kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательская работа "Влияние компьютера на зрение школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно- исследовательская работа "Влияние компьютера на зрение школьника", работа ученицы 4 класса. Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников, и если соблюдать все нормы работы за ноутбуком,то можно избежать пагубного влияния на здоровье ребёнка. Работа собержит: актуальность, гипотезу, практическую работу, исследования, диаграммы и советы и  рекомендации для безопасной работы с компьютером.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Влияние компьютера на зрение школьника" »

19


Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

  1. Основная часть ..……………………………………………………….....5

1.1 Строение глаза……………………………………………………….5

1.2 Компьютер, его влияние на зрение школьника……………………6

2. Практическая часть………..………………………………………………7

2.1 Опыты………………………………………………………………...7

    1. Результаты анкетирования………………………………………….9

    2. Анализ данных медицинского осмотра о заболевании глаз

в нашей школе…………..……………………………………………………………………….13

Выводы ……………………………….………………………………….......14

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы .…………………………………………………………16

Приложения ………………………………………………………………….17




































ВВЕДЕНИЕ


Современный мир весь пронизан компьютерными технологиями. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера. Но компьютер помимо серьезных дел, помогает развлечь нас и расширить свой кругозор в часы досуга. Кроме всего прочего, при неправильной эксплуатации и злоупотреблении компьютером, последствия для здоровья могут быть достаточно серьезными.

Сейчас, почти в каждом доме стоит компьютер. Ученики выполняют домашние задания, используя новые информационные технологии. В школе на уроках, учащиеся активно применяют ПК. Школьники с большим интересом общаются через глобальную сеть Интернет. Компьютерные игры занимают все свободное время современного школьника. А ведь многие и не подозревают, что компьютер опасен для здоровья и психики человека. Зрение школьника страдает одним из первых. Необходимо задуматься, а стоит ли так рисковать своим здоровьем? А может быть пришло время узнать, как сделать так, что бы компьютер стал твоим другом, а не врагом.

Актуальность: Компьютерный мир заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, поэтому мы решили исследовать влияние компьютера на зрение школьников, личность которых еще только формируется, а значит, более подвержена пагубному воздействию.

Объект исследования: Долговременная работа учащихся за компьютером дома.

Предмет исследования:Отрицательное влияние ПК на зрение школьника и основные нормы и правила защиты зрения.

Цель:изучить влияние компьютера на зрение школьников при длительном и неправильном использовании компьютера, влияние на здоровье человека, дать рекомендации для защиты глаз от влияния компьютера.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования: строение глаза, влияние компьютера на зрение школьника;

  2. Провести анкетирование, опыты и опрос учащихся, выполнить анализ

результатов

3) Дать практические рекомендации для сохранения здоровых глаз.


Гипотеза:Предположим, что неразумное использование компьютера влияет на зрение учащихся





Методы исследования:

  • Поисковый (сбор информации)

  • Опытнический (эксперимент);

  • Аналитический (анализ, сравнение, систематизация, обобщение материала);













































1. Основная часть

1.1Строение глаза

У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу:для зрения – глаза, для слуха- уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания большая часть кожи.

Мы решили поподробнее познакомиться с органами зрения. [2, 7]

Зрение– уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира. А как называются все части наших глаз? Мы подобрали литературу по этой теме, и нашли интересную картину, где изображено строение глаза.



Правда, немножко необычно смотрится?А, тем не менее, глаз каждого из нас, выглядит именно так, и без каждой из его составляющих мы не смогли бы нормально видеть.









1.2 Компьютер, его влияние на зрение школьника.

Компьютер занимает огромное значение в жизни человека, что было выявлено методом опроса учащихся нашей школы, это можно говорить о некоторой зависимости от компьютера, связанным с компьютером, что ведет к ограничению остальных видов деятельности, а это, напрямую связанно с отрицательным влиянием на зрение подрастающей и формирующейся личности школьников младших классов. Во время работы на компьютере глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к тому, что теряется острота зрения. Плохо сказывается на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, неправильное расположение экрана. Вследствие этого человек может страдать от бессонницы, тревоги, раздражительности, усиленного сердцебиения, ослабляет иммунитет.

Изучив много литературы, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом учащиеся нашей школы?[2,3,6]






















  1. Практическая часть

2.1 Опыты

Мы решили провести опыты, используя методику «Медос» . В этом мне помогла моя одноклассница Анжела.


ОПЫТ №1: Берём картонную трубку около 30 см длиной. Подносим трубку к правому глазу. Поднимаем левую руку и держим её перед левым глазом, ладонью к себе. Теперь смотрим правым глазом в трубу, не закрывая при этом левый глаз.

Результат:

Нам показалось, что у нас на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два

разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая, иллюзорная картина.

Делаем выводы:

Глаза видят разное изображение, но мозг объединяет их и делает единое изображение.













ОПЫТ №2: Мы нарисовали мост, у которого отсутствует часть пролёта. Не закрывая глаз, мы по очереди прислонились к месту, где отсутствует часть пролета моста.

Результат:

Нам показалось, что края моста сошлись. Это потому, что мозг соединяет два отдельных изображения, поступающие из глаз, в единое изображение, и создается впечатление, что мост восстановлен.

Данный вывод подтверждает вывод, сделанный в опыте №1

В результате проведенных опытов мы поняли, что зрачок регулирует количество света, поступающего в глаз, а головной мозг является помощником для наших глаз.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что наши глаза выполняют: очень важную функцию при восприятии окружающего мира.

















2.2 Результаты анкетирования.

  1. Рассмотрим вопросы анкеты.

Сначала выясним, какой процент учащихся участвующих в исследовании (20 учащихся) имеет дома персональные компьютеры.



Вопрос №1. Есть ли у вас дома ПК?

Вывод:Из диаграммы видно, что у 88% учащихся есть ноутбуки, планшеты и телефоны.

Вопрос №2. Делаете ли вы перерыв во время работы за компьютером?


Вывод: Из диаграммы видно, что 65% учащихся делают перерыв во время работы за компьютером, 23% - не делают, 15%- иногда.





Вопрос №3. Сколько времени вы проводите за компьютером?

Вывод:Из диаграммы видно, что более 3-х часов за компьютером работают 15% учащихся, а если прибавить сюда ещё 26% работающих 3 часа и 15% - 2 часа, то это уже 56%, что,безусловно, очень много.



Вопрос №4. Устают ли глаза при работе за компьютером?

Вывод:Из диаграммы видно,у 69% опрошенных ребят болят глаза при работе за компьютером, что подтверждает актуальность моей работы.





Вопрос №5: Делаете ли вы гимнастику для глаз?

Вывод:Из диаграммы видно, 42% учащихся не делают гимнастику для глаз, что может привести к ухудшению зрения и заболевания глаз.


Вопрос №6: Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер для здоровья?

Вывод:Из диаграммы видно, что 77% учащихся знают,какую угрозу представляет компьютер для здоровья, но не стараются беречь своё здоровье.







Вопрос №7: Замечаете ли вы, что у вас стало ухудшаться зрение?



Вывод:Из диаграммы видно, что 57% учащихся знают, что у них ухудшается зрение, а очки носят только три человека.

Вопрос №8:Чем ты обычно занимаешься в свободное время?

Вывод:Из диаграммы видно, что большую часть свободного времени учащиеся проводят с компьютером и телефоном.



Выводы: Анализ анкет подтвердил, что учащиеся нашей школы много времени проводят за компьютером, поэтому исследование воздействия компьютера на зрение человека и информирование учащихся по вопросу сохранения зрения – актуально.

    1. Анализ данных медицинского осмотра о заболевании глаз в нашей школе.

Проанализируем данные медицинского осмотра о заболевании глаз в нашей школе.



Вывод:Из динамики увеличение роста заболевания глаз наглядно видно, что количество учащихся с таким заболеванием с каждым годом все выше, что, безусловно, вызывает тревогу и опасение за здоровья детей.



















Выводы

  1. Изучив литературу о строении глаза, о влиянии компьютера на зрение школьника мы узнали, что глаз - это уникальный орган нашего организма. С помощью глаз мы получаем очень большой объём информации. Долгая работа на компьютере приводит к тому, что теряется острота зрения.

  2. Анализ анкет и опрос учащихся подтвердил, что ученики нашей школы много времени проводят за компьютером, что приводит к ухудшению зрения. Таким образом, гипотеза о том, что неразумное использование компьютера влияет на зрение учащихся подтвердилась.

3. Из медицинских показателей и анкетирования учащихся мы выяснили, что у ребят с каждым годом ухудшается зрение и поэтому решили дать им ряд рекомендаций.



Изучив литературу и проанализировав, мы узнали, что компьютер приносит вред и пользу человеку.[2,3,4]

«+»

- вызывает положительный интерес к технике

- развивает творческие способности

- тренирует память, внимание

- развивает быстроту действий и реакцию

- воспитывает целеустремленность

- воспитывает внимательность,

сосредоточенность

«-»

- отрицательное влияние на физическое развитие

- содержание игр провоцирует проявление детской агрессии

- ухудшает зрение

- повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы














Вредные факторы

- сидячее положение в течение длительного времени;

- воздействие электромагнитного излучения монитора;

- утомление глаз, нагрузка на зрение;

- перегрузка суставов кистей;

- стресс при потере информации.








Заключение

Трудно себе представить жизнь современного че­ловека без использования информационных технологий. Во всем мире сейчас насчитывается сотни миллионов пользователей компьютеров. И у нас в России уже в каждой школе компьютер стал доступен всем учащимся. Для многих общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности.

Подводя итог, надо отметить, что компьютеризация образования имеет и негативные моменты, которые могут оказать неблагоприятное влияние на зрение школьников. Исследования в данной области проводятся. Но надо знатьо том, что не компьютер виноват в ухудшении зре­ния, а наше собственное незнание и применение элемен­тарных правил норм гигиены при работе за ним. И если учителя, родители и дети будут придерживаться указанных рекомендаций, то можно избежать неблагоприятных последствий влияния компьютера на зрение и на здоровье в целом.

Таким образом, гипотеза исследования доказана. Цель работы достигнута, задачи решены.

Полученные знания думаю, понадобятся не только мне, но и одноклассникам.

В связи с этим я распечатала памятки «Гимнастика для глаз», «Основные правила гигиены зрения», «Практические рекомендации» и раздала учащимся нашей школы.






























Список литературы



  1. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2. 542-96

  2. Клюшин Л.А. Моя первая энциклопедия «Наше тело»:АОЗТ «Криста и К» 1993-87с.

  3. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. М.: Ванта – Граф,2003

  4. Опойцев А. И кому нужен этот компьютер? - М.: «Детская литература»,1987-128с.

  5. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Самара: «Учебная литература», 2006-208 с.

  6. Энциклопедия «Компьютеры и роботы» М. : «Зачем и почему», «Мир книги» 2006-48 с.

  7. Энциклопедия «Цвет и свет» М. : «Зачем и почему», «Мир книги» 2006-48 с.



























Приложения

Приложение 1

Анкета

1.Есть ли у вас дома ПК?

а) Да; б) Нет

2.Делаете ли вы перерыв во время работы за компьютером?

а) Да; б) Нет в) иногда

3.Сколько времени вы проводите за компьютером?

а) более 3 часов в день б) 3 часа в день в) 2 часа в день г) 1час д) 30 мин

4. Устают ли глаза при работе за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения.

5. Делаете ли вы гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится.

6. Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер для здоровья?
а) да; б) нет; в) мне все равно.

7. Замечаете ли вы, что у вас стало ухудшаться зрение?

а) да; б) нет; в) не придаю значения.

8. Чем ты обычно занимаешься в свободное время?

а) читаю книги; б) провожу время с друзьями; в) смотрю телевизор;

г) общаюсь по телефону; д) общаюсь в сети; е) играю в компьютер;


Приложение 2



Время работы за ПК по нормам СанПиНа.[1]

  • 5-6 лет Þ10 минут

  • 1-4 класс Þ15 минут

  • 5-7 класс Þ20 минут

  • 8-9 класс Þ25 минут

  • 10-11 класс Þ 50 минут (с перерывом 15 мин.)

  • Взрослые Þ не более 2 часов













Приложение 3

Основные правила гигиены зрения

- при работе за компьютером нужно делать перерыв по 10-15 минут каждый час;

- выполнение гимнастики для глаз;

- комфортное рабочее место;

- правильное освещение (свет не должен быть ярким, работать в темной комнате тоже нельзя)

- чередовать виды деятельности;

- на экране не должно быть бликов.

Гимнастика для глаз

- Каждые 1–2 часа переключать зрение: смотреть вдаль 5–10 минут.

- Горизонтальные движения: направо—налево.

- Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

- Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

- Перемещать карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10–12 раз.

- Глубоко вдохнуть, зажмурив глаза, как можно сильнее напрячь мышцы шеи, лица, головы. Задержать дыхание на 2–3 секунды, потом быстро выдохнуть, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.















Практические рекомендации


  • Проверять глаза каждые 1 - 2 года у специалиста;

  • Выбрать хороший монитор (лучше жидкокристаллический); а если ЭЛТ, то желательно c частотой 100 Гц и выше;

  • Детям требуются мониторы меньших размеров, тогда как большинство используют «взро­слые» мониторы;

  • Работать за компьютером не более 4 в день, обязательно с перерывом через 20-30 минут с выполнением гимнастики для глаз;

  • Избегать большого контраста между ярко­стью экрана и окружающего пространства, оптимальным считается их выравнивание;

  • Освещение в кабинетах должно быть сме­шанным: естественным — за счёт солнеч­ного света и искусственным;

  • Не работать с компьютером в тёмном по­мещении;

  • Если компьютер размещён в углу комнаты или помещение имеет весь­ма ограниченное пространство, советуем установить на столе большое зеркало. С его помощью лег­ко увидеть самые дальние предметы комна­ты, расположенные за спиной;

  • Чтобы глаза не пересыхали нужно чаще моргать;

  • Есть специальные капли, которые заменяют слезу, при долгой работе за компьютером пересыхает глазное яблоко и капли помогут его увлажнить;

  • Использовать очки с компьютерным спектральным фильтром;

  • Для детей и подростков, у которых зрение еще развивается, рекомендуется быть у компьютера лишь в познавательных целях, а не сидеть и часами играть;

  • Одновременно за компьютером должен заниматься один ребёнок,так как для того, кто сидит сбоку, изображение на экране резко ухудшается;

  • Центр монитора должен быть на 10-20 см ниже уровня глаз. Расстояние от глаз до экрана не меньше 50 см;

  • Важно принять меры по уменьшению отражений от монитора;

  • Применять компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз;

  • Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь;

  • В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук;

  • Полезны для зрения все препараты на основе черники: "Фиточерника", "Черника-форте", комплексные поливитамины;

  • При заболеваниях глаз стоит раз в год принимать курс рыбьего жира;







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно-исследовательская работа "Влияние компьютера на зрение школьника"

Автор: Артемова Нина Викторовна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203293


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства