Просмотр содержимого документа
«Определение социальной позиции учителя»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
_____/_____/
«___»___20__г.
Сообщение на тему:
«Определение социальной позиции педагога»
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Голубева Мадонна
Преподаватель:
Аксенова В.С.
г. Ейск, 2020 г.
Социальная позиция педагога базируется на системе взглядов, убеждений и ценностных ориентации, сформированных у выпускника общеобразовательной школы, намеревающегося посвятить себя учительской профессии. Одним из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности; является профессионально-ценностная ориентация. Она может быть охарактеризована как избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, формирующееся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет, какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, чётко осознавая свои действия, не всегда может подробно объяснить их мотивы, почему он нередко поступает вопреки здравому смыслу и логике.
Социальная позиция педагога
Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций.
Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций. В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В "живом", реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру. Поэтому наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций. Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений. Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека. Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций. Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения. Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.
Определение социальной позиции педагога
Социальная позиция педагога оформляется как особое образование в результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных личностных черт учителя. Л. Митина рассматривает позицию как составную часть педагогической направленности и выражающуюся в отношении к ребенку, к самом себе, к своей деятельности; Н.Г. Алексеев говорит о том, что если рассматривать понятие «позиция» как «способ реализации ценностей», то позиция педагога выступает как комплексная профессионально-личностная характеристика, отвечающая не только на вопрос об отношении, но и на вопрос о способах действии, т.е. реализации своих отношений в образовательном процессе.
Наиболее существенными компонентами структуры позиции педагога в личностном, деятельностном и коммуникативном аспектах образовательной деятельности являются:
В личностном аспекте - это наличие у педагога ценностей образования и развития субъекта деятельности («ценности»).
В деятельностном аспекте - владение педагогом профессиональными знаниями, средствами и методами обучения и воспитания («компетентность»).
В коммуникативном аспекте - владение учителем различными способами управления, построенными на определённых типах отношений; на субъект - объектных отношениях - манипуляция сознанием ребенка или на субъект - субъектных отношениях - актуализация потенциала ребенка («управление»).
Выделенные компоненты можно представить в виде трёхмерной модели структуры, задающей восемь октантов, где в качестве осей координат выступают «ценности», «компетентность», «управление». Можно представить восемь типов позиции педагога как комбинации обозначенных компонентов.
1. Наличие ценностей образования и развития - высокий уровень профессиональной компетентности - актуализация.
2. Отсутствие ценностей образования и развития - высокий уровень профессиональной компетентности - манипуляция.
3. Отсутствие ценностей образования и развития - низкий уровень профессиональной компетентности - манипуляция.
4. Наличие ценностей образования и развития - низкий уровень профессиональной компетентности - актуализация.
5. Наличие ценностей образования и развития - высокий уровень профессиональной компетентности - манипуляция.
6. Наличие ценностей образования и развития - низкий уровень профессиональной компетентности - манипуляция.
7. Отсутствие ценностей образования и развития - низкий уровень профессиональной компетентности - актуализация.
8. Отсутствие ценностей образования и развития - высокий уровень профессиональной компетентности - актуализация.
Таким образом, выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.