kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "По следам пропавших букв"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены причины дисграфии, представлены упражнения для ее устранения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "По следам пропавших букв"»

Борисюк Галина Павловна  Учитель начальных классов  МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г. Вязьмы Смоленской области  Мастер-класс «По следам пропавших букв»

Борисюк Галина Павловна Учитель начальных классов МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г. Вязьмы Смоленской области Мастер-класс «По следам пропавших букв»

Цель : повышение профессиональной компетентности учителя по предупреждению нарушений письменной речи. Задачи: -учить видеть специфические ошибки в работах обучающихся:

Цель : повышение профессиональной компетентности учителя по предупреждению нарушений письменной речи.

Задачи:

-учить видеть специфические ошибки в работах обучающихся:

  • сформировать понятие дисграфии как нарушения письменной речи;
  • представить упражнения по устранению нарушений письменной речи.
Многие из нас столкнулись со специфическими ошибками у детей, таких как пропуск, замена, искажения букв. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв , которая относится к специфическим ошибкам письма - дисграфии .  Дисграфия  – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки.

Многие из нас столкнулись со специфическими ошибками у детей, таких как пропуск, замена, искажения букв. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв , которая относится к специфическим ошибкам письма - дисграфии . Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки.

На конец 2013 – 2014 учебного года второе место по количеству ошибок занимала тема «Пропуск и замена букв».  Обучающиеся первых классов - 37,15% . Обучающиеся вторых классов - 43,02% .

На конец 2013 – 2014 учебного года второе место по количеству ошибок занимала тема «Пропуск и замена букв».

Обучающиеся первых классов - 37,15% . Обучающиеся вторых классов - 43,02% .

Пропуски букв могут быть связаны с различными причинами   Причина первая  Несформированность внимания: это может быть по причине гиперактивности ребёнка, неумения контролировать своё поведение, несобранности, отвлекаемости. Они могут проявляться при увеличении умственных нагрузок; также, возможно у ребёнка просто не развивали должный уровень внимания ещё в дошкольном возрасте.  

Пропуски букв могут быть связаны с различными причинами

Причина первая

  • Несформированность внимания:
  • это может быть по причине гиперактивности ребёнка, неумения контролировать своё поведение, несобранности, отвлекаемости. Они могут проявляться при увеличении умственных нагрузок;
  • также, возможно у ребёнка просто не развивали должный уровень внимания ещё в дошкольном возрасте.

 

Причина вторая

Причина вторая

  • Несформированность слогового, звукового анализа и синтеза:
  • это умение определить последовательность, место и количество слогов и звуков в слове (анализ);
  • умение составлять слова из слогов, звуков, букв (синтез);
  • чтобы написать слово, нужно представлять его звуковой состав в умственном плане.
  • Например: слово рука состоит из звуков (р), (у), (к), (а). Это можно сравнить с мелодией. Для того чтобы её написать, нужно знать, из каких нот она состоит.
Причина третья Несформированность звукопроизношения и звукоразличения  (фонетико-фонематические нарушения): в случае, если ребёнок не произносит звук, пропускает его при произнесении слова, он может пропускать и букву, обозначающую данный звук при письме.  

Причина третья

  • Несформированность звукопроизношения и звукоразличения

(фонетико-фонематические нарушения):

  • в случае, если ребёнок не произносит звук, пропускает его при произнесении слова, он может пропускать и букву, обозначающую данный звук при письме.

 

Причина четвёртая

Причина четвёртая

  • Несформированность графо-моторного навыка :
  • письмо на начальном этапе является, прежде всего, моторным (двигательным) актом. И для автоматизации навыка многим нужно больше времени, чем даёт школьная программа. Такие дети часто не успевают писать в одном темпе со всем классом.
  Причина пятая

  Причина пятая

  • Различные физиологические проблемы :
  • например, если ребёнок соматически ослаблен, он быстро утомляется, концентрация внимания падает; рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, может быть и такое, что не все зоны мозга достаточно созрели, ведь все мы развиваемся по-разному.
Поэтому, возможно кому-то следует обратиться за помощью к логопеду, психологу, а кому и медицинская консультация необходима. Во многих случаях требуется комплексный подход со стороны всех специалистов.
  • Поэтому, возможно кому-то следует обратиться за помощью к логопеду, психологу, а кому и медицинская консультация необходима. Во многих случаях требуется комплексный подход со стороны всех специалистов.
Основные направления работы при коррекции пропуска букв.     Развивать слоговой и звуко-буквенный анализ Если проанализировать пропускаемые буквы, то мы увидим, что чаще всего пропускаются ГЛАСНЫЕ . Дети часто считают их частью согласных.  Поэтому очень важно научить ребёнка выделять в первую очередь гласные звуки.

Основные направления работы при коррекции пропуска букв.

 

  • Развивать слоговой и звуко-буквенный анализ

Если проанализировать пропускаемые буквы, то мы увидим, что чаще всего пропускаются ГЛАСНЫЕ .

Дети часто считают их частью согласных.

Поэтому очень важно научить ребёнка выделять в первую очередь гласные звуки.

Упражнения «Назови порядковый номер звука»  Можно задать два вида вопросов:  - Какой по счёту звук «т» в слове каток ?  - Назови третий по счёту звук в слове каток . Для усложнения задания можно задавать такие вопросы:  - Какой звук идёт после звука «а» в слове каток ?  - Какой звук идёт перед звуком «о» в слове каток ?  - Какой звук идёт между звуком «а» и звуком «о» в слове каток ?

Упражнения

«Назови порядковый номер звука»

Можно задать два вида вопросов:

- Какой по счёту звук «т» в слове каток ?

- Назови третий по счёту звук в слове каток .

Для усложнения задания можно задавать такие вопросы:

- Какой звук идёт после звука «а» в слове каток ?

- Какой звук идёт перед звуком «о» в слове каток ?

- Какой звук идёт между звуком «а» и звуком «о» в слове каток ?

«Пишем буквы разным цветом» Можно использовать такие методы, как: запись только гласных слова;  _ о_о_а (корова)  _ _е_ (снег) С А П О Г К О НЬК И  В О Р О Н А запись гласных красной ручкой; запись слов тремя ручками (гласные – красной, твёрдые согласные – синей, мягкие согласные – зелёной). З И М А

«Пишем буквы разным цветом»

  • Можно использовать такие методы, как: запись только гласных слова;

_ о_о_а (корова)

_ _е_ (снег)

С А П О Г К О НЬК И

В О Р О Н А

запись гласных красной ручкой;

  • запись слов тремя ручками (гласные – красной,
  • твёрдые согласные – синей, мягкие согласные – зелёной).

З И М А

Упражнения: «Найди буквы (слова)» Вариант «корректурных проб» . Предлагается найти заданные буквы или слова среди лишних букв. Например: - подчеркни все буквы «а» и зачеркни все буквы «о» ; - Найди слова и подчеркни слова, обозначающие предметы – одной чертой, слова, обозначающие действия предметов – двумя чертами.

Упражнения:

«Найди буквы (слова)»

Вариант «корректурных проб» . Предлагается найти заданные буквы или слова среди лишних букв.

Например:

- подчеркни все буквы «а» и зачеркни все буквы «о» ;

- Найди слова и подчеркни слова, обозначающие предметы – одной чертой, слова, обозначающие действия предметов – двумя чертами.

  • Гчругыф ч а йник ьсшппгщшы кипеть з а ьиошгвзщлотсыд петь шпьыщш птицы щво;
  • Развивать внимание
Тренироваться в умении воспроизводить слова со сложной слоговой структурой   Упражнения: начинайте с более простых по слоговому составу слов; отхлопывайте, прошагивайте, пропрыгивайте и т.п. слова по слогам; повторяйте «трудное» слово много раз.  Например : «Скажи слово каждому пальчику»;  произносите слово в словосочетаниях, предложениях с увеличением речевой нагрузки и скорости. Например
  • Тренироваться в умении воспроизводить слова со сложной слоговой структурой

Упражнения:

  • начинайте с более простых по слоговому составу слов;
  • отхлопывайте, прошагивайте, пропрыгивайте и т.п. слова по слогам;
  • повторяйте «трудное» слово много раз.

Например : «Скажи слово каждому пальчику»;

  • произносите слово в словосочетаниях, предложениях с увеличением речевой нагрузки и скорости.

Например : «Посчитай космонавтов»

( Один космонавт, два космонавта,….пять космонавтов,…)

 

Развивать навык самоконтроля   Действия: Следует приучать школьника тщательно каждый раз
  • Развивать навык самоконтроля

Действия:

  • Следует приучать школьника тщательно каждый раз проверять свою работу. Часто при проверке написанного дети видят только общий образ слова, заранее его зная, поэтому такие мелкие детали, как отсутствие одной буквы не замечают.
  • Можно использовать непрозрачную линейку, закрывать ею слово и открывать постепенно, читая по слогам.
  • Можно проверять написанное слово, отмечая карандашом каждый гласный.
  • Главное, чтобы проверка вошла в привычку.
Виды дисграфии Артикуляторно-акустическая дисграфия.   Акустическая дисграфия.   Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза слова.  

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия.

 

  • Акустическая дисграфия.

 

  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза слова.

 

  • Аграмматическая дисграфия.
  • Оптическая дисграфия .
Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия

  • Характерны ошибки в виде замен графически сходных букв, зеркального написания букв, пропусков элементов букв и их неправильного расположения
Коррекция оптической дисграфии

Коррекция оптической дисграфии

  • Работа по формированию зрительного восприятия буквы
Коррекция оптической дисграфии  Формирование зрительного восприятия буквы. (Определи букву в неправильном положении).

Коррекция оптической дисграфии

  • Формирование зрительного восприятия буквы. (Определи букву в неправильном положении).

Коррекция оптической дисграфии Найти спрятанные буквы

Коррекция оптической дисграфии

Найти спрятанные буквы

Коррекция оптической дисграфии

Коррекция оптической дисграфии

  • Выявление образа буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.
Коррекция оптической дисграфии

Коррекция оптической дисграфии

  • Работа по развитию пространственных отношений
Коррекция оптической дисграфии

Коррекция оптической дисграфии

  • Работа по дифференциации оптически смешиваемых букв.
Применение рассмотренных упражнений оказалось эффективным для устранения элементов дисграфии при постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда мы говорим о «глупых ошибках».

Применение рассмотренных упражнений оказалось эффективным для устранения элементов дисграфии при постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда мы говорим о «глупых ошибках».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мастер-класс "По следам пропавших букв"

Автор: Борисюк Галина Павловна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 350022


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства