методическая разработка "Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников"
Методическая разработка "Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников"
В методической разработке представлен теоретический материал по вопросу формирования действий контроля и оценки у младших школьников, а также методические приёмы формирования контрольно-оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы. Работа выполнена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и опирается на опыт реализации технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова. Особое внимание в работе уделено понятию "системно-деятельностный подход к обучению", которое является основой изменений в современном образовании. Данная работа будет полезна учителям начальной школы, методистам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая разработка "Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников" »
Контроль и оценка в начальной школе Агурина Татьяна Владимировна учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №4» г. Брянск
июнь 2015
Системно - деятельностный подход
Учебный (образовательный)
план
Результаты образования
Основная образовательная программа НОО
Внеучебная деятельность
Система оценивания процесса и результатов начального образования
Расписание занятий
Условия реализации Стандарта
26.02.2010
Опасения В.В.Путина о том, что новый Стандарт общего образования может стать «пустой формальностью» имеет под собой реальные основания
2
«Планета знаний»
Предметное содержание, структура, методическое и дидактическое обеспечение УМК в полном объеме соответствует требованиям ФГОС НОО.
«Начальная школа 21 век»
Программы и средства обучения данного УМК не только не противоречат стандарту НО, но и направлены на успешную реализацию поставленных в нем задач
«Перспективная начальная школа»
Обучение по УМК «ПНШ» соответствует целям и задачам ФГОС благодаря технологичности комплекта.
«Гармония»
Все учебники комплекта решают задачи личностного развития младшего школьника
«Школа 2100»
Учитель, работающий по учебникам системы «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, действуя привычно – просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий.
«Системно - деятельностный подход» текст Стандарта
воспитание и развитие качеств личности , отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Системно-деятельностный подход (наш вариант)
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов, кончая методическим обеспечением каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия :
понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий , лежащих за этими понятиями.
способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций , обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.
присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы , обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности .
создаются инструменты , позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.
Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием.
Психологическая база деятельностного подхода
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Теория деятельности А.Н. Леонтьева
Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина
Теория учебной деятельности и учебного предмета В.В. Давыдова
Доминанты учебного процесса
Начальная школа
Основная школа
Создаются условия освоения ребенком принципиально новых средств и способов действия
Создаются условия освоения смысловой стороны действия
Ребенок нацелен на освоение и принятие нового слоя культурных содержаний
Ребенок нацелен на поиск себя и своего места
Педагогический смысл взаимодействия учителя и ребенка в преодолении индивидуальности ребенка с тем, чтобы вписать ее в рамки культурных форм действия
Педагогический смысл взаимодействия учителя и ребенка в преодолении формальной всеобщности в пользу вариативности, открывающей возможности культурной индивидуализации ребенка
Система оценивания в начальной школе: содержание, технология и формы организации
Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что, прежде всего, он должен познать что он такое и на что способен.
Мишель Монтень .
1. Эволюция оценки: вопросы и возможности
Двадцатилетняя практика российской начальной школыне снялапроблему оценки в образовании
Формальная замена пятибалльной шкалы на другие шкалы оценивания проблему «отметки» не решила;
В сознании педагога, учащегося, родителя так остались не разведенные такие понятия как: «отметка» и «оценка» «контроль и оценка»;
Современные модели обучения используют устаревшие оценочные процедуры, которые тормозят введение современных образовательных технологий в практику;
Отметка учителя остается основным мотивом к обучению. Отметка продолжает выступать «кнутом и пряником» в процессе образования школьника, что парализует учебную мотивацию учащихся.
Оценочные действия продолжают оставаться в монопольном ведении педагогов;
Система оценочных действий педагогов не претерпевает изменений от начальной к старшей школе и по принципам, и по содержании, и по формам организации;
Действия оценки со стороны педагогов в последние годы стала занимать больше времени (до 40% от всей деятельности), а эффективность осталась прежней;
Увеличилась роль внешнего оценивания, происходит подмена оценки проверками при одновременном падения роли самоконтроля, самооценки, оценивания для обучения
Этот слайд надо сделать с телетекстом, что бы был фон а на фоне шел текст с низу вверх
Насколько совпадает то, что нами оценивается, с тем, что мы действительно ценим
в наших детях?
Результаты начального образования
Формирование общеучебных умений и навыков: организация деятельности, читательская и естественно-научная компетентность ;
Желание и основы умения учиться : умение видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат с образцом; находить ошибки и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы и производить оценивание с их помощью; обращаться к взрослому с запросом; склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде
Приемы и навыки учебного сотрудничества : умение регулировать конфликты, умение понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений одноклассников, умение скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата
Модели обучения и оценивание
Оценка как способ организации деятельности и управления должна опираться на современные модели обучения
Традиционная модель
Психологическая теория 20-х годов 20 в.
«стимул –реакция»
Современные модели
(когнитивная, конструктивная, развивающее обучение Э-Д)
Психологическая теория деятельности
Психометрический подход к оцениванию :
способность учащихся вспоминать и применять факты, выученные в плановом режиме
Пройдя тестирование можно необязательно понимать изученный материал
Деятельностный подход к оцениванию :
Обучение есть процесс конструирования знания через освоение общих способов/средств предметных и метапредметных культурных действий
«Мы должны оценивать уровень понимания и сложности понимания, а не просто способность «заглатывать» и «выдавать» факты» ( Wilson ,1992)
Дилемма: 1)возникает все более настоятельная потребность в оценивании на национальном (региональном, муниципальном) уровне – требование сопоставимость; 2) современные модели обучения ориентированы на формирующее оценивание – затруднена сопоставимость
ОЦЕНКА - как способ организации деятельности и управления
ОЦЕНКА РЕБЕНКА
(от оценки по образцу к оценочной самостоятельности)
ОЦЕНКА ВЗРОСЛОГО (УЧИТЕЛЯ)
(от помощника к эксперту)
ОЦЕНКА ДЕТСКО – ВЗРОСЛАЯ
(от коллективно-распределенной к кооперационной)
Аспекты рассмотрения оценки
Самостоятельность – поиск или построение «опор» (помощников, средств) своего движения;
Инициатива – вызов и преодоление границ или поля своего движения;
Ответственность – решение самого человека о моменте предъявление другому результатов своей работы. Ответственность – это всегда принятие решения на основе завяленных показателей.
Подготовка к презентации учебных достижений первоклассников
Урок-презентация достижений первоклассников
эволюцияоценки
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Инструмент для решения разного вида задач и детских достижений
СТАРШАЯ ШКОЛА
Инструмент для построения образовательного запроса
Инструмент для управления своими ресурсами (конструирование и реализация ИОП)
ЦЕЛЬ:
освоить действие оценки как инструмента для управления учебной деятельностью
ЦЕЛЬ:
с помощью оценки научиться формулировать образовательный запрос
ЦЕЛЬ:
эффективно реализовать индивидуальную образовательную программу
Формирующее оценивание как базовый процесс в организации учения
Рефлексивная оценка ученика
Прогностическая оценка ученик а
Экспертная оценка взрослого
Ретроспективная оценка взросло-детская
Ключевые образовательные задачи основных этапов школьного образования
Самостоятельность, инициативность, ответственность как цель школьного образования
Начальный этап
1-5 класс
Подростковый этап
6-9 классы
Этап самоопределения
10-11 классы
Контрольно-оценочная
самостоятельность
младших школьников
Учебная самостоятельность
подростков
Умение учиться по
ИОП
Аспекты обсуждения проблемы
Аспект 1 .
Отметка как травмирующий элемент в обучении ребенка
Аспект 3
Изменение всей
контрольно-оценочной деятельности
в образовательном
процессе
Аспект 2
Изменение шкалы оценивания (например, 10,12,100 и т.д. баллов)
Основные педагогические условия для разворачивания КОД МШ
1. Безотметочная система оценивания как основа изменения учебной мотивации и построения КО самостоятельности МШ
4. Поисково-исследовательский тип предметного содержания
5. Особые «ритмы» в организации ОП
6. Ориентация на методы НЕ обучения, а учения учащихся.
2. Деятельностный подход в организации ОП.
3. Организация разных
форм совместности детей
Оценивание не отменяется. Напротив, заменяется развёрнутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребёнка и взрослого в производстве и применении оценок.
ЭТО СОТРУДНИЧЕСТВО НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ У ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТЕЙ И УМЕНИЙ САМООЦЕНИВАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ САМООБУЧЕНИЯ.
Помочь ребёнку обрести здоровую, спокойную уверенность в себе, здоровую самокритичность – одна из центральных задач школы, объявившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться.
Умение учиться
как основа учебной грамотности
Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников – центральная задача НШ
Содержание обучения как система учебных , конкретно -практических и проектных задач
умение определять границу знания и незнания
Действие контроля
как индивидуальная способность
Постановка задачи
Умение делать точечный вопрос
Действие оценки
как
индивидуальная способность
Решение задачи
Содержание обучения через линию домашней самостоятельной работы
Педагогические приемыформирования действий контроля и оценки умладших школьников
1. «Волшебные линеечки»
( изобретение оценочных шкал
самими школьниками)
2. «Прогностическая оценка»
(оценка своих возможностей для решения задачи)
3. «Задания-ловушки»
(рефлексия освоенного способа)
4. «Составление заданий с ловушками» ( определение или видение возможных ошибкоопасных мест)
5. «Составление задачи, подобной данной»
6. «Классификация задач по способу их решения»
( выделение общего способа действия)
7. « Обнаружение ошибки»
8. «Создание помощника»
9 . «Обоснованный отказ от выполнения заданий»
( умение обнаружить границу своих знаний )
10 «Многоступенчатый выбор»
11. «Орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное
рассуждение при решении задач)
Контрольно-оценочные действия со стороны учителя
урок как инструмент диагностики, который позволяет увидеть
1) Учащийся выделяет критерии и оценивает свое выполнение задания по этим критериям. (Истинные критерии должны быть скрыты от учащегося).
2) Дано задание с решением и выделено несколько критериев. Учащимся необходимо оценить правильность выполнения задания по этим критериям. (Решение такое, что части критериев оно удовлетворяет, а другой части – нет.)
3) Даны несколько заданий. Ученик должен оценить, какие он может решить, а какие – нет.
4) Дано задание (или задания) и приведены ошибочные решения (способы решения должны быть подробно показаны). Ошибочные решения должны быть двух типов:
а) ответ правильный, но способ решения неправильный,
б) способ правильный, но ответ неправильный.
Ученик должен найти ошибки и указать их причины.
5) Дано задание и небольшой справочник. При решении учащийся должен использовать справочник. (Задание должно быть таким, чтобы выполнить его без справочника учащийся не мог).
6) Дается задание, его решение, содержащее ошибку, и набор карточек. Нужно выбрать ту карточку, которая поможет разобраться с ошибкой.
Примеры заданий
1. Предложи критерии, по которым ты, если бы был учителем, оценил выполнение задания своими учениками. Выполни задание сам и оцени свое решение по этим критериям.
Задание: « Определи, какое число больше: 523 + 276 + 76 или 81 + 284 + 531 ».
2. Два ученика решали задачу:
У Коли 18 машинок. Это на 6 больше, чем у Саши, и на 6 меньше, чем у Миши. Сколько всего машинок у ребят?
Первый ученик решал задачу так: Второй ученик решал задачу так:
У Миши 18 – 6 = 12 (машинок). У Миши 18 + 6 = 24 (машинки).
Всего у ребят 18 + 24 + 12 = 54 (машинки). Всего у ребят 12 + 24 = 36
(машинок).
Кто из учеников правильно решил задачу?
Виды контрольно-оценочной деятельности учащихся в ходе учебного года
Фаза совместной постановки и планирования
задач года ( сентябрь месяц )
Ретроспективная оценка уровня актуальных знаний
и способов действий (стартовая работа);
Диагностический (пооперационный контроль) с
целью выявления возможных причин ошибок;
Самостоятельная работа учащихся по индивидуаль
ной коррекции проблем учащихся;
-рефлексивная оценка (определение границы
«знания-незнания» в стартовой работы
Содержание
КОД
Результаты
КОД
Ликвидация ошибок и затруднений по стартовой
работе;
-констатирующая оценка «стартового» уровня;
- Составление «карты» проблем и вопросов
Продолжение схемы № 3
Фаза решения учебных задач года
( октябрь – середина апреля )
-рефлексивный контроль и оценка применимости
известных учащимся знаний и способов действий;
-пооперационный контроль в ходе освоения способа
действия;
-результативный контроль и констатирующая оценка
результата и его соотнесение с поставленной задачей;
- работа в разных пространствах («место на оценку»,
«место тренировки»
Содержание
КОД
Фиксация или принятие учебной задачи;
- Освоение операционального состава СД;
Предъявление своих результатов;
- Определение возможных причин ошибок и КР
Результаты
КОД
Продолжение схемы № 3
Рефлексивная фаза учебного года
( май месяц )
Анализ выполнения задач года на основе итоговой
работы и тетради «Мои достижения по…»
Рефлексия пути (маршрута) движения класса по
решению задач года;
Выбор (подбор) личных «продуктов» учащихся за
год для создания «портфеля»;
-публичная демонстрация личных достижений
учащихся
Содержание
КОД
Результаты
КОД
Личный «прирост» в знаниях и развитии учащихся;
«карта» знаний;
«портфель» ученика;
- результаты рефлексивных сочинений
Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов
Приоритеты в КОД каждого субъекта образовательного процесса (см. локальный нормативный акт ОУ):
учитель: формирующее оценивание, направленное на диагностику и коррекцию предметных действий ребенка (без отметки); фиксация динамики в освоении ребенком культурных предметных способов/средств действия (индивидуальный прогресс);
школьная лаборатория (центр) оценки качества образования: стартовая диагностика и итоговое оценивание (итоговые проверочные работы); мониторинг (отслеживание каких-либо отдельных элементов формирования результатов обучения по запросу администрации, самого педагога или родителей)
администрация школы – внутришкольный контроль за выполнением (реализации) ООП и локальных нормативных актов;
учащийся - контрольно-оценочные действия за выполнением домашней самостоятельной работы
Уровни учебных способов действий
Особенности инструмента
Диагностика меры присвоения культурных средств/способов действия в образовательной модели «культурного развития»
функциональный
уровень
( формирование нового
способа действия )
Прояснить термин – присвоение предметных содержания
рефлексивный уровень
(трансформация известного способа действия)
репродуктивный уровень
(действия по образцу)
пройденная часть учебной программы
Условия для создания системы оценивания в НШ
Развести субъектов образовательного процесса (ученик, педагог, администрация);
Встроить КОД в содержание образования и организацию ОП;
Информационная среда как механизм реализации системы оценивания;
Разработать локальный нормативный акт по КОД;
Создать другие КИМы, учебный план и динамическое расписание;
Освоить технологию безотметочного обучения
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
Внешняя оценка
Внутренняя оценка
Стартовая диагностика (сентябрь 5 класс)
аккредитация образовательного учреждения (экспертиза ООП, оценка общественности)