kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит разъяснение понятия "орфографическая зоркость", а также приёмы и упражнения для работы над ней.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости"»

Мастер-класс  для учителей начальных классов Подготовила: учитель начальных классов  Маракова Елена Николаевна МБОУ Воротынская средняя школа

Мастер-класс

для учителей начальных классов

Подготовила: учитель начальных классов

Маракова Елена Николаевна

МБОУ Воротынская средняя школа

- «Здравствуйте, Герман! Я представляю крупную финансовую компанию, занимающуюся продвижением акций на бирже. Вы  удевитесь , но мы знаем, как увеличить ваш доход. Скажу больше, мы гарантируем выгодное влажение  ваших денег. Это не шутка. Скажите для начала — как я могу к вам обращаться?» - «Здравствуйте. Можете обращаться ко мне просто: „Ваше Высокопреосвященство“.  Вы удивитесь, но слово „ удевитесь “ пишется через „ И “, а не через „ Е “. Скажу больше, „ влАжение “ пишется через „ О “, если, конечно, вы не подразумеваете слово „ лажа “.  Денег я вам не дам. Владимир Иванович не разрешает»  — «Какой Владимир Иванович?»  — «Даль»  — «Какая даль?!»  — «Бесконечная… В страну Русского языка!»

- «Здравствуйте, Герман! Я представляю крупную финансовую компанию, занимающуюся продвижением акций на бирже. Вы  удевитесь , но мы знаем, как увеличить ваш доход. Скажу больше, мы гарантируем выгодное влажение

ваших денег. Это не шутка. Скажите для начала — как я могу к вам обращаться?»

- «Здравствуйте. Можете обращаться ко мне просто: „Ваше Высокопреосвященство“. Вы удивитесь, но слово „ удевитесь “ пишется через „ И “, а не через „ Е “. Скажу больше, „ влАжение “ пишется через „ О “, если, конечно, вы не подразумеваете слово „ лажа “. Денег я вам не дам. Владимир Иванович не разрешает» — «Какой Владимир Иванович?» — «Даль» — «Какая даль?!» — «Бесконечная… В страну Русского языка!»

К.Д.Ушинский писал:    «Грамматическая правильность речи из устной и письменной есть не только знание, но и привычка, или, лучше сказать, очень сложная и обширная система мелочных навыков выражать свои мысли правильно в речи и на письме. Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество): но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их» .

К.Д.Ушинский писал:

«Грамматическая правильность речи из устной и письменной есть не только знание, но и привычка, или, лучше сказать, очень сложная и обширная система мелочных навыков выражать свои мысли правильно в речи и на письме. Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество): но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их» .

Орфографическая зоркость  – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Орфографическая зоркость

– это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Факторы формирования орфографической зоркости комментирование зрительный проговаривание слуховой рукодвигательный

Факторы формирования орфографической зоркости

комментирование

зрительный

проговаривание

слуховой

рукодвигательный

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: 1)увидеть орфограмму в слове;  2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;  3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;  4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;  5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;  6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1)увидеть орфограмму в слове; 2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило; 3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; 4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; 5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Приемы по развитию орфографической зоркости

Приемы по развитию орфографической зоркости

  • Направлены на формирование орфографически грамотного письма.
  • Помогают не только усвоить изученные орфограммы, но и развивают память, мышление, внимание , речь.
  • Являются игровым и занимательным материалом, что повышает мотивационную активность детей и формирует навыки орфографически грамотного письма.
ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ.  (в основе письма - проговаривание по слогам)   Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За - пишу з с гласной а» и.т.д.

ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ. (в основе письма - проговаривание по слогам)

Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За - пишу з с гласной а» и.т.д.

СПИСЫВАНИЕ.   Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельную работу учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. .

СПИСЫВАНИЕ.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельную работу учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.

.

КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО.   Этот вид диктанта также строится на проговаривании по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают написание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.

КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО.

Этот вид диктанта также строится на проговаривании по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают написание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.   Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Для письма по памяти подходят отрывки из стихотворений от 4 до 5-6 строк.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.

Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

Для письма по памяти подходят отрывки из стихотворений от 4 до 5-6 строк.

ПИСЬМО С ПРОПУСКАМИ ОРФОГРАММ (письмо «с дырками»).   пропуски делаются везде, где есть орфограммы. пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве. Цель : задумываться над грамотностью своего письма, формирует орфографическое умение работать со словарём, грамотно задавать вопросы.

ПИСЬМО С ПРОПУСКАМИ ОРФОГРАММ (письмо «с дырками»).

  • пропуски делаются везде, где есть орфограммы.
  • пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

Цель : задумываться над грамотностью своего письма, формирует орфографическое умение работать со словарём, грамотно задавать вопросы.

ДИКТАНТЫ: Выборочный диктант Распределительный диктант Выборочно-распределительный диктант Творческий диктант Свободный диктант Восстановленный диктант По аналогии Предупредительный диктант Объяснительный диктант Самодиктант или письмо по памяти Зрительно-слуховые диктанты Словарный диктант  Выход

ДИКТАНТЫ:

  • Выборочный диктант
  • Распределительный диктант
  • Выборочно-распределительный диктант
  • Творческий диктант
  • Свободный диктант
  • Восстановленный диктант
  • По аналогии
  • Предупредительный диктант
  • Объяснительный диктант
  • Самодиктант или письмо по памяти
  • Зрительно-слуховые диктанты
  • Словарный диктант

Выход

КАКОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ   Цель: тренировать учащихся в нахождении орфографических ошибок в тексте Алгоритм проведения :

КАКОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель: тренировать учащихся в нахождении орфографических ошибок в тексте

Алгоритм проведения :

  • Текст с орфографическими ошибками записан на доске.
  • Учащиеся под руководством учителя находят, комментируют и исправляют допущенные ошибки.
  • Исправленный текст учащиеся записывают в тетради.
Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова (памятки для работы над ошибками).  В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы. Безуд. гласная Парная согласная Сл.слово Предлоги, приставки Жи-ши, ча-ща, чу-щу ЧК-ЧН

Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова (памятки для работы над ошибками).

В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.

Безуд.

гласная

Парная согласная

Сл.слово

Предлоги, приставки

Жи-ши, ча-ща, чу-щу

ЧК-ЧН

Выборочный диктант. Выписать из каждого предложения текста подлежащее.  Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны. Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор.

Выборочный диктант.

  • Выписать из каждого предложения текста подлежащее.

Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны. Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор.

Распределительный диктант

Распределительный диктант

  • письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.
Выборочно-распределительный диктант

Выборочно-распределительный диктант

  • это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.
Творческий диктант запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. 1. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов) 2. Творческие диктанты с заменами 3. Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев. 4. Творческий диктант с комбинированной подготовкой

Творческий диктант

  • запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.

1. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов)

2. Творческие диктанты с заменами

3. Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев.

4. Творческий диктант с комбинированной подготовкой

Свободный диктант

Свободный диктант

  • промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно
Восстановленный диктант

Восстановленный диктант

  • это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.
По аналогии

По аналогии

  • творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию
Предупредительный диктант

Предупредительный диктант

  • используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
Объяснительный диктант

Объяснительный диктант

  • Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи - контролируют запись выполнения работы.
Самодиктант или письмо по памяти

Самодиктант или письмо по памяти

  • учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно
Зрительно-слуховые диктанты

Зрительно-слуховые диктанты

  • Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм
Методика проведения словарного диктанта

Методика проведения словарного диктанта

  • 1. Словарный диктант с «подсказкой».
  • 2. Словарный диктант с самопроверкой
  • 3. Словарный диктант с продолжением
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твёрдой опоре, Выучи русский язык! Он твой наставник, великий, могучий! Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи, Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещут зеркальностью русского слова Выучи русский язык!
  • Если ты хочешь судьбу переспорить,
  • Если ты ищешь отрады цветник,
  • Если нуждаешься в твёрдой опоре,
  • Выучи русский язык!
  • Он твой наставник, великий, могучий!
  • Он переводчик, он проводник,
  • Если штурмуешь познания кручи,
  • Выучи русский язык!
  • Горького зоркость, бескрайность Толстого,
  • Пушкинской лирики чистый родник,
  • Блещут зеркальностью русского слова
  • Выучи русский язык!
Орфографическая копилка Спасибо за внимание!

Орфографическая копилка

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости"

Автор: Маракова Елена Николаевна

Дата: 28.11.2022

Номер свидетельства: 618587


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства