюбие, ответственность и самостоятельность школьников. Здесь дети учатся уважать свой и чужой труд.
.
В организации среды важна активная роль школьников
.
Классный кабинет – важнейший элемент школьной среды
Кабинет становится центром школьной жизни ребят
Вот несколько доступных способов создания уюта:
Кабинет, который принадлежит тому или иному классу школы, обычно становится центром школьной жизни ребят, поэтому приятно, когда там удобно, интересно, красиво, чисто. И детям здесь особенно дорого то, что они сами внесли в его оформление. Поэтому если педагог решился взяться за благоустройство кабинета, то делать это нужно только с ребятами.
Есть много способов привлечь детей и их родителей к обустройству классной комнаты (кабинета) без дополнительных финансовых затрат. Вот несколько доступных способов создания уюта.
1 Начните разводить цветы.
2 Украсьте кабинет картины или репродукции в рамках.
3 Приклейте фотообои.
4 Создайте в этих помещениях:
локальные музеи;
литературные гостиные;
творческие мастерские;
медиастудии и т.п.
Классный кабинет – важнейший элемент школьной среды
Школьная среда должна формировать чувство вкуса и стиля
По меткому выражению известного исследователя Ю.С. Мануйлова, школьная среда шлифует чувства и чеканит вкус, делая детей более разборчивыми в выборе и преобразовании условий своей жизни.
Школьная среда должна формировать чувство вкуса и стиля
В создании такой среды особую роль играют исторические корни, традиции школы. Представление об образе ученика и педагога, сложившееся и передающееся от года к году, может найти свое отражение, например: в цветовой гамме, характере ткани, стиле покроя школьных костюмов для девочек и мальчиков, в дизайнерских элементах одежды и аксессуаров педагогов (значки, галстуки, платки, жилеты, праздничные и повседневные костюмы, фирменные ручки, блокноты и т.п.).
Школьная среда должна поддерживать чувство собственного достоинства ребенка и взрослого
Состояние интерьеров школьных помещений способствует формированию мира чувств и эмоций ребенка. Опосредованное воздействие привычной обстановки формирует в сознании детей отношение к себе и окружающим: уважение или неуважение, заботу или ее отсутствие, чувство собственного достоинства или ощущение унижения и неприязни. Нужно создавать в пространстве школы специальные зоны как для тихого, так и для активного отдыха .
Школьная среда должна поддерживать чувство собственного достоинства ребенка и взрослого
Места, которые время от времени становятся территориями праздника, в школе должны быть обязательно. Это такие места, где для детей, педагогов, родителей, гостей происходят особые события.
Если педагоги хотят прививать детям чувство прекрасного и развивать элементарную культуру быта, важно уделять внимание таким мельчайшим, но при этом крайне важным, аспектам школьной среды.
Ощущение психологического комфорта в среде пребывания человека также способствует утверждению его чувства собственного достоинства.
Школьная среда должна развивать
Регулярно сменяемые экспозиции:
Творческие работы школьников
Фотоотчеты
Стеллажи свободного книгообмена
Настольные игры
Сменные плакаты-мотиваторы
Стенды, плакаты, инсталляции
Сменные плакаты-мотиваторы
Это все не потому, что я такой умный. Просто я долго не сдаюсь при решении задачи
(Альберт Эйнштейн);
В мире есть два типа людей – одни живут, а другие ищут виноватых; Спор нельзя решать железом. Вложи свой меч на место, человек (Борис Пастернак);
Если вы работаете над тем, что для вас действительно важно, вас не приходится подгонять. Вас тянет вперед ваша мечта (Стив Джобс);
Спросить — минутный стыд, не спросить — стыд на всю жизнь
(японская пословица);
Стенды, плакаты, инсталляции
Заповеди подростков
1 . Все главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты станешь в последующей жизни.
2 . Наша школа самая лучшая, потому что она НАША. Жизнь в школе, которую не любишь, - мука. Постарайся полюбить свою школу.
3 . Нас много, и все мы разные - учитывай это, старайся вести себя так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. Относись к ним так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
4 . Ты постоянно растешь, развиваешься, изменяешься. Помоги себе сам стать хорошим человеком. Займись самовоспитанием.
5 . Хочешь - не хочешь, а учиться надо. Не унижай себя бездельем, не ленись. Лентяям в нашей школе плохо. Учти, что в России встречают по одежке, а провожают по уму.
6 . Дорожи школьным товариществом: оно - на всю жизнь. Не забывай и не предавай школьных друзей. Старайся оставить о себе добрую память.
Кодекс педагогов школы
1 Наша профессия уникальна: она мать всех профессий на Земле; через ум, сердце и душу учителя проходит в своем развитии все человечество. Тот, кто решился посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, реализует высокую миссию педагога, что превращает саму профессию в главную нравственную ценность. Наша профессия – источник радости. Она дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможность заглянуть в будущее. Чаще улыбайтесь, коллеги! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.
2. Педагог – пограничник на рубеже Современного и Вечного. Ему не только необходимо соответствовать постоянно растущим ожиданиям государства, общества, взрослого и детского населения страны, но и всегда соотносить свою деятельность с логикой развития истории и культуры. Это неимоверно трудно, ибо мы работаем с непрерывно меняющейся личностью в непрерывно меняющемся мире.
3. Еще древние мудрецы говорили: «Человек – мера всех вещей». Если это верно относительно людей вообще, то трижды правильно по отношению к ребенку. Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия. Овладевайте умением встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами .
4. Настоящий педагог любит школу, а не себя в школе. Он не преувеличивает свои заслуги и не кичится своими успехами. Он дорожит добрым отношением товарищей и сам готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.
5. Жить и работать в школе, которую не любишь, - мука. Чем истязать себя злобой и раздражением, лучше сделать другой выбор. Дай бог, чтобы эта тяжелая доля не коснулась никого из нас. Кто выбрал служение педагога, должен понимать, что это навсегда. Бывших учителей не бывает. Так понимали дело, которому служили всю жизнь, Великие Учителя России. Мы их наследники .