Мастер-класс "Технология критического мышления в начальной школе"
Мастер-класс "Технология критического мышления в начальной школе"
Уважаемые коллеги! В данной презентации Вы познакомитесь со структурой построения урока по технологии критического мышления. Кроме этого для Вас будут представлены и расмотрены приёмы данной технологии, которые Вы можете использовать на любой стадии Вашего урока: вызов, осмысление или рефлексия. Убедилась на своей практике, что данная технология способствует повышению мыслительной активной младших школьников, мотивации к обучению, повышению качества знаний по предмета. Желаю творческих успехов!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/
А
Б
В
Г
Источники, из которых мы намерены получить информацию
Д
Е
Ж
З
1
2
5
4
«Бортовые журналы»
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Инсерт(условные значки)
V
(осознать новые знания)
+
(исправить неверные предположения)
Я это знал
Это для меня абсолютно новое
-
(исправить неверные предположения
?
(побудить дальнейший интерес к теме)
Это противоречит тому, что я знал
Я хочу знать об этом больше. Непонятно
Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Приемы по развитию навыков прогнозирования
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Приемы по развитию навыков решения проблем
Мозговая атака
Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спор-диалог
Метод углов ( учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят вцентре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп(чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
6 шляп мышления
–мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
– определение того, что было трудно, неясно. Противоположность жёлтой шляпе.
– «эмоциональная» шляпа. Связь своего эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.
– «позитивная» шляпа. Показывает, что было ясно и понятно.
–творческое мышление. Ответ на вопросы: «Что можно было сделать иначе? Почему и как именно?»
– «обобщающая» шляпа. Обобщение высказываний других «шляп» - «последнее слово»
Белая
Чёрная
Красная
Жёлтая
Зелёная
Синяя
Приемы по развитию навыков представления своего мненияи учета иного мнения
Создание цепочки (синквейнов хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.
Свободное письмо, эссе
Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
« Дерево предсказаний»
Методики КСО
СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Преимущества технологии
Повышается ответственность за качество собственного образования.
Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
Критическое мышление
МЫСЛЬ В ПОДАРОК…
Кто не смотрит на мир разумно, на того и он не смотрит разумно.
Гегель
Литература
Викентьева, И. Ода синквейну / И. Викентьева // Перемена. 2002. №3.
Де Боно, Э. Шесть шляп мышления / Э. де Боно. СПб., 2000
Загашев, И. О. Как решить любую проблему / И.О. Загашев СПб., 2001
Загашев, И. О. Умение задавать вопросы / И. О. Загашев // Премена. 2001. №4.
Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. СПб., 2003.
Заир-Бек, С.И. Как поставить отметку и в каком случае она не нужна? / С.И. Заир.Бек // Прермена. 2001. №4.