kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Технология критического мышления в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! В данной презентации Вы познакомитесь со структурой построения урока по технологии критического мышления. Кроме этого для Вас будут представлены и расмотрены приёмы данной технологии, которые Вы можете использовать на любой стадии Вашего урока: вызов, осмысление или рефлексия. Убедилась на своей практике, что данная технология способствует повышению мыслительной активной младших школьников, мотивации к обучению, повышению качества знаний по предмета. Желаю творческих успехов!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Технология критического мышления в начальной школе" »

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока : трехфазная структура урока : вызов осмысление рефлексия

Основа ТРКМ

трехфазная структура урока :

трехфазная структура урока :

вызов

осмысление

рефлексия

Структура  урока с использованием ТРКМ

Структура урока с использованием ТРКМ

Задачи фазы вызова   ( пробуждение интереса к предмету)

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Возможные методы и приёмы составление списка «известной информации»; рассказ-предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала (кластеры, таблицы); верные (неверные) утверждения; перепутанные логические цепочки Вывод: информация, полученная на стадии вызова , выслушивается, записывается, обсуждается индивидуально – в парах – группах

Возможные методы и приёмы

  • составление списка «известной информации»;
  • рассказ-предположение по ключевым словам;
  • графическая систематизация материала (кластеры, таблицы);
  • верные (неверные) утверждения;
  • перепутанные логические цепочки

Вывод: информация, полученная на стадии вызова ,

выслушивается, записывается, обсуждается

индивидуально – в парах – группах

Задачи фазы осмысления  (реализации смысла)  (осмысление материала во времени работы над ним )

Задачи фазы осмысления (реализации смысла) (осмысление материала во времени работы над ним )

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал
  • Помочь соотнести старые знания с новыми, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Возможные  методы и приёмы Методы активного чтения : маркировка с использованием значков « v », «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Выводы: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах

Возможные методы и приёмы

Методы активного чтения :

  • маркировка с использованием значков « v », «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
  • ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Выводы: происходит непосредственный контакт

с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал

параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах

Задачи фазы рефлексии (размышления)  (обобщение материала, подведение итогов)

Задачи фазы рефлексии (размышления) (обобщение материала, подведение итогов)

  • Вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения.
  • Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Возможные  методы и приёмы заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов; организация различных видов дискуссий; написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).   Выводы: творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации. Работа ведётся индивидуально -  в парах –группах.

Возможные методы и приёмы

  • заполнение кластеров, таблиц;
  • установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • организация устных и письменных круглых столов;
  • организация различных видов дискуссий;
  • написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

Выводы: творческая переработка, анализ, интерпретация и

т. д. изученной информации. Работа ведётся индивидуально -

в парах –группах.

Роль учителя в ТРКМ

Роль учителя в ТРКМ

  • направляет усилия учеников в определенное русло
  • сталкивает различные суждения
  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Современный выпускник умеет:

Современный выпускник умеет:

  • формировать собственное мнение
  • совершать обдуманный выбор между различными мнениями
  • решать проблемы
  • аргументировано спорить
  • ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
  • оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Основные приемы ТРКМ  Приемы по развитию навыков составления вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ? ? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

?

?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Кластеры (гроздья)  ( опорный конспект)

Кластеры (гроздья) ( опорный конспект)

Прием «ФИШБОУН»  («рыбий скелет»)   Причина Причина Проблема Вывод Факты Факты

Прием «ФИШБОУН» («рыбий скелет»)

Причина

Причина

Проблема

Вывод

Факты

Факты

«Оценочное окно»  Сразу могу  применить  Хорошо понятно Совсем непонятно   Пока не могу      применить

«Оценочное окно»

Сразу могу

применить

Хорошо понятно

Совсем непонятно

Пока не могу

применить

Таблица Донны Огл  «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)  З – что мы  знаем Х – что мы  хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ А Б В Г Источники, из которых мы намерены получить информацию Д Е Ж З 1 2 5 4

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

З – что мы

знаем

Х – что мы

хотим узнать

У – что мы узнали и что нам осталось узнать

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/

А

Б

В

Г

Источники, из которых мы намерены получить информацию

Д

Е

Ж

З

1

2

5

4

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

«Бортовые журналы»

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Инсерт   (условные значки) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) Я это знал Это для меня абсолютно новое - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше. Непонятно

Инсерт (условные значки)

V

(осознать новые знания)

+

(исправить неверные предположения)

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

-

(исправить неверные предположения

?

(побудить дальнейший интерес к теме)

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше. Непонятно

Перепутанные логические цепочки

Перепутанные логические цепочки

  • Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
  • Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
  • Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Приемы по развитию навыков прогнозирования

Приемы по развитию навыков прогнозирования

  • Верные и неверные утверждения
  • В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
  • На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Приемы по развитию навыков решения проблем

Приемы по развитию навыков решения проблем

  • Мозговая атака
  • Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии

Приемы по развитию навыков ведения дискуссии

  • Ролевая игра
  • Перекрестная дискуссия
  • Спор-диалог
  • Метод углов ( учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
  • 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
6 шляп мышления  – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.  – определение того, что было трудно, неясно. Противоположность жёлтой шляпе. – «эмоциональная» шляпа. Связь своего эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. – «позитивная» шляпа. Показывает, что было ясно и понятно.  – творческое мышление. Ответ на вопросы: «Что можно было сделать иначе? Почему и как именно?» – «обобщающая» шляпа. Обобщение высказываний других «шляп» - «последнее слово» Белая          Чёрная Красная  Жёлтая Зелёная Синяя

6 шляп мышления

мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

– определение того, что было трудно, неясно. Противоположность жёлтой шляпе.

«эмоциональная» шляпа. Связь своего эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.

– «позитивная» шляпа. Показывает, что было ясно и понятно.

творческое мышление. Ответ на вопросы: «Что можно было сделать иначе? Почему и как именно?»

– «обобщающая» шляпа. Обобщение высказываний других «шляп» - «последнее слово»

Белая

 

 

 

Чёрная

Красная

Жёлтая

Зелёная

Синяя

Приемы по развитию навыков представления своего мнения   и учета иного мнения Создание цепочки  (синквейнов хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов. Свободное письмо, эссе Зигзаг  (взаимообучение) работа в группах сменного состава « Дерево предсказаний»

Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения

  • Создание цепочки (синквейнов хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.
  • Свободное письмо, эссе
  • Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
  • « Дерево предсказаний»

  • Методики КСО
СИНКВЕЙН

СИНКВЕЙН

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Преимущества технологии Повышается ответственность за качество собственного образования. Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию. Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление). Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Преимущества технологии

  • Повышается ответственность за качество собственного образования.
  • Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
  • Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
  • Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
  • Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Критическое мышление

Критическое мышление

МЫСЛЬ В ПОДАРОК…

МЫСЛЬ В ПОДАРОК…

  • Кто не смотрит на мир разумно, на того и он не смотрит разумно.
  • Гегель
Литература

Литература

  • Викентьева, И. Ода синквейну / И. Викентьева // Перемена. 2002. №3.
  • Де Боно, Э. Шесть шляп мышления / Э. де Боно. СПб., 2000
  • Загашев, И. О. Как решить любую проблему / И.О. Загашев СПб., 2001
  • Загашев, И. О. Умение задавать вопросы / И. О. Загашев // Премена. 2001. №4.
  • Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. СПб., 2003.
  • Заир-Бек, С.И. Как поставить отметку и в каком случае она не нужна? / С.И. Заир.Бек // Прермена. 2001. №4.
  • Заир-Бек, С.И. Развите критического мышления на уроке / С.И. Заир.Бек, И.В. Муштавинская.М., 2004.
  • Клаустер, Д. Что такое критическое мышление/ Д.Клаустер // Народная асвета. 2004. №3.
  • Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма (из опыта работы)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Технология критического мышления в начальной школе"

Автор: Ревтова Ольга Николаевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103223


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства