Просмотр содержимого документа
«Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы для слепых и слабовидящих учащихся.»
Офтальмо - гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы для слепых и слабовидящих детей
Близорукость высокой степени, осложнённая или врождённая
- Напряжённая зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещённостью
- Длительная без своевременного отдыха зрительная нагрузка
- Резкий избыточный свет
- Резкие и длительные наклоны головы и туловища
- Подъём тяжестей
- Сотрясение тела, вибрация
- Вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз
Причины возникновения осложнений при слабовидении
Крупный печатный шрифт (16-18 кегель).Высота буквы(цифры) при письме в тетрадях 5-5,5 мм, но доске–12-14см. Межбуквенные (межцифровые) пространства – 3мм.
Мелкие натуральные объекты заменяются увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки.
Используются пособия для бисенсорного типа восприятия (зрительного и осязательного) с контрастным (90-100%) исполнением, с минимальной загруженностью перцептивного поля. Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-жёлтых и зелёных тонах. Черные изображения следует давать с увеличением контрастности в два раза.
Рекомендации по применению средств обучения
Эргономические условия
Место ребёнка на занятии в передней половине, ближе к источнику естественного освещения (окну).
Освещённость поверхности рабочего стола – 500 лк.
Допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых (работа с опорой на слух) – 10 мин. Зрительная гимнастика не менее двух раз на протяжении урока.
Наличие на рабочих столах подставок для рассматривания изображений и чтения.
Сотрясение (постоянное и эпизодическое). Вибрация.
Значительная физическая нагрузка
Вынужденная рабочая поза
(постоянный наклон головы).
Рекомендации по применению средств обучения
Натуральные объекты и их изображения различной величины, сложности и деталировки в зависимости от разновидности патологии и остроты зрения.
Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в жёлто-красно-оранжевых тонах.
Эргономические условия
Освещённость поверхности рабочего стола – 300-500 лк.
Допустимая зрительная нагрузка – 10 мин., отдых – 7-10 мин.(работа на слух, устное выполнение заданий).
Глаукома
Значительные нервно-психические нагрузки
Постоянный наклон головы
Физические нагрузки с сильным напряжением, сильным наклоном туловища, с низким наклоном головы
Наклоны туловища вниз
Пребывание в жарком помещении, на солнце
Длительное пребывание в затемнённом помещении
Зрительная работа в плохо освещённом помещении
Длительное положение головы лицом вниз
Рекомендации по применению средств обучения
Натуральные и изобразительные пособия без мелкой деталировки с рельефно-цветовым исполнением. Контрастность изобразительного материала в пособиях 80-100%. Выделение существенных признаков предметов в изобразительных пособиях контрастным цветом и рельефом.
Замена мелких натуральных объектов их адаптированными изображениями.
Эргономические условия
Место ребёнка на занятии в первой половине помещения. Освещённость поверхности рабочего стола 500 лк. Дополнительное освещение рабочего стола.
Допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых – 10 мин. ( работа с опорой на другие анализаторы).
Атрофия зрительного нерва.
Заболевание сетчатки.
- Значительная физическая нагрузка; работа связанная с быстрым утомлением.
- Зрительная работа во второй половине дня (при тапеторетинальной дегенерации).
Рекомендации по применению средств обучения
При подготовке раздаточного материала обращается внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40% по сравнению с нормой).
Контраст изобразительных пособий, изучаемых объектов 80-100%.
Темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой.
Загруженность практической деятельностью снижается в 3-4 раза по сравнению с нормой.
Эргономические условия
Освещённость рабочего стола
500-100 лк.
Допустимая зрительная нагрузка до 10 мин., отдых 3-5 мин.Не менее двух зрительных гимнастик за урок.
Постоянный контроль за утомлением ребёнка.
Патология сетчатки
Значительная физическая нагрузка, резкие движения, подъём тяжестей; Ограничить наклоны головы и туловища.
Рекомендации по применению средств обучения
Изобразительная информация в рисунках не должна быть перегружена.
Контраст изображений 90-100%.
При значительном сужении поля зрения сложные изображения разделяются на составляющие и используется поэтапная методика подача материала с выходом на целостный образ без второстепенных деталей.
Темповые нагрузки для детей (особенно с суженным полем зрения ) в 3-4 раза медленней по сравнению с нормой.
Под особый контроль берутся дети с отслойкой сетчатки.
Эргономические условия
Освещённость поверхности рабочего стола 1000 лк.
Допустимая зрительная нагрузка на уроке до 10 минут ( индивидуально) с отдыхом 3-5 мин.
3. Группа детей с функциональными расстройствами зрения
Аметропия ( миопия, гиперметропия, астигматизм), не соответствующая возрасту.
Косоглазие
Амблиопия
Дисбинокулярность
АМБЛИОПИЯ – стойкое снижение центрального зрения без видимой анатомической или рефракционной основы
Амблиопия слабой степени –
острота зрения не ниже 0,4
Амблиопия средней степени –
острота зрения не ниже 0,2-0,3
Амблиопия высокой степени –
острота зрения не ниже 0,05-0,1
Амблиопия очень высокой степени –
острата зрения не ниже 0,04 и ниже
КОСОГЛАЗИЕ - отклонение зрительной линии одного из глаз от совместной точки фиксации
- Альтернирующее косоглазие (попеременное отклонение то одного, то другого глаза)
Зрительные возможности детей
0,05-0,01 – различение контуров объектов без выделения деталей на близком расстоянии (0,5-1,5 м)
0,02-0,04 – различение на расстоянии 3-4 м формы, величины и яркого цвета предметов
0,05-0,08 – различение на расстоянии 4-5 м движущихся предметов, плоских контуров изображений, цветных иллюстраций и контрастных изображений, чтение крупного плоскопечатного шрифта
0,09-0,2- чтение обычных книг, письмо плоским шрифтом, наблюдение на расстоянии окружающих предметов. Скорость зрительной работы снижена.
Режим зрительных нагрузок – хорошо продуманный распорядок и организация зрительного труда в соответствии со зрительными функциональными возможностями и потребностями ребёнка
Обеспечивает стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями зрительной системы.
Способствует профилактике зрительного утомления.
Режим зрительных нагрузок предполагает
Чередование работы глаз с их отдыхом
Ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций
Создание комфортных для зрения внешних условий для выполнения зрительной работы
Подбор объектов восприятия в соответствии с офтальмологическими требованиями
Симптомы проявления зрительного утомления
Общая усталость
Чувство тяжести, боли в глазах и голове
Снижение внимания
Падение работоспособности
Увеличивается чистота физиологических миганий
Начинается слёзотечение во время зрительной работы
Ребёнок снимает очки, трёт глаза
Упражнения для снятия зрительного напряжения
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Быстро моргать без усилий в течении минуты, следя за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном состоянии.
Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку.
Переводить взгляд с ближнего объекта на дальний и обратно.
« Пальминг» быстро потереть ладони друг о друга в течение 5-10 сек., положить тёплые ладони на закрытые глаза на 20-30 сек.
С учётом клинической формы заболевания
Степени выраженности зрительного дефекта
Вида косоглазия
Характера окклюзии
Определение места ребёнка на уроке
От вида косоглазия (при расходящимся косоглазии – горизонтальная, при сходящимся – вертикальная)
От формы глазной патологии (при афакии , близорукости, глаукоме- вертикальная, при дальнозоркости- горизонтальная)
Плоскость рабочей поверхности для выполнения зрительной работы зависит
Чёткое выделение общего контура изображения
Усиление цветового контраста
Выделение главного изображения контуром, линиями, цветом
Уменьшение количества второстепенных деталей
Выделение переднего, среднего и заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях
Адаптация изобразительной наглядности
Незрячие- совместное выполнение действий, сопровождаемое полным словесным описанием
Слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией – поэтапный показ последовательности выполнения действий, сопровождаемый полным словесным описанием; совместное выполнение некоторых элементов действий
Основные приёмы обучения
Должны быть созданы условия для достаточного поступления естественного освещения в помещения группы.
Оконные стёкла не должны препятствовать поступлению света в помещение. Не следует ставить на подоконник горшки с цветами и высокими растениями.
Рекомендуется светлое зашторивание раздвижными занавесками , расположенными по краям оконного проёма.
Нельзя закрывать шторами верхнюю часть окна, через которую проникает наибольшее количество света.
Освещение
Классы должны быть оборудованы комбинированной системой искусственного освещения.
Искусственная освещённость учебных помещений для детей с нарушением зрения должна составлять от 500 до 1000 лк.
Каждое рабочее место ребёнка с нарушением зрения должно быть оборудовано светильниками местного освещения . Светильники должны иметь жёсткое крепление к поверхности стола и гибкий кронштейн, позволяющий менять угол наклона и высоту источника света. Свет должен падать с левой стороны или прямо.
Для создания комфортных световых условий детям со светобоязнью ( освещение не менее 500 лк.) над их учебными столами следует предусматривать раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения .
Гигиенические требования к мебели и посадке
Рабочие поверхности парт должны иметь матовое покрытие светлого тона. Удобны парты, у которых крышка поднимается и ставится под нижним углом. Это даёт возможность ребёнку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. Расстояние между глазами ребёнка и рабочей поверхностью равно 30-35см.Что обеспечивает наилучшие условия для зрительной нагрузки. Для незрячих и слабовидящих парты должны устанавливаться ближе к педагогу и доске; парты детей страдающие светобоязнью, рекомендуется размещать дальше от окон и источников света.
Поверхность учебной доски должна быть тёмно- зелёного или коричневого цвета и иметь антибликовое или матовое покрытие.
Цвет мела ( маркера) должен быть контрастным по отношению к цвету доски. Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как глаза напрягаются, особенно у страдающих астигматизмом. Должен быть предусмотрен дополнительный подсвет учебной доски для освещённости в вертикальной плоскости.
Как влияют нарушения зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся младших классов?
Дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.
трудности в ходе учебно-познавательной деятельности
связанны как с темпом учебной работы, так и качеством выполнения учебных заданий.
низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
плохое запоминание букв;
невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв. Цифр и их элементов;
пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;
низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
наличие серьезных затруднений в копировании букв;
появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.