Составление и работа по методу КМ - кластеру «Космос – ғарыш – space» (групповая работа) (На партах лежат карточки - Слова: яблоко, звезда, квадрат, планета, круги , парта, листья, мяч, солнце, овощи, метеориты, ключ, ребенок, ракета, бумага, комета, тигр, созвездия). - выберите и наклейте только те слова на карточках, которые относятся к нашей теме - допишите свои слова по теме «Космос» - дайте определение двум космическим телам (из кластера) и как они произносятся на казахском и английском языках (можно пользоваться словарём). - представление двух космических тел. Навыки мыслительных операций: применения и анализ Критерии успеха: выбирают и группируют космические тела, умеют пользоваться словарём Дескрипторы: находят слова, относящиеся к теме «Космос» - дают определение космическим телам - могут сделать перевод слов на казахский и английский язык. Оценивание: Взаимооценивание соседней группы – приклеить звёздочки на кластер соседней группы 2. Работа с учебником.( стр. 50 -51) Приём «Толстые и тонкие вопросы» - Так что, по вашему понимаю, есть КОСМОС? - Что из себя представляет луна? Солнце? Звезды? Планеты? Созвездия? - А где это все находится? - А какая наука изучает космос? (Астрономия – первая и старейшая из всех других наук. «Астрон» – в переводе с греческого звезда, «номос» – закон) – Как называются ученые, которые изучают небесные тела? (астрономы, звездочёты). Навыки мыслительных операций: знание и понимание Критерии успеха: - читает и даёт определение словам «космос, астрономия» и некоторым космическим телам Дескрипторы: объясняет «космические» слова Оценивание: за правильный ответ получают звёздочку – жетон – индивидуально 3. Работа в паре. Приём КМ «Знаешь ли ты?». – Как представляли небо в далекие времена? (В далекие времена считали, что Земля неподвижна и расположена в центре всего мира. Солнце служит лишь для того, чтобы согревать и освещать Землю, а Луна и звезды – для украшения неба. Небо представляли твердой крышей, а звезды – гвоздями, прикрепляющими эту крышу.) Задание: Рассмотрите в паре и определите по рисункам, зачем древним людям нужна была астрономия? (обсуждение, слушаем все предположения). (Важными видами деятельности для людей того времени были земледелие, охота, рыболовство. Многие народы, в том числе и казахи, вели кочевой образ жизни. Поэтому они должны были уметь ориентироваться по звездам, предсказывать смену времен года, определять, когда можно сажать семена и собирать урожай. Также необходимо было уметь определять время, период разлива рек. Это можно было отследить по первым календарям.) Навыки мыслительных операций: знание и понимание Критерии успеха: объясняют необходимость астрономии для жизни древних и современных людей по опорным картинкам Дескрипторы: объясняет «космические» слова Оценивание: за правильный ответ получают звёздочку – жетон – индивидуально Activity Физминутка «Космонавты» Космонавты в космосе не сидят на месте, а двигаются – делают зарядку и физические упражнения. Не зевай по сторонам, (Повороты в стороны.) Ты сегодня – космонавт. Начинаем тренировку, (Наклоны вперед.) Чтобы сильным стать и ловким. Ждет нас быстрая ракета (Приседают.) Для полета на планету. Отправляемся на Марс. (Кружатся.) Звезды в гости ждите нас. 4. Наблюдение - исследование «Звездочёты» (индивидуальная работа) - Кто видел небо ночью? Опишите ваши чувства. - Что можно увидеть на небе? (Звёзды, планеты, луну,…) - Одинаково ли выглядят звёзды? (есть яркие и есть тусклые) - Почему звёзды кажутся нам очень маленькими? (Звезды нам кажутся маленькими искрами только потому, что они очень-очень далеки. На самом деле они громадные и яркие – целые огненные шары. Они светят миллиарды лет. Чем дальше расстояние от вас, тем предметы кажутся меньше. Давайте проверим.) - Посмотрите на доску. Закройте один глаз, поднимите указательный палец на уровне второго глаза и посмотрите на доску. Сравните размер доски с вашим пальцем. (Палец больше доски, ведь он перед глазами, а доска – далеко.) – Подойдите к окну и посмотрите на улицу. Все предметы на улице больше вашего пальца. Закройте один глаз и еще раз посмотрите на все предметы. Какие они? - А что такое солнце? – Солнце для нас – самая близкая, самая главная звезда. Свет от Солнца доходит до нас за 10 минут, а от самой ближайшей звезды луч света идёт 4 года. Солнце – тоже огромная пылающая звезда. Оно похоже на другие звезды и выглядит гораздо ярче остальных просто потому, что на другие звезды мы смотрим издалека – как на окна очень далекого дома. А Солнце светит для нас, как лампа в комнате. Мы ведь живем «рядом» с Солнцем, можно сказать, у него «под боком». – Для чего мы надеваем солнечные очки? – Можно ли смотреть на Солнце? (Свет Солнца очень сильный, он портит зрение. Смотреть на Солнце – даже в темных очках – нельзя.) Навыки мыслительных операций: применение и анализ Критерии успеха: сравнивают предметы на близком и далёком расстоянии, понимают соотношение Дескрипторы: объясняет, почему звёзды кажутся маленькими, что такое Солнце Оценивание: за правильный ответ на вопрос получают звёздочку – жетон – индивидуально 5.Творческая работа в группе «Звёздные узоры»: (каждой группе даётся пластинка, набор звёзд и распечатка картинки и мифа о созвездии). - А сколько звёзд на небе? (рассматривают карту звёздного неба)Можем ли мы их подсчитать? Посмотрите, некоторые звезды располагаются близко друг к другу. - Как называются такие группы звезд? Созвездиями. (Не все из них современные люди видят так, как в древности. Часть звезд исчезла, стала более тусклой. ) - Какие из созвездий известны Вам?. Глядя ночью на звездное небо, люди давно заметили, что звезды расположены созвездиями. Им давали различные названия. Задания: - Создайте модель своего созвездия (Что для этого нужно сделать? – посчитать звёзды и т.д.) Прочитайте миф, выделите опорные слова и подготовьте сообщение, почему ваше созвездие так называется. - Распределите обязанности в группе (диффериенциация). (Группы презентуют свои работы – Чем интересно ваше созвездие?) - Зачем нужны были созвездия? (ориентирование) - На какой предмет похоже созвездие Большой и Маленькой медведицы? Навыки мыслительных операций: применение и синтез Критерии успеха: умеет создавать модель созвездия, объяснять происхождение его названия , выделять опорные слова Дескрипторы:: составляет модель созвездия, понимает историю его происхождения Оценивание: за правильный ответ на вопрос получают звёздочку – жетон – за работу в группе 6. Просмотр видео фрагмента «Какие бывают планеты?» Работа в группах. - Звёзды не одиноки, у них есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это планеты. Хотите узнать секрет о семье Солнца? Перед просмотром каждой группе задаётся вопрос, на который дети должны будут ответить после просмотра. 1- я группа: сколько планет в Солнечной системе? 2- я группа: какая по счёту от Солнца планета Земля? 3- я группа: назови самую большую планету. 4- я группа: назови самую маленькую планету. Навыки мыслительных операций: понимание Критерии успеха: отвечают на вопросы после просмотренного материала Дескрипторы: определяет количество планет, порядковый номер Земли, величину планет Оценивание: за правильный ответ на вопрос группа получает звёздочку – жетон Activity «Планеты»: (хлопки – по очереди каждая группа) По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз - Меркурий, Два - Венера, Три - Земля, Четыре - Марс. Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран, За ним - Нептун. |