Мастер-класс по теме: «Универсальные приёмы работы учителя по формированию у учащихся умения целеполагания»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению приёмами целеполагания на уроках.
Задачи:
Познакомить с понятием «целеполагание»
Познакомить с видами целеполагания.
Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.
Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.
Ход мастер-класса:
Послушайте одну притчу. (СЛАЙД №1)
Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит.
Первый ученик ответил:
– Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем.
Другой ученик произнес:
– Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе…
Третий сказал:
– Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень.
Остальные отвечали примерно то же самое.Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
– А ты что видишь, Арджуна?
– Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал:
– Знайте: только такой человек может стать Попадающим В Цель.
Тема моего мастер-класса: универсальные приемы работы учителя по формированию у учащихся умения целеполагания. (СЛАЙД №2)
- Как вы думаете, какая цель моего мастер-класса? (показать приемы целеполагания)
- А тогда какая ваша цель как участников мастер-класса? (узнать приемы целеполагания) – пишу цель на доску.
Несколько слов о том, почему я выбрала эту тему.
С этого учебного года уже все классы начальной школы работают по новым федеральным государственным образовательным стандартам. (СЛАЙД №4)
Новые стандарты предъявляют особые требования к результатам освоения основной образовательной программы. Целью реализации этой программы является обеспечение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Одним из метапредметных результатов является умение учащимися самостоятельно определять цели деятельности. (СЛАЙД 5)
Если раньше я, как учитель, ставила свою цель на каждый урок, то теперь передо мной встала проблема обучения школьников приёмам постановки цели.
Цель деятельности должна быть ориентирована на результат, соотноситься с конкретным уроком. Поэтому с моими учениками мы договорились о трех правилах постановки цели на уроке: ( СЛАЙД 6)
Цель должна быть достижимой.
Цель должна быть конкретной, четко сформулированной.
В этом хорошо помогает Таксономия Блума, где прописаны конкретные действия учащихся: сравнить, доказать, изготовить, упростить и т.д.)
Поставленная цель в упрощенном виде обязательно фиксируется на доске. Для этого у нас на доске есть специальное место.
Рефлексия в конце урока.
В конце урока мы обязательно возвращаемся к цели, зафиксированной на доске, и проверяем, достигнута она или нет.
В литературе описано множество приемов целеполагания. СЛАЙД 7.
Несколько лет я проработала по системе РО Эльконина-Давыдова, поэтому в своей работе использую системно-деятельностный подход и методы РО. Для обучения школьников постановки цели на уроке я использую следующие способы.
Первый - это способ создания ситуации разрыва между знанием и незнанием.
СЛАЙД 8.
Например, при изучении темы «Сложение с переходом через десяток» сначала ученикам предлагаю решить несколько примеров на сложение в пределах 10. Выясняем, что все справились с этим задание без ошибок, то есть складывать числа умеют. После этой ситуации успеха предлагаю решить еще 5 примеров на сложение, где есть уже и примеры с переходом через десяток. С этим заданием справляются не все. Выясняем, почему? В результате обсуждения появляется цель урока: создать способ сложения чисел с переходом через десяток.
Еще один способ - это задания с недостающими данными.
СЛАЙД 9.
При выполнении таких заданий ученики должны зафиксировать недостающие условия и организовать их поиск в различных источниках. Например, на уроке математики по теме «Площадь прямоугольного треугольника» предлагаю задание: найдите площадь квадрата со стороной 5 см, прямоугольника со сторонами 3см и 4 см и прямоугольного треугольника со сторонами 2 см и 3 см. Ученики замечают, что у квадрата и прямоугольника известны все стороны, а у треугольника только две. После обсуждения ставим цель урока: разработать способ нахождения площади прямоугольного треугольника.
Другой способ, которым я пользуюсь, этот задания с ловушками. «Ловушки» являются хорошим средством для организации дискуссий, в ходе которых высказываются разные точки зрения и после обсуждения делается какой-либо вывод.
СЛАЙД 10.
Например, на уроке окружающего мира по теме «Из чего состоят все предметы» ученикам предлагаю распределить слова, называющие разные предметы, на две группы: твердые тела и жидкости. Среди предложенных слов есть слово «воздух», которое не относится ни к одной группе. После проверки и обсуждения результатов этой работы появляется цель урока: научиться различать твердые тела, жидкости и газы.
Благодаря этим приемам ребенок сам учится ставить перед собой конкретные цели. Эти приемы универсальные, их можно использовать на уроках по любому предмету.
Я использую ещё один прием, который мы сегодня уже реализовали, но не прокомментировали. Какой? (Постановка цели урока после знакомства с темой урока)
Кто из вас достиг цели, которую поставил в начале занятия?
Значит и я тоже достигла свою цель. Всем спасибо за работу.