kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока «И в каждом сердце Пушкин отзовется.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: урока обобщить знания о творчестве А.С. Пушкина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«???????????? ?????????? ????? ? ????????? ???????»

Сценарий первого урока в начальных классах


Дата проведения: 02.09.2019г.

Учитель: Пичугина Г.А.

Тема: «И в каждом сердце Пушкин отзовется...»

Цель урока:

  • формировать положительное отношение к личности Пушкина и его произведениям.

Задачи:

  • обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;

  • расширить представления о детстве поэта;

  • организовать исследование истоков поэтического таланта и тематики произведений А.С.Пушкина.


Оборудование:

  • портрет А.С.Пушкина,

  • выставка книг со сказками Пушкина,

  • иллюстрации для словарной работы: царь, бояре,

  • иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина.

Ход урока:

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня самые младшие дети пришли первый раз в первый класс. И от первоклассников и остальных будет зависеть, кем вы станете в школе: знайками или незнайками.

(Дети хором отвечают на вопросы)

Хотите всё на свете знать?

Хотите знанья получать? (да)

Хотите честно жить с добром?

Беречь планету, как свой дом?

Тогда вперёд!

Звенит звонок!

Начинается урок


  • (музыка – песня « Приходи сказка») (Слайд 2)

  • -Кто зовёт нас в гости? (Сказки)

  • -Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? (Сказкам)

  • - Вы любите сказки?

-Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья. А кто автор этих сказок отгадайте сами, посмотрите и послушайте внимательно.

Читается отрывок (аудио запись) из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила»

(«У Лукоморья дуб зеленый…»). (клип)

-Кто может сказать, что такое Лукоморье?

-Кто может назвать автора этих строк?

-Правильно, это Александр Сергеевич Пушкин

2.Организационный момент.

  • В этом году А.С.Пушкину исполнилось бы 220 лет. Кто такой А.С. Пушкин? Кто знает стихи или сказки, написанные поэтом?

3. Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя)

-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 9)

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. (Слайд 10)

Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд 10)

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. (Слайд 11)

Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

-А кто читал произведения А.С.Пушкина? Какие?

- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Доскажи словечко», нужно будет вспомнить сказки А.С.Пушкина и досказать словечко хором.


«А сама-то величава,

Выступает, будто…(пава)»

(«Сказка о царе Салтане…»)


«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ехали? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете…(чудо)»

(«Сказка о царе Салтане…»)


«Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем нам приготовят…(мешок)»

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)


«А сидит в нем князь Гвидон,

Он прислал тебе…(поклон)»

(«Сказка о царе Салтане…»)


«Коли красная девица,

Будь нам милая…(сестрица)»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)


«Нужен мне работник:

Повар, конюх и …(плотник)»

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)



1.Викторина

  • Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?

  • Что вы знаете о попе – толоконном лбе?

  • Кто говорил такие слова:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

  • В какой сказке была эта царица?

  • Узнайте среди рисунков героев из разных сказок Пушкина.

  • К какой сказке нарисована эта иллюстрация?

  • Что же приговаривал Балда, подставляя свой лоб?

  • Что кричал петушок, сидя на спице? и др.

2.Обсуждение названия сказки.

  • Все названия сказок А.С. Пушкина начинаются со слов «Сказка»: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

  • Сравните названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок. В чём разница?

  • Как вы думаете, для чего поэт лишний раз подчёркивает слово сказка, напоминая нам, что это вымысел?

  • Прочитайте название сказки, с которой мы будем сегодня работать. Что необычного в названии сказки?

  • Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные?

  • У кого нет имени? Как вы думаете, почему?


5. Физкультминутка «Чудеса у нас на свете».

Чудеса у нас на свете,

стали карликами дети (показали «карликов», присев на корточки)

А потом все дружно встали,

великанами мы стали. (показали «великанов», потянувшись вверх)


5. Работа в группах.

-В сказках всегда происходит волшебство.

Сегодня я предлагаю вам побыть в роли волшебников.

Дело в том, что злой колдун испортил иллюстрации к сказкам.

Нужно помочь сказочным героям, соберите картинку и назовите к какой сказке она, назовите героев этой сказки.

Собери мозаику (в конверте)

6. Рефлексивная деятельность:


иллюстрирование наиболее понравившегося эпизода сказки (под музыку П.И. Чайковского «Полет шмеля»). Выставка рисунков.

5. Итог урока

-С каким автором мы сегодня познакомились?

- Какие сказки вспомнили?

-Что пробовали сами?

- Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

-Похлопайте - кто доволен своей работай.

-Потопайте - кто испытывал затруднения при выполнении заданий.

Вот и все. Последней сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну, а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки ее взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять!


Разработка урока в 3-4 классах


Тема урока: «И в каждом сердце Пушкин отзовется...»

Цель урока:

  • формировать положительное отношение к личности Пушкина и его произведениям.

Задачи:

  • обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;

  • расширить представления о детстве поэта;

  • организовать исследование истоков поэтического таланта и тематики произведений А.С.Пушкина.

Оформление доски:

1. Текст.

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

(А. С. Пушкин)

2. Портреты А.С. Пушкина.

3. Выставка рисунков к сказкам А.С. Пушкина.

4. Выставка книг с произведениями А.С. Пушкина.

5. Запись русской народной песни «Однозвучно гремит колокольчик»

Ход урока:

1. Вступление.

– В этом году А.С.Пушкину исполнилось бы 220 лет. Все люди Земли знают и любят произведения гениального русского поэта и торжественно отмечают эту замечательную дату. Что повлияло на проявление дарований поэта? Попробуем ответить на этот вопрос.

(Учитель читает стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина»)

Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменила
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
Кто сердцем чист средь пошлости людской
Средь лжи, кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой
Когда на мир унылый мрак спускался.
И все еще горит на светоч тот,
Все гений твой пути нам освещает:
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной.

2. Знакомство с эпизодами из детства поэта

Неповоротливый мальчик подрастал в шалостях. То и дело бил он маменькину посуду, и Надежда Осиповна – мать поэта, случалось, в гневе наказывала его. Только няня Арина Родионовна прижимала к себе своего любимца:

Пойдемте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, легкую.

Она укладывала своего любимца, принималась сказывать… и в комнате словно бы появлялись и Кот Баюн, и Серый Волк, и Иван Царевич.

Позднее поэт вспоминает:

Ах! Умолчу ль о мамушке моей

Когда в чепце, в старинном одеянье,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет.

Но наступало утро. Утрами француз-гувернер занимался с мальчиком, беседовал с ним по-французски. Ребенок все выполнял, правда, с ленцой и скукой. Но как только дом наполняли знакомые писатели и поэты, начинали спорить о книгах, читать стихи, голубые глаза мальчика оживали, разгорались, и он тоже принимался сочинять озорные стихи. А главное он подружился на всю жизнь с книгами. То и дело забирался тайком в отцовскую библиотеку. Там, в шкафу, чего только не было. Истории, сказки, романы… И он читал, читал.

О богатырях он услышал от няни. Та самая Арина Родионовна, о которой Пушкин потом напишет: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…» оказалась талантливым человеком. Она говорила-то по-особенному: с приговорками, прибаутками. Когда Пушкин в Михайловском начинает писать свои сказки со слов няни, в его стихах появляются те слова, деревенские словечки, которым его не могли научить профессора и гувернёры. Со слов няни Пушкин пишет «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие.

Пушкин начинал писать на французском языке, и если бы не бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, то стал бы Пушкин русским поэтом? Вот такая интересная история из жизни А.С. Пушкина.

3. Конкурсное чтение произведений А.С. Пушкина

4. Викторина

  • Назовите сказки А.С.Пушкина.

  • Из каких сказок строки?

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.


Пошёл он к своей землянке
А землянки нет уж и следа.
Перед ним изба со светёлкой
С кирпичною, белёною трубою.

Пошёл Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков, да в мешок.

На девичник собираясь
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим
Перемолвилась с ним.


Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей.
Было ль, не было ль сраженье
Нет Додину донесенья.


В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт
Бочка по морю плывёт.


Вот пошёл он к синему морю,
Видит,- море слегка разыгралось.

Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить.


Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов,
Да сто сорок теремов.


Чуть опасность, где видна
Верный сторож, как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке повернётся
И кричит: «Кири – ку–ку!

Царствуй, лёжа на боку!».

  • Кто был сторожем у царя Додона?

  • С чем любила разговаривать царица в своей светлице?

  • Кто и в какой сказке много хотел, но ничего не получил?

  • Чем Балда хотел морщить море?

Подведение итогов викторины

5. Итог урока, заключительная часть

– Выразительное чтение учителем отрывка из стихотворения А.С. Пушкина:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастье, куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество на Царское Село!

Звучит музыка.

6. Можно предложить выполнить домашнее задание:

  • Напишите небольшое письмо к А.С. Пушкину:

А) обращение со словами благодарности;

Б) интервью с подборкой вопросов по особенностям творчества автора.

  • По желанию выучите наизусть по выбору стихотворение А.С. Пушкина об осени



Просмотр содержимого презентации
«л? ? ?????? ?????? ?????? ?????????...╗»

Путешествие по сказкам Лукоморья

Путешествие по сказкам Лукоморья

Александр Сергеевич Пушкин Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799года в Москве. Прошло уже 220 лет со дня его рождения .

Александр Сергеевич

Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин родился

6 июня 1799года в Москве. Прошло уже 220 лет со дня его рождения .

Мать , Надежда Осиповна Пушкина(1775-1836г.) Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838г.)

Мать , Надежда Осиповна

Пушкина(1775-1836г.)

Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838г.)

В детстве много времени, проводил у своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захаровка. Арина Родионовна Воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна.

В детстве много времени, проводил у своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захаровка.

Арина Родионовна

Воспитанием Александра

Сергеевича занималась няня

Арина Родионовна.

Сказки А.С.Пушкина

Сказки А.С.Пушкина

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Викторина

по сказкам А.С.Пушкина

Сколько всего сказок написал А.С.Пушкин ? Семь сказок

Сколько всего сказок написал А.С.Пушкин ?

Семь сказок

Какая сказка Пушкина  первой появилась в печати ? , Сказка о царе Салтане

Какая сказка Пушкина

первой появилась в печати ?

,

Сказка о царе Салтане

О скольких бoгaтырях идет речь в «Скaзкe о мeртвoй цaрeвнe»? . О семи богатырях

О скольких бoгaтырях идет речь в «Скaзкe о мeртвoй цaрeвнe»?

.

О семи богатырях

Как называется сказка, персонажами которой являются … Сказка о попе и его работнике Балда

Как называется сказка, персонажами которой являются …

Сказка о попе и его работнике Балда

Как называется сказка, персонажем которой является … Руслан и Людмила

Как называется сказка, персонажем которой является …

Руслан

и

Людмила

Как называется сказка, персонажем которой является … Сказка о золотом петушке

Как называется сказка, персонажем которой является …

Сказка о золотом петушке

Как называется сказка, персонажем которой является … Сказка о золотой рыбке

Как называется сказка, персонажем которой является …

Сказка о золотой рыбке

Как называется сказка, персонажем которой является … Сказка о царе Салтане…

Как называется сказка, персонажем которой является …

Сказка о царе Салтане…

Как называется сказка, персонажем которой является … Сказка о мертвой царевне…

Как называется сказка, персонажем которой является …

Сказка о мертвой царевне…

Как называется сказка, персонажем которой является … Руслан и Людмила

Как называется сказка, персонажем которой является …

Руслан

и

Людмила

Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу? «Свет мой, зеркальце! Скажи,  Да всю правду доложи:  Я ль на свете всех милее,  Всех румяней и белее?»

Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Какими словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»? « Сказка ложь, да в ней намёк!  Добрым молодцам урок».

Какими словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»?

« Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок».

Какой сказке принадлежит отрывок ?

Какой сказке принадлежит отрывок ?

" Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

- "Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

- "Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря".

Сказка о царе Салтане

Какой сказке принадлежит отрывок ? Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях.

Какой сказке принадлежит отрывок ?

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях.

Какой сказке принадлежит отрывок ? «Да вот веревкой хочу море морщить Да вас, проклятое племя, корчить». Беса старого взяла тут унылость. «Скажи, за что такая немилость?» — «Как за что? Вы не плотите оброка, Не помните положенного срока; Вот ужо будет нам потеха, Вам, собакам, великая помеха». Сказка о попе и работнике его Балде

Какой сказке принадлежит отрывок ?

«Да вот веревкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить».

Беса старого взяла тут унылость.

«Скажи, за что такая немилость?»

— «Как за что? Вы не плотите оброка,

Не помните положенного срока;

Вот ужо будет нам потеха,

Вам, собакам, великая помеха».

Сказка о попе и работнике его Балде

Какой поэме принадлежит отрывок ? У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говори т

Какой поэме принадлежит отрывок ?

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говори т

Каким фруктом отравилась царевна?

Каким фруктом отравилась царевна?

В кого последний раз превратился князь Гвидон?

В кого последний раз превратился князь Гвидон?

Кто был верным сторожем царя Дадона?

Кто был верным сторожем царя Дадона?

«Подскажи словечко»  Жил старик со своею старухой У самого синего … МОРЯ

«Подскажи словечко»

Жил старик со своею старухой

У самого синего

МОРЯ

«Подскажи словечко» Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, а неведому… ЗВЕРЮШКУ

«Подскажи словечко»

Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому…

ЗВЕРЮШКУ

«Подскажи словечко» Месяц, месяц мой дружок,  позолоченный … РОЖОК

«Подскажи словечко»

Месяц, месяц мой дружок,

позолоченный

РОЖОК

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила Котова Наталья Валентиновна учитель изобразительного искусства МОУ СОШ № 21» г. Подольск

Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила

Котова Наталья Валентиновна

учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ № 21» г. Подольск


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока «И в каждом сердце Пушкин отзовется.»

Автор: Пичугина Галина Анфимовна

Дата: 13.06.2022

Номер свидетельства: 609581


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства