Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы
Автор: Кормаченко Т.С.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 60 г. Тюмени
2017 г.
Введение
Сегодняшний школьник – это завтрашняя судьба России. А судьба России, по мнению известного педагога И. А. Ильина, “Лежит в руках русского учителя”.
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.
Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Третий класс - переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением. К 3-му классу возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества.
Для развития у младших школьников основ позитивного отношения к профессиям и первичной заинтересованности в тех, или иных профессиональных областях была разработана демонстрационная презентация, выполненная в приложении Microsoft Power Point “Мир профессий”. Она дала возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому материалу, заинтересовать детей в развитии своих способностей.
Цель данной презентации: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Предполагаемый результат: ученик, владеющий информацией о мире профессий, заинтересованный в развитии своих способностей, в дальнейшем сможет самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы.
Методическое представление презентации «Мир профессий»
Цели:
Образовательные:
Расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда.
Способствовать формированию у учащихся представления о том, что любая профессия важна и нужна.
Учить видеть необходимость в определении профессии.
Учить ориентироваться в мире профессий.
Развивающие:
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Воспитывающие:
Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.
Задачи:
1. Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
2. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
3. Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Оборудование:
Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point.
Ёлочки и шишки к ним с именами детей.
Разрезанные 3 картинки с представителями профессий: врач, учитель, военнослужащий
Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми понятиями, поиграем. Вы многое узнаете, и многое сможете рассказать о том, с чем знакомы были раньше.
- Послушайте внимательно стихотворение.
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и новой доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак!
- О чём это стихотворение?
- О каких профессиях идёт речь в стихотворении?
- Кем бы в будущем вы хотели стать и почему?
(Каждый ребёнок представляет свой рисунок и читает небольшое стихотворение собственного сочинения)
- Вы догадались, какая у нас сегодня тема урока? (слайд 2)
- У вас на парте шишки, а на доске 3 ёлочки.
- Прикрепите свою шишку к той ветке ёлочки, которая, по-вашему мнению, будет правильным ответом на мой вопрос! (Слайд 3)
№1 Кто считает, что он мало знает о профессиях, и хотел бы ещё больше узнать?
№2 Кто знает профессии, но ещё не все?
№3 Кто все знает о профессиях, и будет мне сегодня много помогать?
- Видно, что вы знаете профессии, но ещё не все, мы сегодня поговорим о некоторых из них.
- Что же обозначает слово “профессия”? (Ответы детей).
Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём … (это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования, это то, чем человек занимается, по-другому, это его работа. (Слайд 4)
- А какие профессии вы знаете?
- Сегодня мы с вами разобьемся на три группы – три ряда: 1, 2, 3!
- У каждого ряда на столе конверт. Возьмите картинки и попробуйте узнать профессию (работа в группах). Всё это вы делаете вместе, сообща.
(С каждого ряда выходит один из учащихся и объясняет выбор своей группы. В конвертах разрезаны картинки с изображением учителя, врача, военнослужащего)
- А какие еще школьные профессии вы знаете? (Слайд 5 )
- А какие названия профессий врачей вы знаете? (Слайд 6)
- Какие звания военнослужащих вы можете назвать? (Слайд 7)
- А сейчас каждому ряду будут загаданы загадки. Постарайтесь разгадать их.
(Слайд 8)
1.У него товаров горы-
Огурцы и помидоры,
Кабачки, капуста, мёд -
Всё он людям продаёт (продавец)
2.С малышами я вожусь,
С ними провожу все дни.
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни (воспитатель)
3.Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались вы, ребята,
Кто следит за чистотой? (дворник)
4.Мы защитник страны,
Тренированы, сильны.
Пограничники, танкисты,
Моряки, артиллеристы,
Службу мы несём везде:
На земле и на воде (военнослужащие)
5.Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу (повар)
6.Он вылечит корь, и бронхит, и ангину
Пропишет пилюли и витамины (врач)
7. Он приучает детишек к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки,
Научит детей и читать, и писать,
И складывать цифры, и вычитать (учитель)
8. Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом (строитель)
9.Феном, щёткой и расчёской
Ловко сделает причёску (парикмахер)
- Послушайте следующее задание. Я назову несколько вещей – предметов, которые нужны людям определённой профессии, а вы постарайтесь назвать эти профессии.
1.Чек, весы, касса (продавец)
2. Шланг, вода, костюм (пожарный)
3.Ножницы, шампунь, лак (парикмахер)
- С какой буквы начинаются эти слова?
- А какие профессии на эту букву вы ещё знаете? (Слайд 9)
- Посмотрите на экран. Узнайте, о какой профессии идёт речь (по одному предмету) (Слайд 10)
- Ну, что же, вам достаточно много знакомо профессий, а скажите, что вы знаете о профессии кинолога (Слайд 11 )? Чем занимаются люди такой профессии ?
- Ребята, а вызнаете, что собаки, как и люди, занимаются различного рода профессиями совместно с человеком, конечно? (Слайд 12 – 13)
- А вот еще об одной важной профессии, что за профессия, угадайте?
Если наводнение
Иль землетрясение,
На помощь нам всегда придёт
И нас от гибели спасёт (спасатель)
- Ребята, а вы слышали что-нибудь об МЧС?
- Как расшифровывается это название? (слайд 14)
- Ребята, а кто является министром по чрезвычайным ситуациям? (С.К. Шойгу)
- Ребята, посмотрите, как выглядят эмблема и флаг МЧС РФ (слайд 14)
(Белая восьмиконечная звезда означает, что спасатели готовы оказать помощь в любой точке мира. Оранжевый цвет круга символизирует опасность, чрезвычайную ситуацию. Голубой же треугольник символизирует надежность и стабильность, так как треугольник, пирамида - самая устойчивая из геометрических фигур.)
- Спасатели готовы оказать помощь и на земле, и в воздухе, и на воде, и под землёй (метро). Различить спасателей по роду их деятельности можно лишь по знакам отличия (нарукавным знакам) (слайд 15)
1. Нарукавный знак Министра МЧС
2. Работников Государственной противопожарной службы МЧС
3. Нарукавный знак на парадную, повседневную, полевую и специальную форму одежды военнослужащих войск гражданской обороны.
4. Военнослужащих Спасательного центра МЧС
5. Авиации МЧС России
6. Военнослужащих Центрального узла связи МЧС
- Это лишь часть эмблем МЧС.
- Ребята, посмотрите на фотографии и скажите, к какому роду деятельности вы бы отнесли данных спасателей? (слайд 16)
- Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока ещё не знакомы!
И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Ведь с каждым годом появляются всё новые и новые.
– Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки мастеров создают предметы необыкновенной красоты, без которых наша жизнь была бы скучна и неинтересна.
– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.
- Вот и подходит к концу наше сегодняшнее мероприятие, но напоследок хочу вам сказать:
“Помните, все профессии хороши – выбирай на вкус!” Неважно, какую профессию выберет каждый из вас, лишь бы она была вам по душе.
Итоговая беседа:
- Что понравилось в сегодняшнем мероприятии?
- А что нового вы узнали?
- Мне хочется попросить вас поработать ещё немного. У вас на партах лежат две корзинки, а в конвертиках листочки и ромашки.
ЕСЛИ ЗАДАНИЕ (Слайд 17), КОТОРОЕ Я НАЗОВУ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ, И БЫЛО ЛЕГКО ЕГО ВЫПОЛНЯТЬ, ТО вы кладёте ромашки с номером задания во вторую корзину, А ЕСЛИ БЫЛО ТРУДНО И НЕИНТЕРЕСНО – осенний листочек с номером задания в первую корзину. (Слайд 18)
Найдите:
№ 1– определять, много ли вы знаете о профессиях, крепить шишки,
№ 2 – работать по группам,
№ 3 – отгадывать загадки, отгадывать профессии людей,
№ 4 – знакомиться с новыми профессиями, или узнавать о них больше.
- Ребята, наше мероприятие окончено. Всем спасибо за работу! (Слайд 19)
Список литературы
Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. М.: Сфера, 2003.
Все работы хороши: стихи и рассказы. Издательство «Дрофа», 2006.
Волина В. Загадки от А до Я. С. – П.: Дидактика Плюс, 1997.
Волина В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. 800 загадок. 100 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996.
Тян В.В. На ринг вызываются… - М.: «Патриот», 1990.
http://ru.wikipedia.org/wiki.
5.http://wedomstwa – uniforma.narod.ru/mcs/prikaz 11.html