Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
А.С. Пушкин
Мне всего лишь 11 лет, но уже так хочется быть полезной своему отечеству.
А что такое ОТЕ́ЧЕСТВО? Узнаю в словаре: переходящее по наследству от отца, "предков вообще", также "отчизна". В более узком смысле — родная страна, народ, племя.
Значит отечество это моя семья, семья в которой происходят все важные события. Время показывает нам, как мы относимся к истории своих предков, которые были свидетелями различных исторических эпох.
Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обустраивался его край. «Иван, непомнящий родства»– существовало в народе прозвище по отношению к человеку, который неизвестно откуда прибыл и скрывал, кто его предки. Такой человек не пользовался уважением окружающих. Мы не должны быть «Иванами Непомнящими», не знающими истории своего края и своей родословной.
Я поставила перед собой задачи:
Рассмотреть и собрать все фотографии прошлых лет
побеседовать с родными о событиях тех лет.
Найти информацию необходимую для исследования.
Познакомиться с историей родного края 1920-1930годов
Отыскать своих родственников по колену Горновых.
Первое, что я сделала, это достала альбомы, в которых лежали пожелтевшими от времени фотографии. На них я никого не узнала.
Дальше стала расспрашивать свою маму, о тех событиях, которые запечатлены на этих снимках. Мама мне посоветовала обратиться к бабушке и прабабушке.
И вот что я узнала…
Благодаря памяти людской, мы, дети переживаем вновь и вновь те лихолетья, которые затронули каждую семью. Это голод, репрессии, войны.
Моих родных не обошла стороной эта история.
Моя прабабушка родилась в тяжелые для России годы, когда повсеместно был голод.
Чем был вызван голод? Открыв интернет, я попыталась что-то прочитать о тех годах, о которых не хотела вспоминать моя прабабушка Евдокия.
Я многое в истории не понимаю, но одно знаю, что мои прародители всячески пытались сохранить свою жизнь, для того, чтобы жизнь продолжалась дальше. Мама, папа я и мой брат – вот следующее звено в неразрывной семейной цепи.
Мы слушаем о событиях 1930-х годов по радио, телевидению, смотрим кинофильмы, и создаётся впечатление, что это было давно и не с нами. Наши родители, бабушки, дедушки нам об этом периоде не очень охотно рассказывают. И с болью в сердце вспоминают о наших земляках. Священники и военные, инженеры и учёные, литераторы и художники, рабочие и крестьяне- целые народы прошли через ад сталинских тюрем, ссылок. Подверглись репрессиям не только взрослые, но и дети “врагов народа” на долгие годы или навсегда оставшиеся без родителей, а иногда и без, отчего дома.
Немного из истории 30 годов прошлого столетия рассказали мне мои родные мама, бабушка Ионина Любовь Павловна и прабабушка Евдокия Николаевна.
Сплошная коллективизация сопровождалась массовым раскулачиванием, в результате которого были уничтожены миллионы крестьянских хозяйств
27 декабря 1929 года Сталин объявил о переходе к "полной ликвидации кулачества как класса". На специальную комиссию Политбюро было возложено проведение практических мер по этой "ликвидации". Комиссия определила три категории кулаков: первые - это "те, кто принимал участие в контрреволюционной деятельности", они должны быть арестованы и отправлены на исправительные работы в лагеря ОГПУ или расстреляны в случае оказания сопротивления, семьи их должны быть высланы, а вещи конфискованы. Кулаки второй категории, определенные как "не проявившие себя как контрреволюционеры, но все-таки являющиеся сверхэксплуататорами, склонными помогать контрреволюции", должны быть арестованы и сосланы вместе со своими семьями в отдаленные регионы страны. Наконец, кулаки третьей категории, определенные как "в принципе лояльные к режиму" должны быть выселены с прежних места обитания и устроены на жительство "вне зон коллективных хозяйств, на худородных землях, требующих возделывания".
Немало было крестьян, особенно в крупных сёлах, которые засевали свои земли. и дополнительно занимались ещё каким-либо промыслом. Основная группа крестьян - «середняки», засевавшая свои наделы, могла с собранного урожая платить налоги (казённые, земские и мирские), кормить себя, свою скотину, а излишки зерна продавать. Крестьян, имеющих обширные пахотные земли и вынужденных держать наёмных работников, было всегда на селе не много. Но именно эти люди в связке с «середняком», выращивая огромные горы зерна, кормили российские города, армию и другие страны.
Издавались приказы, в которых указывалось, что мерой, для увеличения сбора продовольственного налога, является запрещение торговли и обмен продуктами, подлежащих к сдаче в продовольственный налог.
«Тем гражданам, которые не выполнили продналог; … если же далее они будут продавать и обменивать, то продукты будут у них изъяты, а сами они преданы суду». В середине февраля 1930 года раскулачили моего прапрапрадедушку Горного Николая с женою Степанидою и их сыном. Звали прапрадедушку Горнов Николая Николаевич, а его жену прапрабабушку Опалихина Парасковья Петровна, которые проживали в Мишкино и считались середняками (было 2 коровы и 2 лошади).
И вот раздался стук в дверь, зашли военные, зачитали приказ…
Из источника: ИЦ ГУВД Тюменской обл. я и мама нашли приказ о своих родных, когда их приговорили на спецпоселение.
Вот данные о моих прапрародителях
Горнов Николай Николаевич
Родился в 1910 г., с.Мишкино Мишкинский р-н Челябинская обл.; русский; Проживал: Мишкинский р-н Челябинская обл..
Приговорен: в 1930 г.
Приговор: спецпоселение - Черный Мыс Сургутский р-н Тюменской обл,
Горнова Парасковья Петровна
Родилась в 1908 г., с Островное, Мишкинский р-н Челябинская обл.; русская; Проживала: Мишкинский р-н Челябинская обл..
Приговорена: в 1930 г. Приговор: спецпоселение - Черный Мыс Сургутский р-н Тюменской обл,
Парасковья Петровна на тот момент ожидала первенца. Получив такое страшное известие об аресте своих родных, ей не оставалось выбора, жить было негде и не на что, ведь все забрали, и дом, и скот, и имущество. Она поехала вместе со свекром и свекровью в неизвестность. На тот момент все мои родственники оставили отчий дом и, повинуясь жестоким правилам, под окрики военных, наспех одевшись, шагнули в новую веху времени, полную слез, тоски и обмана.
Вот стихи, которые написал прапрадедушка в дороге, в них отражен период репрессий, которые не прошли мимо моих прародителей.
Тридцатый год настал тяжелый
Так с половины февраля
Часов в 12 темной ночи
Россия вся с ума сошла
Часов в 12 тревожный вызов поступил
Тревожно двери отворялись
Конвой с винтовкой заходил
И давал приказ жестокий
«Будь за полчаса готов».
Из двора нас выселяли
Был усиленный конвой
К нам родных не допускали
Уливались мы слезой.
На машины нас грузили
В 2 часа в потьмах
И наши семьи по приказу
Погрузились в один час.
Причины вины мы не знали за собой
Вот и тронулся наш поезд
И повезли нас в край чужой………
Облилось сердечко кровью,
Задавило мою грудь.
Родной город из глаз скрылся
Реки слез тут протекли.
Прощай родимая сторонка,
А нас на север повезли.
Со машины нас сгрузили
Прямо на конный на обоз.
И тут родных мы растеряли
И поехали все врозь.
Шли с лошадкой вместе
Только слышен детский рев.
В деревнях замерзлых деток
Оставалося как дров.
Наши дети от морозу помирали день и ночь.
Даже вольному народу хоронить было не вмочь.
Моих родных выслали в село Покур. Не доезжая до него, в селе Прилук Уватского района, Тюменской области 15 марта 1930 года на кануне церковного праздника Евдокии у Парасковьи, моей прапрабабушки, родилась дочь. Мама моего прапрадедушки Николая сказала: «Раз Бог послал нам девочку, значит назовем её Дусей, т.е. Евдокией». Спасибо добрым людям, которые обогрели, накормили.
Появилась какая-то надежда, что Бог их не оставит, ведь недаром дочь назвали Евдокией что в переводе с древнегреческого языка означает «благоволение»
И снова дорога, изнуряющие холода, нехватка продуктов, тревога за дитя. Под монатонный скрип полозьев прапрабабушка Парасковья , прижимая к груди свою дочь, шептала:
“Годы пройдут, ошибку свою
Злые люди поймут.
Отец твой и дед люди честные были,
Беда была в том, что свободу любили».
Николай Николаевич со своей семьей прожили на поселении в селе Покур с 1930 года по 1945год, затем переехали на черный Мыс Сургутского района и прожили там до 1952года. Все годы родные боялись нарушить режим, не вели ни с кем провокационные беседы, берегли свою семью, отмечались каждый месяц. Чтобы помолиться, украдкой доставали икону, а затем перепрятывали её, боясь, что обнаружат. С каждым днем ждали, что их оправдают и уедут они в свой родной край.
Отец и мать Евдокии работали на лесоповале, ловили рыбу. С Божьей помощью купили коровку. Вскоре у Евдокии появились братики и сестренки. Прабабушка жила в большой семье. Очень рано научилась собирать грибы и ягоды. Часто все вместе с сестрами и братьями, а их было 7, надолго уходили в тайгу, собирали не только грибы, но и травы, которые сушили и в зимнее время заваривали из них душистый чай. Евдокия была первой помощницей для своей матери, следила за братьями и сестрами, кормила их и укладывала спать. Вот список сестер и братьев:
Горнова Евдокия Николаевна 15.03.1930г.
Горнов Михаил Николаевич 02.10.1932г.
Горнов Виктор Николаевич 26.01.1936г.
Горнова Валентина Николаевна 27.09.1936г.
Горнов Геннадий Николаевич 02.02.1941г.
Горнов Анатолий Николаевич 04.03.1946г.
Горнов Николай Николаевич 08.10.1952г (вольный)
Трое детей Нина и два Володи умерли в младенчестве.
Евдокия подрастала, и вот пришло время работать. Помогала отцу на рыбучастке. С баржи сгружала рыбу, складывала в чаны, а затем солила. Работа была очень тяжелой, ныли руки, от соли разъедало пальцы. Постоянно ныла нога, которую повредила в лесу во время сбора грибов и ягод. Но жизнь никого не жалела и не выбирала. Каждый старался жить, сохраняя в себе веру в Бога и надежду на Его милость.
В 1946 году 16-летнюю Евдокию определили работать на швейную фабрику в город Сургут. Заработок был небольшой, но он помогал семье приобрести необходимые продукты питания и одежду. Евдокия была очень скромной и набожной. О Боге она узнавала от бабушек, с которыми ей пришлось несколько месяцев пролежать в больнице. Перенесла множество операций на ноге. Призывая Бога к помощи она, прежде всего беспокоилась о своих родителям, просила Господа пронести горькую чашу мимо своих родителей. Часто видела она слезы своей матери, которая украдкой от детей прятала их в свой фартук. Само слово «приговор» означало - враг народа. Так до конца своих дней жизни мои прародители не могли понять, за что на их семью было спущено такое проклятие. Одно знали - Господь укреплял их в вере,и в этом у них было утешение.
И вот долгожданное известие: 24 апреля 1952 года, когда бабушке исполнилось 22 года дали вольную, но узнали они об этом не сразу, да и то боялись верить. Всех родных охватывала тревога, а если передумают, найдут ещё какую-нибудь причину?
Родители решили вывезти всю семью в г. Куртамыш, так как в Мишкино нет дома, а в Куртамыше были родственники, которые в дальнейшем смогли приютить и помочь найти работу. Евдокия несколько лет проработала на швейной фабрике «Крестьянка». (около Петуховского озерка)
Так Евдокия приобрела вторую родину. Реабилитировали её родителей посмертно 3 июля 1995 г.
Миллионы искалеченных судеб, не дождавшихся таких простых, но нужных слов «не виновен», продолжали жить, рожать и воспитывать детей в неволе.
И сейчас моя прабабушка, известна многим Куртамышанам просто как Евдокия. Так зовут её и взрослые и дети. Это неутомимая труженица, которая до сих пор не унывает, не ропщет на свою судьбу, молится за всех усопших родных и близких. А какая певунья! В песне радость получает и печали отгоняет. Моя прабабушка научила меня молиться, прощать всех, кто меня обижает, не завидовать, не лгать и быть послушной. А я прошу у Божией Матери продлить годы жизни моей прабабушке.
Скоро мы со своей мамой приступим к созданию генеалогического дерева.
Память не должна быть стертой. У Бога нет мёртвых, у Бога все живые.
Заключение: Благодаря такой работе мне, моей маме и бабушке удалось отыскать многих родственников. Вот список всех моих родных, кого удалось за этот короткий период времени отыскать
Дети Горнова Николая Николаевича и Парасковьи Петровны
Лушникова (Горнова) Евдокия Николаевна 15.03.1930г
дочь Лушникова (Ионина)Любовь Павловна 01.10.1957 проживает в г. Куртамыш
Внуки:
Лушников Алексей Александрович 01.05.1976г. проживает в Прорыве Куртамышского района
Лушникова (Секлетина) Светлана Александровна 08.07.81.
Правнуки:
Лушников Дмитрий Алексеевич 03.09.2000
Лушникова Ирина Алексеевна 03.09.2003г проживают в с. Целинное
Секлетина Анна Сергеевна 30.12.2002. проживают в г. Куртамыш
Секлетин Алексей Сергеевич 16.09.2004. проживают в г. Куртамыш
Горнов Геннадий Николаевич 02.02.1941г.
Сын Горнов Виктор 05.04.1963 проживает в Белоруссии
Сын Горнов Андрей Геннадьевич 31.07. 1968г. проживает в Челябинске
Сын Горнов Александр Геннадьевич 05.02.1972г. проживает в Сургуте
Внук Горнов Никита Андреевич 1989г.
Внучка Горнова Маргарита Александровна 2009г.
Внучка Горнова Александра Викторовна 05.02.1998г.
Горнов Виктор Николаевич 26.01.1936г. проживает в Челябинске
Дочь Горнова (Абдуллина) Галина Викторовна 07.07.1964
Дочь Горнова Наталья Викторовна 23.04.1967г. . проживает в Челябинске
Внучка Абдуллина Марьяна Ренатовна 10.04.1990г.проживает в Америке
Внучка Абдуллина.Гафт Диана Ренатовна 05.02. 1987г. проживает в Америке
Внук Горнов Богдан 06.06.1999г.
Горнов Анатолий Николаевич 04.03.1946г.
Дочь: Горнова (Мосяева) Ольга Анатольевна 08.05.1968г. проживает в Челябинске
Внук Мосяев Илья Михайлович 19.09.1992г.
Внучка Мосяева Дарья Михайловна 21.06.1997г.
Горнов Николай Николаевич 08.10.1952г.
Сын Горнов Илья Николаевич Горнов Илья Николаевич
Внук Горнов Никита Николаевич 26.06.1975г.
Внучка Горнова (Сазонова) Елена Николаевна 12.06.1984г.
Внучка Юлия 21.10.2001г.
Внук Егор 06.03.2008г.
Горнов Михаил Николаевич 02.10.1932г.
Дети:
Екатерина 27.06.1958г
Юрий 29.10.1962г.
Юлия 26.07.1970г.
Денис 09.08.1977г.
Михаил 13.08.1982г.
Герман 12.01.1990г.
Бела 07.07.1991г.
Игорь 07.09.1998г.
Внучка Милена 20.01.2012г
Продолжается поиск родственников от поколения Горновых.
Источники
Ресурс интернета
slovari.yandex.ru - что такое Отечество
ru.wikipedia.org›ВикипедиЯ Отечество
4re4ka.ru›str_htm/o repress.htm - материал о репрессиях
Kurgan.BezFormata.ru›Лента
›…-repressij/1639196 Курган -| «О реабилитации жертв политических репрессий»
Ists.memo.ru›d9/f256.htm Москва -Списки жертв
Толковый словарь Ожегова - Репрессия
ru.wikipedia.org›ВикипедиЯ› - Евдокия