Сценарий первого урока в начальных классах
Дата проведения: 02.09.2019г.
Учитель: Пичугина Г.А.
Тема: «И в каждом сердце Пушкин отзовется...»
Цель урока:
Задачи:
обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;
расширить представления о детстве поэта;
организовать исследование истоков поэтического таланта и тематики произведений А.С.Пушкина.
Оборудование:
портрет А.С.Пушкина,
выставка книг со сказками Пушкина,
иллюстрации для словарной работы: царь, бояре,
иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина.
Ход урока:
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня самые младшие дети пришли первый раз в первый класс. И от первоклассников и остальных будет зависеть, кем вы станете в школе: знайками или незнайками.
(Дети хором отвечают на вопросы)
Хотите всё на свете знать?
Хотите знанья получать? (да)
Хотите честно жить с добром?
Беречь планету, как свой дом?
Тогда вперёд!
Звенит звонок!
Начинается урок
(музыка – песня « Приходи сказка») (Слайд 2)
-Кто зовёт нас в гости? (Сказки)
-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? (Сказкам)
- Вы любите сказки?
-Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья. А кто автор этих сказок отгадайте сами, посмотрите и послушайте внимательно.
Читается отрывок (аудио запись) из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила»
(«У Лукоморья дуб зеленый…»). (клип)
-Кто может сказать, что такое Лукоморье?
-Кто может назвать автора этих строк?
-Правильно, это Александр Сергеевич Пушкин
2.Организационный момент.
В этом году А.С.Пушкину исполнилось бы 220 лет. Кто такой А.С. Пушкин? Кто знает стихи или сказки, написанные поэтом?
3. Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя)
-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.
Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 9)
Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. (Слайд 10)
Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд 10)
В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. (Слайд 11)
Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.
-А кто читал произведения А.С.Пушкина? Какие?
- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Доскажи словечко», нужно будет вспомнить сказки А.С.Пушкина и досказать словечко хором.
«А сама-то величава,
Выступает, будто…(пава)»
(«Сказка о царе Салтане…»)
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ехали? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете…(чудо)»
(«Сказка о царе Салтане…»)
«Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем нам приготовят…(мешок)»
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
«А сидит в нем князь Гвидон,
Он прислал тебе…(поклон)»
(«Сказка о царе Салтане…»)
«Коли красная девица,
Будь нам милая…(сестрица)»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и …(плотник)»
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
1.Викторина
Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
Что вы знаете о попе – толоконном лбе?
Кто говорил такие слова:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Узнайте среди рисунков героев из разных сказок Пушкина.
К какой сказке нарисована эта иллюстрация?
Что же приговаривал Балда, подставляя свой лоб?
Что кричал петушок, сидя на спице? и др.
2.Обсуждение названия сказки.
Все названия сказок А.С. Пушкина начинаются со слов «Сказка»: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».
Сравните названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок. В чём разница?
Как вы думаете, для чего поэт лишний раз подчёркивает слово сказка, напоминая нам, что это вымысел?
Прочитайте название сказки, с которой мы будем сегодня работать. Что необычного в названии сказки?
Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные?
У кого нет имени? Как вы думаете, почему?
5. Физкультминутка «Чудеса у нас на свете».
Чудеса у нас на свете,
стали карликами дети (показали «карликов», присев на корточки)
А потом все дружно встали,
великанами мы стали. (показали «великанов», потянувшись вверх)
5. Работа в группах.
-В сказках всегда происходит волшебство.
Сегодня я предлагаю вам побыть в роли волшебников.
Дело в том, что злой колдун испортил иллюстрации к сказкам.
Нужно помочь сказочным героям, соберите картинку и назовите к какой сказке она, назовите героев этой сказки.
Собери мозаику (в конверте)
6. Рефлексивная деятельность:
иллюстрирование наиболее понравившегося эпизода сказки (под музыку П.И. Чайковского «Полет шмеля»). Выставка рисунков.
5. Итог урока
-С каким автором мы сегодня познакомились?
- Какие сказки вспомнили?
-Что пробовали сами?
- Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
-Похлопайте - кто доволен своей работай.
-Потопайте - кто испытывал затруднения при выполнении заданий.
Вот и все. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки ее взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!
Разработка урока в 3-4 классах
Тема урока: «И в каждом сердце Пушкин отзовется...»
Цель урока:
Задачи:
обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;
расширить представления о детстве поэта;
организовать исследование истоков поэтического таланта и тематики произведений А.С.Пушкина.
Оформление доски:
1. Текст.
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
(А. С. Пушкин)
2. Портреты А.С. Пушкина.
3. Выставка рисунков к сказкам А.С. Пушкина.
4. Выставка книг с произведениями А.С. Пушкина.
5. Запись русской народной песни «Однозвучно гремит колокольчик»
Ход урока:
1. Вступление.
– В этом году А.С.Пушкину исполнилось бы 220 лет. Все люди Земли знают и любят произведения гениального русского поэта и торжественно отмечают эту замечательную дату. Что повлияло на проявление дарований поэта? Попробуем ответить на этот вопрос.
(Учитель читает стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина»)
Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменила
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
Кто сердцем чист средь пошлости людской
Средь лжи, кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой
Когда на мир унылый мрак спускался.
И все еще горит на светоч тот,
Все гений твой пути нам освещает:
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной.
2. Знакомство с эпизодами из детства поэта
Неповоротливый мальчик подрастал в шалостях. То и дело бил он маменькину посуду, и Надежда Осиповна – мать поэта, случалось, в гневе наказывала его. Только няня Арина Родионовна прижимала к себе своего любимца:
– Пойдемте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, легкую.
Она укладывала своего любимца, принималась сказывать… и в комнате словно бы появлялись и Кот Баюн, и Серый Волк, и Иван Царевич.
Позднее поэт вспоминает:
Ах! Умолчу ль о мамушке моей
Когда в чепце, в старинном одеянье,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет.
Но наступало утро. Утрами француз-гувернер занимался с мальчиком, беседовал с ним по-французски. Ребенок все выполнял, правда, с ленцой и скукой. Но как только дом наполняли знакомые писатели и поэты, начинали спорить о книгах, читать стихи, голубые глаза мальчика оживали, разгорались, и он тоже принимался сочинять озорные стихи. А главное он подружился на всю жизнь с книгами. То и дело забирался тайком в отцовскую библиотеку. Там, в шкафу, чего только не было. Истории, сказки, романы… И он читал, читал.
О богатырях он услышал от няни. Та самая Арина Родионовна, о которой Пушкин потом напишет: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…» оказалась талантливым человеком. Она говорила-то по-особенному: с приговорками, прибаутками. Когда Пушкин в Михайловском начинает писать свои сказки со слов няни, в его стихах появляются те слова, деревенские словечки, которым его не могли научить профессора и гувернёры. Со слов няни Пушкин пишет «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие.
Пушкин начинал писать на французском языке, и если бы не бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, то стал бы Пушкин русским поэтом? Вот такая интересная история из жизни А.С. Пушкина.
3. Конкурсное чтение произведений А.С. Пушкина
4. Викторина
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
Пошёл он к своей землянке
А землянки нет уж и следа.
Перед ним изба со светёлкой
С кирпичною, белёною трубою.
Пошёл Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок.
На девичник собираясь
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим
Перемолвилась с ним.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей.
Было ль, не было ль сраженье
Нет Додину донесенья.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт
Бочка по морю плывёт.
Вот пошёл он к синему морю,
Видит,- море слегка разыгралось.
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить.
Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов,
Да сто сорок теремов.
Чуть опасность, где видна
Верный сторож, как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке повернётся
И кричит: «Кири – ку–ку!
Царствуй, лёжа на боку!».
Кто был сторожем у царя Додона?
С чем любила разговаривать царица в своей светлице?
Кто и в какой сказке много хотел, но ничего не получил?
Чем Балда хотел морщить море?
Подведение итогов викторины
5. Итог урока, заключительная часть
– Выразительное чтение учителем отрывка из стихотворения А.С. Пушкина:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастье, куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество на Царское Село!
Звучит музыка.
6. Можно предложить выполнить домашнее задание:
А) обращение со словами благодарности;
Б) интервью с подборкой вопросов по особенностям творчества автора.