Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Дидактическая игра. Приемы и методика организации в начальной школе на уроках окружающего мира"»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
ПРИЕМЫ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Исполнитель: Юханова Валерия, студентка 3 «Б» группы
Проблема
В середине 70–х годов прошлого века появилась
тенденция к снижению интереса детей к классным занятиям
Почему игра?
Первая причина заключается в том, что многие дети, придя в школу, испытывают трудности. У некоторых детей проявляется недостаточная социальная подготовленность.
Вторая причина. Приходят дети с различным уровнем подготовки к школе, нередко отсутствует мотивационная готовность ребенка к учению.
Особенно важно объединение игры с обучением
в начальных классах, когда сложный переход
от дошкольного детства к школе определяет постепенные изменения ведущих видов деятельности.
Понятие
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.
Цель
Формировать у учеников умение объединять теоретические знания с практической деятельностью.
Функции
функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом;
функция формирования психических новообразований;
функция формирования собственно учебной деятельности;
функция формирования обще учебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей и т.д.
Задачи: Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать. Детям раздаются картинки с изображением перепутанных вещей.
Нужно исправить ошибки.
Викторина
Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.
Ее еще называют игрой победителей.
*Вопросы для всезнаек:
1) Что такое степь? (Бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.)
2) Растут ли в степи деревья? (Редко, по берегам рек.) и т.д.
Загадки
Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
* Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весна)
Этапы проведения игр на уроке:
Процесс создания игры содержит ряд состояний:
а) выбор темы игры;
б) определение целей и задач игры;
в) подготовка и проведение игры (сообщение учащимся темы игры, подготовка раздаточного материала, проведение игры, подведение итогов).
Успех проведения игр на уроке:
Требования:
а) игра должны соответствовать учебной программе;
б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не слишком сложными;
в) соответствие игры возрастным особенностям учащихся;
г) разнообразие игр;
д) привлечение к играм учащихся всего класса.
Ограничения
Не следует организовывать учебную игру, если ученики недостаточно знают тему.
Нецелесообразно вводить игры на зачетах и экзаменах, если они не использовались в ходе обучения.
Не следует применять игры для тех предметов и программных тем, если они не могут дать положительного эффекта.
Рекомендации учителю
Во-первых, при выборе нельзя спешить и действовать в одиночку. Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности игровых форм обучения, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми.
Во-вторых, разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Часто бывает так, что игра останавливается внезапно на самом интересном месте и никакое восстановление не сможет вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не произошло, необходимо поработать с коллегами ещё раз, посмотреть какие были трудности, особенно в коллективных играх, ещё раз проверить - кто из учащихся может быть главным помощником в игре.
В-третьих, нигде никогда и никого нельзя заставлять играть. Все люди равны перед арбитром и всё должно быть построено на добровольном сотрудничестве.
В-четвертых, нельзя себе позволять играть с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и весело в игре, необходимо соблюдать все внешние признаки строгости и безотказной требовательности.
«Технологический прием «Пазлы»
Угадай растение
Дидактическая игра по теме «Растения Красной книги» Окружающий мир, 2 класс
Дорогой друг!
Хорошо ли ты знаешь растения, занесенные в Красную книгу?
Сложи картинку, вспомни название растения, прочитай о нем дополнительно.
Нажимай, если знаешь название растения, но помни, если ошибешься – начнешь игру сначала!
Продолжить дальше
Игра 3
Игра 1
Игра 2
Первоцвет высокий
Касатик сибирский
Перелеска благородная
Прострел луговой
Ветреница лесная
Колокольчик мелколистный
Колокольчик широколистный
Арника горная
Касатик сибирский
Лилия кудреватая
Первоцвет высокий
Золушкина туфелька
Венерин башмачок
Колокольчик широколистный
Кубышка желтая
Купальница европейская
Лилия кудреватая
Касатик сибирский
Кувшинка белая
Шпажник
Гладыш широколистный
Не торопись!
Давай попробуем ещё!
Повторим
Не торопись!
Давай попробуем ещё!
Повторим
Не торопись!
Давай попробуем ещё!
Повторим
Прострел луговой, или сон-трава, очень необычное растение. Цветки у сон-травы крупные, густо опушённые серебристыми волосками.
Фиолетовые лепестки образуют поникающий колокольчик, внутри которого золотом отливают собравшиеся в тесный кружок тычинки. Когда наступают тёплые дни, цветок снимает пушистую «шубку»: волоски на лепестках и стебельках опадают.
Почему прострел называют сон-травой? Исстари так повелось. Люди верили, будто положенный под голову цветок вызывает сон, предсказывающий судьбу. Мало сохранилось чудесных цветков в наших лесах. Если вам когда-нибудь встретится сон-трава, не уносите с собой пушистые колокольчики. Налюбуйтесь ими вволю, пока они живы: эти цветки приносят удачу!
Прострел луговой
Поздравляю!
Ты справился!
Узнать больше
У этой орхидеи ярко-желтая губа и темно-пурпурные лепестки, а форма цветка напоминает изящную женскую туфельку. По легенде, когда-то, в одной сказочной стране, бабочки сели на растения и не смогли взлететь, превратившись в цветы и подарив им яркую окраску и экзотический облик. В древнегреческой мифологии есть легенда о туфельках Венеры, превратившихся в прекрасный цветок. Забрела однажды в северные леса Венера. Увидели её все цветы и деревья и очень обрадовались . Посветлел их наряд, и небо очистилось от серых туч, а любопытное солнышко тотчас выглянуло из-за облаков. Прилетел соловей и начал богиню красоты славить, а Венера, устав после долгой дороги, присела на лужайку и башмачки свои сбросила — пусть ноги отдохнут… когда же домой уходила, про башмачки свои позабыла, и превратились они в чудный цветок. Увидели его люди, так и назвали: «венерин башмачок».
Венерин башмачок
Поздравляю!
Ты справился!
Узнать больше
Цветет кувшинка долго, с конца мая и по август. Цветки раскрываются ранним утром, а поздним вечером закрываются. Если прийти рано утром на озеро, то можно пронаблюдать, как появляются эти цветы из воды. Медленно бутон поднимается из глубины озера. В считанные минуты он превращается в прекрасный белый цветок. Рядом еще один, чуть подальше еще... Удивительно то, что бутоны всплывают перед самым восходом солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснутся поверхности воды. Весь день их не найдешь в одном и том же положении. С утра и до вечера цветущие кувшинки следуют за движением солнца, поворачивая плавающую головку в сторону его лучей. В полдень они раскрывают все свои лепестки. Потом цветки у них начинают постепенно закрываться. Кувшинки очень любят солнце, чуть набегут тучи и они медленно начинают закрываться.