Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская деятельность в начальной школе»
Не существует сколько – нибудь достоверных тестов
на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Научно - исследовательскаядеятельностьв начальной школе
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организация научно – исследователь-ской деятельности младших школьников – серьёзная и непростая. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования и желания.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Немалую роль играет факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе.
Исследовательскую активность надо стимулировать.
Поддерживать любознательность ребёнка, стремление экспериментировать и оказывать ему помощь.
Для развития у детей навыковисследовательского поведения необходимосформировать у них следующие умения:
соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
добровольность выбора темы учащимся;
максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности .
Виды учебных исследований:
по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по времени: кратковременные и долговременные;
по теме: предметные, свободные.
Модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования
1 . Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах :
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений); б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
2 . Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).
3 . Массовые формы .
Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.
Этапы реализации ученической исследовательской деятельности
1. Выявление способных детей, диагностика и коррекция их умений и навыков .
2. Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
3. Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися, сбор материала
4. Оформление учащимися выполненных исследований.
5. Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.
МБОУСОШ № 28
Исследовательские работы, выполняемые учащимися:
- воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения,
- учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.
Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.