kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы для слепых и слабовидящих учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации даны рекомендации со слепыми и слабовидящими учащимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы для слепых и слабовидящих учащихся.»

Офтальмо - гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы для слепых и слабовидящих детей

Офтальмо - гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы для слепых и слабовидящих детей

Близорукость высокой степени, осложнённая или врождённая  - Напряжённая зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещённостью - Длительная без своевременного отдыха зрительная нагрузка - Резкий избыточный свет - Резкие и длительные наклоны головы и туловища - Подъём тяжестей - Сотрясение тела, вибрация - Вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз Причины возникновения осложнений при слабовидении

Близорукость высокой степени, осложнённая или врождённая

  • - Напряжённая зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещённостью
  • - Длительная без своевременного отдыха зрительная нагрузка
  • - Резкий избыточный свет
  • - Резкие и длительные наклоны головы и туловища
  • - Подъём тяжестей
  • - Сотрясение тела, вибрация
  • - Вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз

Причины возникновения осложнений при слабовидении

Крупный печатный шрифт (16-18 кегель).Высота буквы(цифры) при письме в тетрадях 5-5,5 мм, но доске–12-14см. Межбуквенные (межцифровые) пространства – 3мм. Мелкие натуральные объекты заменяются увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки. Используются пособия для бисенсорного типа восприятия (зрительного и осязательного) с контрастным (90-100%) исполнением, с минимальной загруженностью перцептивного поля. Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-жёлтых и зелёных тонах. Черные изображения следует давать с увеличением контрастности в два раза. Рекомендации по применению средств обучения

Крупный печатный шрифт (16-18 кегель).Высота буквы(цифры) при письме в тетрадях 5-5,5 мм, но доске–12-14см. Межбуквенные (межцифровые) пространства – 3мм.

Мелкие натуральные объекты заменяются увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки.

Используются пособия для бисенсорного типа восприятия (зрительного и осязательного) с контрастным (90-100%) исполнением, с минимальной загруженностью перцептивного поля. Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-жёлтых и зелёных тонах. Черные изображения следует давать с увеличением контрастности в два раза.

Рекомендации по применению средств обучения

Эргономические условия

Эргономические условия

  • Место ребёнка на занятии в передней половине, ближе к источнику естественного освещения (окну).
  • Освещённость поверхности рабочего стола – 500 лк.
  • Допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых (работа с опорой на слух) – 10 мин. Зрительная гимнастика не менее двух раз на протяжении урока.
  • Наличие на рабочих столах подставок для рассматривания изображений и чтения.

  • Катаракта. Афакия (отсутствие хрусталика), смещение хрусталика. Подвывих хрусталика.
  • Сотрясение (постоянное и эпизодическое). Вибрация.
  • Значительная физическая нагрузка
  • Вынужденная рабочая поза
  • (постоянный наклон головы).
Рекомендации по применению средств обучения

Рекомендации по применению средств обучения

  • Натуральные объекты и их изображения различной величины, сложности и деталировки в зависимости от разновидности патологии и остроты зрения.
  • Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в жёлто-красно-оранжевых тонах.
Эргономические условия Освещённость поверхности рабочего стола – 300-500 лк. Допустимая зрительная нагрузка – 10 мин., отдых – 7-10 мин.(работа на слух, устное выполнение заданий).

Эргономические условия

Освещённость поверхности рабочего стола – 300-500 лк.

Допустимая зрительная нагрузка – 10 мин., отдых – 7-10 мин.(работа на слух, устное выполнение заданий).

Глаукома

Глаукома

  • Значительные нервно-психические нагрузки
  • Постоянный наклон головы
  • Физические нагрузки с сильным напряжением, сильным наклоном туловища, с низким наклоном головы
  • Наклоны туловища вниз
  • Пребывание в жарком помещении, на солнце
  • Длительное пребывание в затемнённом помещении
  • Зрительная работа в плохо освещённом помещении
  • Длительное положение головы лицом вниз
Рекомендации по применению средств обучения

Рекомендации по применению средств обучения

  • Натуральные и изобразительные пособия без мелкой деталировки с рельефно-цветовым исполнением. Контрастность изобразительного материала в пособиях 80-100%. Выделение существенных признаков предметов в изобразительных пособиях контрастным цветом и рельефом.
  • Замена мелких натуральных объектов их адаптированными изображениями.
Эргономические условия

Эргономические условия

  • Место ребёнка на занятии в первой половине помещения. Освещённость поверхности рабочего стола 500 лк. Дополнительное освещение рабочего стола.
  • Допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых – 10 мин. ( работа с опорой на другие анализаторы).
Атрофия зрительного нерва. Заболевание сетчатки. - Значительная физическая нагрузка; работа связанная с быстрым утомлением. - Зрительная работа во второй половине дня (при тапеторетинальной дегенерации).

Атрофия зрительного нерва.

Заболевание сетчатки.

- Значительная физическая нагрузка; работа связанная с быстрым утомлением.

- Зрительная работа во второй половине дня (при тапеторетинальной дегенерации).

Рекомендации по применению средств обучения

Рекомендации по применению средств обучения

  • При подготовке раздаточного материала обращается внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40% по сравнению с нормой).
  • Контраст изобразительных пособий, изучаемых объектов 80-100%.
  • Темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой.
  • Загруженность практической деятельностью снижается в 3-4 раза по сравнению с нормой.
Эргономические условия  Освещённость рабочего стола 500-100 лк.

Эргономические условия

Освещённость рабочего стола

500-100 лк.

  • Допустимая зрительная нагрузка до 10 мин., отдых 3-5 мин.Не менее двух зрительных гимнастик за урок.
  • Постоянный контроль за утомлением ребёнка.
Патология сетчатки

Патология сетчатки

  • Значительная физическая нагрузка, резкие движения, подъём тяжестей; Ограничить наклоны головы и туловища.
Рекомендации по применению средств обучения

Рекомендации по применению средств обучения

  • Изобразительная информация в рисунках не должна быть перегружена.
  • Контраст изображений 90-100%.
  • При значительном сужении поля зрения сложные изображения разделяются на составляющие и используется поэтапная методика подача материала с выходом на целостный образ без второстепенных деталей.
  • Темповые нагрузки для детей (особенно с суженным полем зрения ) в 3-4 раза медленней по сравнению с нормой.
  • Под особый контроль берутся дети с отслойкой сетчатки.
Эргономические условия

Эргономические условия

  • Освещённость поверхности рабочего стола 1000 лк.
  • Допустимая зрительная нагрузка на уроке до 10 минут ( индивидуально) с отдыхом 3-5 мин.
3. Группа детей с функциональными расстройствами зрения

3. Группа детей с функциональными расстройствами зрения

  • Аметропия ( миопия, гиперметропия, астигматизм), не соответствующая возрасту.
  • Косоглазие
  • Амблиопия
  • Дисбинокулярность
АМБЛИОПИЯ – стойкое снижение центрального зрения без видимой анатомической или рефракционной основы Амблиопия слабой степени –  острота зрения не ниже 0,4  Амблиопия средней степени –  острота зрения не ниже 0,2-0,3 Амблиопия высокой степени –  острота зрения не ниже 0,05-0,1 Амблиопия очень высокой степени –  острата зрения не ниже 0,04 и ниже

АМБЛИОПИЯ – стойкое снижение центрального зрения без видимой анатомической или рефракционной основы

  • Амблиопия слабой степени –

острота зрения не ниже 0,4

  • Амблиопия средней степени –

острота зрения не ниже 0,2-0,3

  • Амблиопия высокой степени –

острота зрения не ниже 0,05-0,1

  • Амблиопия очень высокой степени –

острата зрения не ниже 0,04 и ниже

КОСОГЛАЗИЕ - отклонение зрительной линии одного из глаз от совместной точки фиксации - Монолатеральное постоянное содружественное косоглазие (одностороннее , когда от общей точки фиксации постоянно отклоняется один глаз) - Билатеральное постоянное содружественное косоглазие (двухстороннее , когда отклоняются оба глаза) - Альтернирующее косоглазие (попеременное отклонение то одного, то другого глаза)

КОСОГЛАЗИЕ - отклонение зрительной линии одного из глаз от совместной точки фиксации

- Монолатеральное постоянное содружественное косоглазие

(одностороннее , когда от общей точки фиксации постоянно отклоняется один глаз)

- Билатеральное постоянное содружественное косоглазие

(двухстороннее , когда отклоняются оба глаза)

- Альтернирующее косоглазие (попеременное отклонение то одного, то другого глаза)

Зрительные возможности детей

Зрительные возможности детей

  • 0,05-0,01 – различение контуров объектов без выделения деталей на близком расстоянии (0,5-1,5 м)
  • 0,02-0,04 – различение на расстоянии 3-4 м формы, величины и яркого цвета предметов
  • 0,05-0,08 – различение на расстоянии 4-5 м движущихся предметов, плоских контуров изображений, цветных иллюстраций и контрастных изображений, чтение крупного плоскопечатного шрифта
  • 0,09-0,2- чтение обычных книг, письмо плоским шрифтом, наблюдение на расстоянии окружающих предметов. Скорость зрительной работы снижена.
Режим зрительных нагрузок – хорошо продуманный распорядок и организация зрительного труда в соответствии со зрительными функциональными возможностями и потребностями ребёнка

Режим зрительных нагрузок – хорошо продуманный распорядок и организация зрительного труда в соответствии со зрительными функциональными возможностями и потребностями ребёнка

  • Обеспечивает стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями зрительной системы.
  • Способствует профилактике зрительного утомления.
Режим зрительных нагрузок предполагает

Режим зрительных нагрузок предполагает

  • Чередование работы глаз с их отдыхом
  • Ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций
  • Создание комфортных для зрения внешних условий для выполнения зрительной работы
  • Подбор объектов восприятия в соответствии с офтальмологическими требованиями
Симптомы проявления зрительного утомления

Симптомы проявления зрительного утомления

  • Общая усталость
  • Чувство тяжести, боли в глазах и голове
  • Снижение внимания
  • Падение работоспособности
  • Увеличивается чистота физиологических миганий
  • Начинается слёзотечение во время зрительной работы
  • Ребёнок снимает очки, трёт глаза
Упражнения для снятия зрительного напряжения

Упражнения для снятия зрительного напряжения

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Быстро моргать без усилий в течении минуты, следя за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном состоянии.
  • Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку.
  • Переводить взгляд с ближнего объекта на дальний и обратно.
  • « Пальминг» быстро потереть ладони друг о друга в течение 5-10 сек., положить тёплые ладони на закрытые глаза на 20-30 сек.
С учётом клинической формы заболевания Степени выраженности зрительного дефекта Вида косоглазия Характера окклюзии
  • С учётом клинической формы заболевания
  • Степени выраженности зрительного дефекта
  • Вида косоглазия
  • Характера окклюзии

Определение места ребёнка на уроке

От вида косоглазия (при расходящимся косоглазии – горизонтальная, при сходящимся – вертикальная) От формы глазной патологии (при афакии , близорукости, глаукоме- вертикальная, при дальнозоркости- горизонтальная)
  • От вида косоглазия (при расходящимся косоглазии – горизонтальная, при сходящимся – вертикальная)
  • От формы глазной патологии (при афакии , близорукости, глаукоме- вертикальная, при дальнозоркости- горизонтальная)

Плоскость рабочей поверхности для выполнения зрительной работы зависит

Чёткое выделение общего контура изображения Усиление цветового контраста Выделение главного изображения контуром, линиями, цветом Уменьшение количества второстепенных деталей Выделение переднего, среднего и заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях
  • Чёткое выделение общего контура изображения
  • Усиление цветового контраста
  • Выделение главного изображения контуром, линиями, цветом
  • Уменьшение количества второстепенных деталей
  • Выделение переднего, среднего и заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях

Адаптация изобразительной наглядности

Незрячие- совместное выполнение действий, сопровождаемое полным словесным описанием Слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией – поэтапный показ последовательности выполнения действий, сопровождаемый полным словесным описанием; совместное выполнение некоторых элементов действий
  • Незрячие- совместное выполнение действий, сопровождаемое полным словесным описанием
  • Слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией – поэтапный показ последовательности выполнения действий, сопровождаемый полным словесным описанием; совместное выполнение некоторых элементов действий

Основные приёмы обучения

Должны быть созданы условия для достаточного поступления естественного освещения в помещения группы. Оконные стёкла не должны препятствовать поступлению света в помещение. Не следует ставить на подоконник горшки с цветами и высокими растениями. Рекомендуется светлое зашторивание раздвижными занавесками , расположенными по краям оконного проёма. Нельзя закрывать шторами верхнюю часть окна, через которую проникает наибольшее количество света.
  • Должны быть созданы условия для достаточного поступления естественного освещения в помещения группы.
  • Оконные стёкла не должны препятствовать поступлению света в помещение. Не следует ставить на подоконник горшки с цветами и высокими растениями.
  • Рекомендуется светлое зашторивание раздвижными занавесками , расположенными по краям оконного проёма.
  • Нельзя закрывать шторами верхнюю часть окна, через которую проникает наибольшее количество света.

Освещение

Классы должны быть оборудованы комбинированной системой искусственного освещения. Искусственная освещённость учебных помещений для детей с нарушением зрения должна составлять от 500 до 1000 лк. Каждое рабочее место ребёнка с нарушением зрения должно быть оборудовано светильниками местного освещения . Светильники должны иметь жёсткое крепление к поверхности стола и гибкий кронштейн, позволяющий менять угол наклона и высоту источника света. Свет должен падать с левой стороны или прямо. Для создания комфортных световых условий детям со светобоязнью ( освещение не менее 500 лк.) над их учебными столами следует предусматривать раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения .
  • Классы должны быть оборудованы комбинированной системой искусственного освещения.
  • Искусственная освещённость учебных помещений для детей с нарушением зрения должна составлять от 500 до 1000 лк.
  • Каждое рабочее место ребёнка с нарушением зрения должно быть оборудовано светильниками местного освещения . Светильники должны иметь жёсткое крепление к поверхности стола и гибкий кронштейн, позволяющий менять угол наклона и высоту источника света. Свет должен падать с левой стороны или прямо.
  • Для создания комфортных световых условий детям со светобоязнью ( освещение не менее 500 лк.) над их учебными столами следует предусматривать раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения .
Гигиенические требования к мебели и посадке

Гигиенические требования к мебели и посадке

  • Рабочие поверхности парт должны иметь матовое покрытие светлого тона. Удобны парты, у которых крышка поднимается и ставится под нижним углом. Это даёт возможность ребёнку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. Расстояние между глазами ребёнка и рабочей поверхностью равно 30-35см.Что обеспечивает наилучшие условия для зрительной нагрузки. Для незрячих и слабовидящих парты должны устанавливаться ближе к педагогу и доске; парты детей страдающие светобоязнью, рекомендуется размещать дальше от окон и источников света.
  • Поверхность учебной доски должна быть тёмно- зелёного или коричневого цвета и иметь антибликовое или матовое покрытие.
  • Цвет мела ( маркера) должен быть контрастным по отношению к цвету доски. Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как глаза напрягаются, особенно у страдающих астигматизмом. Должен быть предусмотрен дополнительный подсвет учебной доски для освещённости в вертикальной плоскости.
Как влияют нарушения зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся младших классов?

Как влияют нарушения зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся младших классов?

  • Дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
  • Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.
трудности в ходе учебно-познавательной деятельности  связанны как с темпом учебной работы, так и качеством выполнения учебных заданий.

трудности в ходе учебно-познавательной деятельности

связанны как с темпом учебной работы, так и качеством выполнения учебных заданий.

  • низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
  • низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
  • низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
  • плохое запоминание букв;
  • невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв. Цифр и их элементов;
  • пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;
  • низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
  • наличие серьезных затруднений в копировании букв;
  • появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хуртина Татьяна Юрьевна

Дата: 31.05.2016

Номер свидетельства: 331716


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства