Номинация 3. 3.1. Руководство проектной деятельностью, разработка и реализация собственных проектов; участие в проектах, социально образовательных инициативах.
Номинация 3. 3.1. Руководство проектной деятельностью, разработка и реализация собственных проектов; участие в проектах, социально образовательных инициативах.
Педагогический проект "Формирование читательских компетенций младших школьников". Цель проекта: отбор и использование педагогических приёмов организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Номинация 3. 3.1. Руководство проектной деятельностью, разработка и реализация собственных проектов; участие в проектах, социально образовательных инициативах.»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми
«Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг или наставник»
П. А. Павленко.
«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты»
Д. И. Писарев
Актуальность
Огромная роль в образовании, в воспитании, в развитии ребёнка в целом отводится чтению. Однако в России, как и в большинстве стран мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры, отсутствие у детей и их родителей интереса к книге. В современном обществе господствуют телевидение и компьютер, которые отняли время и желание читать.
Как, при каких условиях сформировать устойчивый читательский интерес у обучающихся? Какие методы и приёмы необходимо использовать в своей работе, чтобы ребенок с помощью взрослых смог раскрыть для себя все богатства литературы как вида искусства, научился получать эстетическое наслаждение от встречи с весёлыми и мудрыми книгами, умел извлекать тот духовный потенциал, который заложили в них поэты и писатели – великие мыслители и гуманисты? Вот проблемы, которые остро стоят перед каждым педагогом начальной школы, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.
Проблема
Педагогу приходится преодолевать противоречие между снижением интереса к чтению у младших школьников и необходимостью поддерживать этот интерес; между формальным беглым прочтением текста и формированием осмысленного читательского навыка.
Цель проекта
Отбор и использование педагогических приёмов организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности.
Задачи проекта
изучить методическую литературу по совершенствованию читательских навыков младших школьников
подобрать приёмы формирования читательской компетенции учащихся и апробировать их на практике
создать необходимые условия для формирования читательской самостоятельности, ведущей к социальной активности обучающихся младших классов
развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной литературы как необходимого элемента культуры каждого человека
создать атмосферу духовной близости взрослых и детей
Ожидаемые результаты
Повышение интереса к чтению.
Осознание места и роли книги в познании окружающего мира, понимание значения чтения для формирования собственной культуры.
Умение выбирать книги, соответствующие своим пристрастиям, уровню читательской компетенции и определённой цели.
Владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного произведения, способностью анализировать.
Формирование читательской самостоятельности, которая ведёт к социальной активности младшего школьника .
Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе, уважительного отношения к культуре своей Родины.
Этапы
Подготовительный (сентябрь - октябрь 2016)
Основной (ноябрь 2016- март 2020)
Заключительный (апрель - май 2020)
План работы по проекту и сроки реализации
№п/п
Мероприятия
1
Сроки проведения
Изучение передового опыта и подбор литературы.
2
В начале учебного года
Анкетирование «Книга в моей жизни», «Чтение художественной литературы дома», диагностирование.
3
1 раз в 2 года
Изучение программ по скорочтению.
4
5
В течение проекта
Организация выставки «Моя любимая книга».
1 раз в год
Оформление классного журнала «Пробы пера» (стих, сказка, синквейн…)
6
В период проекта
Фотоотчёт «Читаю четвероногому другу», «Лето с книгой».
7
1 раз в течение проекта
Сотрудничество с библиотекой. Акция «Подари книгу». Занятие «Книжкина больница». Экскурсии в библиотеки.
В течение проекта
№п/п
Мероприятия
8
Сроки проведения
Викторина по сказкам, по творчеству великих писателей и поэтов.
9
1-2 раза в четверть
10
Оформление дневников чтения.
Систематически, после каждой прочитанной книги, летом
Конкурсы чтецов.
11
12
1-2 раза в год
Конкурс рисунков «Мой любимый герой», организация выставки.
13
Литературный турнир «Умники и умницы»
1-2 раза в течение проекта
Наш театр. Театральный фестиваль.
14
1 раз год
15
1 раз год
Литературный вечер «Маленькие и большие секреты страны Литературии»
1-2 раза в год
Проверка техники чтения.
16
17
1 раз в четверть
Литературная олимпиада «Самый читающий»
Работа с родителями. «Круглый стол», анкетирование, родительские собрания
Апрель - май 2020г.
1-2 раза в год
Выводы
В результате реализации проекта удалось:
повысить интерес обучающихся к чтению
активизировать интерес у детей к учебному предмету «Литературное чтение» и внеклассному чтению
формировать правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение
развить читательский вкус и воспитать грамотного читателя
сформировать читательскую самостоятельность, ведущую к социальной активности младших школьников
Используемая литература
Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? /Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. Изд. «Экзамен», 2011г
Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40
Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
Ситдикова Р.Н. Опережающее развитие ребёнка. Дополнительные задания. Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г.
Узорова О. В., Нефёдова Е.А. Быстрое обучение чтению. Изд. «Астрель», 2002г