" Чтение - это окошко. через которое дети видят и познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением. одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами" В.А. Сухомлиннский
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Технология продуктивного чтения" »
Технология продуктивного чтения
Мастер-класс
Э.И. Ивлева
МБОУ «Школа №17»
Полысаевский ГО
Чтение – это окошко, через
которое дети видяти познают мир и
самих себя.
Оно открывается перед ребёнком
лишь тогда, когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над
словами.
В.А. Сухомлинский
Причинынизкой читательскойактивности
усиление влияния средств массовой информации;
резкое изменение общественной жизни;
изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми;
отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Цель технологии :
формирование читательской компетенции школьника
Задачи:
формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Цель: учим самостоятельно понимать текстСредство–три этапа работы с любым текстом.
До чтения текста:
просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создание мотива для чтения
2) Во время чтения текста:
изучающее чтение
(в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат:
интерпретация текста
3) После чтения текста: рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
Читая текст в рамках любого предмета, мы строим работу с текстом в три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения. У каждого этапа работы с текстом своя задача, соответственно разные действия читателя и использование разных видов чтения.
5
Отгадай?
3
29
19
12
16
25
12
1
М.М. Пришвин
3
В
29
Ы
19
С
12
К
16
О
25
Ч
12
К
1
А
Приёмы анализа
художественного текста
«Диалог с автором»
Комментированное чтение
В – вопрос (найди,
это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста
в форме объяснений, рассуждений, предположений.
задай);
О – ответ (ответь на
этот вопрос);
П – проверка
(проверь точность
своих предположений).
Личностные
Личностные
Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.
Дело,пело,делай,сердце,доброе,чтобы
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Делай доброе дело, чтобы сердце пело.
Л.Н.Толстой «Белка и волк»
Белка, волк, хотел съесть, отчего веселы, мы добры.
Белка и волк .
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт.
А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Модель-описание
Белка
Волк
злой
добрая
глупый
хитрая
сонный
весёлая
хвост поднят
хвост опущен
большой
маленькая
Дерево доброты
Мир
Уважение
Любовь
Мудрость
Благородство
Дружба
Милосердие
Толковый словарь С.И.Ожегова
Добро – 1)Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие. 2)Хорошее доброе дело.
УУД
До чтения
Во время чтения
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других.
После чтения
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.