Мастер-класс "Правописание гласных О и Ё после шипящих"
Мастер-класс "Правописание гласных О и Ё после шипящих"
В презентации представлена система упражнений для усвоения орфограммы "гласные О-Ё после шипящих": алгоритм поиска орфограммы,индивидуальная и групповая работа,творческие задания и упражнения для контроля знаний по теме.В работе представлены примеры творческих работ учащихся,задания для самопроверки,индивидуальная коррекция знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Правописание гласных О и Ё после шипящих"»
Шуклина Ирина Владимировна
МАСТЕР-КЛАСС
Учителя начальных классов
МОУ-СОШ №47
г. Белгорода
Краткая характеристика класса
В классе 19 учеников, 2 из них перешли в этом году из класса компенсирующего обучения.
Класс разновозрастной:
1 чел.- 1997 г .
15чел.-1998 г .
2 чел.- 1999 г .
1чел.- 2000 г.
Из них:
12 учащихся сильных, хорошо владеющих навыками и умениями. Это дети с исполнительно-активным уровнем познания. На них я опираюсь при изучении новой темы, они выручают в трудных учебных ситуациях.
7 учеников слабых . 5 из них воспринимают материал после двух—трехкратного объяснения, имеют недостаточно высокий навык техники чтения и орфографической грамотности. Они пассивны, медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно.
5 детей наблюдаются у невропатолога (гиперактивность, дефицит внимания)
ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним.
Причины, вызывающие интерференцию :
1) сходство заучиваемого материала (общий опознавательный признак для ряда орфограмм),
2) большой объем интерферирующего материала (несколько правил на один опознавательный признак орфограммы).
Проблемы :
- облегчение усвоения нового,
-воспитание и поддержание интереса к предмету,
- развитие творческих способностей школьников .
Принципы обучения :
принцип подачи учебного материала укрупнёнными блоками
принцип опережающего обучения
проблемность в обучении
принцип наглядности
обучение орфографии с опорой на морфемику
Оптимальный методический приём - совместное с учащимися составление алгоритмов и схем , которые позволяют легко и быстро выбрать правильное написание.
Благодаря опорам и схемам , все, что делается на уроке, приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся, способствует прочному запоминанию.
При формулировке правила по схеме работают два вида памяти — зрительная и слуховая, развивается умение логически мыслить.
Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух "китах": состав слова и часть речи.
Создание на уроке ситуаций затруднения побуждает учащихся к поиску доказательств, обоснованию высказанных предложений и является эффективным средством развития творческого мышления.
Урок русского языка 3 класс
Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ О И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В КОРНЯХ, СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ВСЕХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ»
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец.
Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.
И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее".
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?"
И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал:
"Все в твоих руках..."
Метафора
Грамматическая сказка «Капризные буквы».
Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами я, ю, ы, э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам о, е, ё ! То всем шипящим подавай букву е , то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом с о или ё . Вот и приходиться писать:
Разделите слова на две группы, рядом с каждым напишите однокоренные.
Лексическая работа
Анчоус — мелкая рыбка. Жокей — наездник. Шоссе — проезжая дорога: мчаться по шоссе. Шоу — представление
Боржоми – город в Грузии
Найдите существенный признак, определяющий условия разного написания . Сформулируйте вывод.
пч ё лка — пч е ла ш ё лковый — ш е лковистый ж ё сткий — ж е стокий щ ё чка — щ е ка молодож ё ны — ж е на щ ё тка — щ е тина прич ё ска — ч е сать ч ё лка — ч е ло ш ё пот — ш е птать зач ё ркивать — зач е ркнуть
ш о рты - ш о ртики анч о ус шоу — шоумен Борж о ми ш о рох капюш о н — капюш о нчик крыж о вник — крыж о венный
Ш о ссе- ш о ссейная
Вывод: Ё - в однокоренных словах произошла замена звука. О — в однокоренных словах замены звука [ О ] не произошло .
Давайте подумаем, в каких частях слова каких частей речи может встретиться орфограмма «О, е, ёпосле шипящих иц».
∩ слов любой части речи
^ существительных
^ прилагательных
^ наречия
□ существительных
□ прилагательных
□ глаголов
1.Орфограмма в корне слова?
ДА НЕТ
2. Это слово-исключение? 2. Это слово – глагол
(или слово, обр. от глагола)
ДА НЕТ ДА НЕТ
о ё ё о
См. ш ё лковый печ ё т суч о к
«Справку» ж ё лудь сгущ ё нное еж о вый
горяч о
1. Определи часть слова.
2. Если корень , то пиши ё (кроме слов-исключений).
3. Если /\ или определи часть речи.
4. Если существительное, прилагательное, наречие , то под ударением о , без ударения е. (Исключение: ещё).
5. Если глагол и слова, образованные от глагола, то под ударением ё .
Прочитать эту схему можно так:
а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е(жёлтый – желтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах , т.е. словах, которые образованы от глаголов: ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить.
г) слова с суффиксом -ёр – дирижёр, тренажёр, но танцор .
Справочник
Исключения: кры жо вник, жо м, жо р, об жо ра, про жо рливый, шо ры, шо рох, шо в, бес шо вный, шо к, шо рник, капю шо н, шо мпол, чо каться, чо порный, ма жо рный, тре що тка, тру що ба, ча що ба, жо лкнуть, о жо г (сущ.) руки, об жо г(сущ.) лица, под жо г (сущ.) дома, ц о котать, Ц о котуха.
Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры . Все были шокированы происшедшим.
По ….. мчалась машина. В кабине сидел ……. , а в кузове тряслись …………………. , ………….,…………,………. и ………. . Каждый был занят своим делом. ……… ел ………… , ………… ……………. ……………. , нанизывая его на …………. ……….. .. …………….. договаривались о новых ……….. для лошади. ………….. …………. молчал, надвинув на глаза …………. . Настроение у всех было ……………… . Будто ехали они на веселое …………. . Вдруг послышался ………… . Это лопнул ………. …… ………. ………………. . Все были ……………… происшедшим.
Визуализация.
Представьте себе вкусную шоколадку. Какого цвета бумажка, в которую она завернута? Вы можете отломить кусочек. А теперь возьмите кисточку и закрасьте изображение шоколадки. Или сотрите его воображаемой тряпкой. Теперь на месте шоколадки представьте слово "шоколад". Сколько в нем букв о? Какая буква вторая по счету? Можете раскрасить это слово, если хотите. А теперь снова представьте себе шоколадку. Ощутите ее приятный вкус и запах. Снова сотрите изображение и напишите слово шоколад. Какие еще слова с буквой о после шипящей в корне вы можете вспомнить?
Шуточные стихи:
Шорох, шорты и крюшон,
Шорник, шомпол, капюшон,
Жор, прожорливый, боржом,
Шов и шоу, шоры, жом,
Шок, крыжовник и мажор,
Шоркать, джонка и вечор,
Трущоба, чопорный, обжора,
Жостово, ужо, Ижора,
И чокнуться, с судьбой не споря,
В северной реке Печоре.
«Как-то раз один обжора
Нарядился в капюшон,
Зацепился за крыжовник
И упал в трущобу он.
Тут в кустах раздался шорох:
Заяц чокнутый бежал,
Разорвал он шов на шортах —
Просто чопорный нахал!»
1
о
2
о
3
о
4
о
5
6
о
о
7
о
8
9
10
о
11
о
о
о
1.Место соединения сшитых кусков.
2. Глухой звук, шуршание.
3. Наездник на скачках.
4. Водитель автомобиля.
5. Мощёная щебнем или асфальтированная дорога.
6. Мастер по изготовлению ременной упряжи.
7. Стержень для чистки и смазки ствола оружия.
8. Презрительное название ненасытного человека.
9. Цирковой артист.
10. Накидка на голову.
11. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета.
1. Шов
2. Шорох
3. Жокей
4. Шофёр
5. Шоссе
6. Шорник
7. Обжора
8. Шомпол
9. Жонглёр
10. Капюшон
11. Крыжовник
Творческие задания
Ассоциации.
Придумайте рассказ,
используя
слова-исключения .
Упражнение на развитие внимания и памяти.
Разложите на столе 10 предметов (обычно используем деревянный бочонок, шоколадку, мешочек, расческу , щетку, бечёвка, крючок, шорты, воротничок, желудь ( Проверьте только, есть ли в названиях этих предметов орфограмма ). Эти предметы закрыты большим платком. Откройте их на 20 секунд. За это время ученики должны запомнить, какие предметы лежат на столе. Затем набросьте платок. Теперь ученики должны правильно записать слова и выделить орфограммы.
Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил.
Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.
Вставляя недостающие орфограммы, выпишите слова в три колонки: гласные е - о после шипящих 1) в корне; 2) в суффиксе;3) в окончании.
1. Ож...гся на молоке - и на воду дует. 2. Шутил волк с жеребц...ом, да зубы в горсти унес. 3. Щ...голь ходит живот поджав. 4. Плач...м горю не поможешь. 5. Много есть - не велика честь: обж...рой назовут. 6. Хорош садовник, хорош и крыж...вник. 7. Не сердись- печ... нка лопнет. 8. Своя сторона по ш...рстке гладит, чужая - насупротив.9. На хороший цветок и пч...лка летит. 10. Бережливый - что стыдливый: чуж...го не возьмет. 11. Хорош... жить в поч...те, да ответ велик. 12. Лучше смолоду быть умным, чем под старость мудрец...м. 13. И на ш...ссе бывают ухабы. 14. С умелым бойц...м победа, дружит. 15. Не чванься отц...м, хвались сыном-молодц...м. 16. Лиц...м хорош, да душ...и непригож.. 17. Невелик сверч...к, да громко поет.. 18. Русский ни с меч...м, ни с калач...м не шутит.
Беч Ё вка, ж Ё ваный, реш Ё тка, ж Ё лоб, бесш О вный, ж Ё рдочка, туш Ё нка, верблюж О нок, приш Ё л, испеч Ё нный, зач Ё т, прож О рливый, ч Ё рточка, девч О нка, наш Ё птывать, корч Ё вка, ш О ковый, ч О порный, печ Ё нка, галч О нок, переж Ё вывать, сгущ Ё нка, сокращ Ё н, ж Ё сткий, горяч О , дириж Ё р, шалаш О м, нож О м, лягуш О нок, ж О нглер, защ Ё лка, уч Ё ба, ш О рох, крыж О вник, сч Ё т, ж Ё рдочка, реч О нка, ноч Ё вка, жж Ё т, расч Ё ска, щ Ё лочь, ч Ё ткий, шОссе, кош Ё лка, пощ Ё чина, трущ О бы, ш Ё лковый, копч Ё ный, ч Ё рствый, ш О фер.
Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.
Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.
Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.
Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму
В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
Высокий уровень.Найдите и исправьте ошибки.Объясните правописание слов
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ
1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф., объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).
Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. "О мои подданные!- обратился к ним падишах, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее". Он повел своих подданных в сад, в углу которого была ржавая железная дверь с огромным замком. "Тот, кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым визирем",- сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим они отходили от двери. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и изо всех сил нажал на дверь. Он толкал ее и - о чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: "Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы.
Д. Гордон "Терапевтические метафоры",
Использованная литература:
Гордон Д. "Терапевтические метафоры"
Журова Л.Е .Беседы с учителем:3 класс: Книга для учителя//М.:Вентана-Граф,2007.
Ларионова Л.Г . /Сборник упражнений по орфографии: 5 кл.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2001, с. 112.
Фролова Т.Я. Как преодолеть интерференцию при обучении орфографии // Русский язык в школе. 1995. № 5.
Фролова Т.Я. Обучение орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил// Русский язык в школе. 2000. № 6.
Шатова Е.Г. О способах описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии// Русский язык в школе. 1991. № 4.