kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по теме: «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социокультурные истоки, внеурочная деятельность

Во все времена люди высоко ценили духовно- нравственную воспитанность.

 В сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни.

Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.  

 Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.  
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста»»

Методы и приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.   Выполнила Уциева У.М. учитель начальных классов МБОУ СШ №31

Методы и приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Выполнила Уциева У.М. учитель начальных классов МБОУ СШ №31

« Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности».  Оптимальный метод - наилучший, который позволяет быстро и малыми средствами достигнуть цели воспитания.  Прием – это часть метода, отдельное воздействие.   Метод в педагогике  – это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленного на реализацию воспитательных и образовательных задач.

« Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности». Оптимальный метод - наилучший, который позволяет быстро и малыми средствами достигнуть цели воспитания. Прием – это часть метода, отдельное воздействие.  Метод в педагогике  – это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленного на реализацию воспитательных и образовательных задач.

Под методом подразумеваются те практические действия педагога и учащегося, родителя и ребенка, которые способствуют передаче, усвоению и использованию общественного опыта как культурного способа жизнедеятельности.  К методам относятся действия, которые взаимосвязывают субъекта и объекта воздействия, создают воспитательные отношения между воспитанником и воспитателем, т.е. бинарные, двойственные по своей сути.  Методы позволяют преобразовывать содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения. Также они регулируют и стимулируют развитие детей и их воспитателей. Среди методов различают методы воспитания и обучения, преподавания и учения.

Под методом подразумеваются те практические действия педагога и учащегося, родителя и ребенка, которые способствуют передаче, усвоению и использованию общественного опыта как культурного способа жизнедеятельности. К методам относятся действия, которые взаимосвязывают субъекта и объекта воздействия, создают воспитательные отношения между воспитанником и воспитателем, т.е. бинарные, двойственные по своей сути. Методы позволяют преобразовывать содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения. Также они регулируют и стимулируют развитие детей и их воспитателей. Среди методов различают методы воспитания и обучения, преподавания и учения.

Приемом в педагогике считается   относительно законченный  элемент воспитательной технологии, а в некоторых случаях способ педагогических действий в определенных условиях. Можно сказать, что прием – это отдельный самостоятельный шаг в реализации метода.  Существуют некоторые различия в понятиях «метод» и «приём»:

Приемом в педагогике считается   относительно законченный  элемент воспитательной технологии, а в некоторых случаях способ педагогических действий в определенных условиях. Можно сказать, что прием – это отдельный самостоятельный шаг в реализации метода. Существуют некоторые различия в понятиях «метод» и «приём»:

В педагогике к упорядочиванию и систематизации методов воспитания обращались многие педагоги и учёные, но наиболее последовательной и современной нам представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И.   Данная классификация методов воспитания составлена на основе интегративной характеристики.  Она включает в себя в единстве содержательную и процессуальную стороны процесса воспитания.  В соответствии с этой характеристикой выделяется три группы методов воспитания, а также методы контроля.

В педагогике к упорядочиванию и систематизации методов воспитания обращались многие педагоги и учёные, но наиболее последовательной и современной нам представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И. Данная классификация методов воспитания составлена на основе интегративной характеристики. Она включает в себя в единстве содержательную и процессуальную стороны процесса воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяется три группы методов воспитания, а также методы контроля.

. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ по Г.И. Щукиной Методы формирования сознания личности Рассказ Методы организации деятельности, общения и поведения Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения Упражнение Объяснение Разъяснение Соревнование Методы контроля Приучение Педагогическое наблюдение Поощрение Педагогическое требование Лекция Поручение Этическая беседа Опросы Наказание Переключение Внушение Анкеты Построение перспективных линий Инструктаж Создание воспитывающих ситуаций Тесты Метод «взрыва» Беседа Метод естественных последствий Диспут КТД (коллективное творческое дело) Доклад Создание контрольных ситуаций Пример   Метод формирования общественного мнения  

. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ по Г.И. Щукиной

Методы формирования сознания личности

Рассказ

Методы организации деятельности, общения и поведения

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения

Упражнение

Объяснение

Разъяснение

Соревнование

Методы контроля

Приучение

Педагогическое наблюдение

Поощрение

Педагогическое требование

Лекция

Поручение

Этическая беседа

Опросы

Наказание

Переключение

Внушение

Анкеты

Построение перспективных линий

Инструктаж

Создание воспитывающих ситуаций

Тесты

Метод «взрыва»

Беседа

Метод естественных последствий

Диспут

КТД (коллективное творческое дело)

Доклад

Создание контрольных ситуаций

Пример

 

Метод формирования общественного мнения

 

I группа – это методы, с помощью которых, прежде всего, формируются представления, понятия, взгляды, убеждения, осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.  II группа – это методы, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются ее позитивные мотивы.   III группа – это методы, с помощью которых, прежде всего, стимулируется самооценка и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в самоанализе, самовоспитании, а также интерпретируются официальные оценки поступков учащихся.

I группа – это методы, с помощью которых, прежде всего, формируются представления, понятия, взгляды, убеждения, осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами. II группа – это методы, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются ее позитивные мотивы. III группа – это методы, с помощью которых, прежде всего, стимулируется самооценка и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в самоанализе, самовоспитании, а также интерпретируются официальные оценки поступков учащихся.

Главным инструментом этой группы методов является слово.  Умело пользоваться словом обязан каждый учитель.   В.А. Сухомлинский говорил: «Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания заключает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Я твердо убежден, что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение учителя говорить с учениками».

Главным инструментом этой группы методов является слово. Умело пользоваться словом обязан каждый учитель. В.А. Сухомлинский говорил: «Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания заключает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Я твердо убежден, что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение учителя говорить с учениками».

Продумывая работу с детьми, педагог должен всегда, в любом групповом деле или же в индивидуальном акте поведения, стремиться соединить разум, эмоции, действие. Все они будут выступать как формирующиеся и развивающиеся формы выражения, с помощью которых воспитанник выражает своё отношение к окружающему миру, к людям и себе.   Только при тщательной подготовке и достаточной квалификации педагога можно отследить эффективность методологической работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, а значит и уровень нравственной воспитанности в целом.

Продумывая работу с детьми, педагог должен всегда, в любом групповом деле или же в индивидуальном акте поведения, стремиться соединить разум, эмоции, действие. Все они будут выступать как формирующиеся и развивающиеся формы выражения, с помощью которых воспитанник выражает своё отношение к окружающему миру, к людям и себе. Только при тщательной подготовке и достаточной квалификации педагога можно отследить эффективность методологической работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, а значит и уровень нравственной воспитанности в целом.

Мастер-класс  по теме: «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста»

Мастер-класс по теме: «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста»

Во все времена люди высоко ценили духовно- нравственную воспитанность.    В сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни.   Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.      Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.  

Во все времена люди высоко ценили духовно- нравственную воспитанность.  В сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.    Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.  

Обоснование выбора технологии  Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной, учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких её видов, где учащиеся поставлены в ситуацию непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Особенно важно создать бесконфликтную среду, тогда и дети станут мягче относится друг к другу.   В методике современного воспитания наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Г.И.ЩУКИНОЙ в которой выделяются такие методы:

Обоснование выбора технологии Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной, учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких её видов, где учащиеся поставлены в ситуацию непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Особенно важно создать бесконфликтную среду, тогда и дети станут мягче относится друг к другу.  В методике современного воспитания наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Г.И.ЩУКИНОЙ в которой выделяются такие методы:

метод убеждения,          рассказ на этическую тему,            разъяснение,          этическая беседа,          пример,          поручение,          поощрение ,          наказание,          требование,   приучение,   соревнование.    Сегодня я предложу вам один из приёмов по формированию духовно-нравственных качеств у детей - игровое моделирование воспитательных ситуаций.   Направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

метод убеждения,         рассказ на этическую тему,           разъяснение,         этическая беседа,         пример,         поручение,         поощрение ,         наказание,         требование, приучение, соревнование.   Сегодня я предложу вам один из приёмов по формированию духовно-нравственных качеств у детей - игровое моделирование воспитательных ситуаций.  Направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи:  Формировать представления о различении хороших и плохих поступков.  Знакомить с правилами поведения в школе, общественных местах и закреплять их значение.  Знакомить с правилами вежливого поведения,  культуры речи  и закреплять их знание.  Стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим.  Развивать умение пользоваться «волшебными словами».  Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнению других.  Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.

Задачи: Формировать представления о различении хороших и плохих поступков. Знакомить с правилами поведения в школе, общественных местах и закреплять их значение. Знакомить с правилами вежливого поведения,  культуры речи  и закреплять их знание. Стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим. Развивать умение пользоваться «волшебными словами». Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнению других. Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.

Оборудование: макет сердца из пластилина, шпажки, доска интерактивная.   Имитационная игра. - Ребята, сегодня я была очень удивлена. Я шла по коридору и услышала, что кому-то было брошено обидное слово. Я обернулась, но мальчик убежал, а девочка молча уходила по коридору. Сердце пронзила боль.   Я подумала, какое же надо иметь сердце, чтобы не отвечать на такие обиды. И что же происходит с сердцем человека, которое обидели. Давайте проведём исследование нашего сердца, вдруг у вас случиться такая ситуация. Перед вами макет сердца той девочки, что медленно уходила по коридору.

Оборудование: макет сердца из пластилина, шпажки, доска интерактивная.

Имитационная игра.

- Ребята, сегодня я была очень удивлена. Я шла по коридору и услышала, что кому-то было брошено обидное слово. Я обернулась, но мальчик убежал, а девочка молча уходила по коридору. Сердце пронзила боль.

  Я подумала, какое же надо иметь сердце, чтобы не отвечать на такие обиды. И что же происходит с сердцем человека, которое обидели. Давайте проведём исследование нашего сердца, вдруг у вас случиться такая ситуация. Перед вами макет сердца той девочки, что медленно уходила по коридору.

Давайте представим, что каждое обидное слово ранит наше сердце словно игла. Вот услышало сердце девочки обидное слово, и его пронзила боль.  А приходилось ли вам быть в ситуации, когда вы слышали обидные слова?  Пусть каждый из вас сейчас ранит сердце когда-то услышанным вами обидным словом.     -Посмотрите, сколько мы слышим и говорим обидных слов. А как же можно исправить ситуацию, если вы обидели человека?  -Попросить прощения.  -Хорошо.

Давайте представим, что каждое обидное слово ранит наше сердце словно игла. Вот услышало сердце девочки обидное слово, и его пронзила боль. А приходилось ли вам быть в ситуации, когда вы слышали обидные слова? Пусть каждый из вас сейчас ранит сердце когда-то услышанным вами обидным словом.   -Посмотрите, сколько мы слышим и говорим обидных слов. А как же можно исправить ситуацию, если вы обидели человека? -Попросить прощения. -Хорошо.

Моделирование.  Давайте попросим прощения у сердечка за услышанные им и ранившие его слова. Я прошу прощения за того мальчика, что убежал, обидев девочку.  -Сердечко, прости меня, я больше не буду говорить обидное слово.  (Вытаскиваю иголку)  (Так же делают дети)  -Ребята, посмотрите, мы попросили прощения, вытащили все иголки.  Что произошло с сердцем девочки?  Оно осталось таким, каким было прежде?  -Нет, остались шрамы.  -Да, а ведь шрамы не исчезли и, наверное, еще долго будут заживать.  -А что чувствует человек, если у него ранено сердце?  (Ответы детей)  -Что же нужно сделать, чтобы не оставалось таких шрамов на сердце?  (Не обижать других, думать, прежде чем сказать что-то обидное)     Ребята, давайте вспомним сегодня и хорошие добрые слова.

Моделирование. Давайте попросим прощения у сердечка за услышанные им и ранившие его слова. Я прошу прощения за того мальчика, что убежал, обидев девочку. -Сердечко, прости меня, я больше не буду говорить обидное слово. (Вытаскиваю иголку) (Так же делают дети) -Ребята, посмотрите, мы попросили прощения, вытащили все иголки. Что произошло с сердцем девочки? Оно осталось таким, каким было прежде? -Нет, остались шрамы. -Да, а ведь шрамы не исчезли и, наверное, еще долго будут заживать. -А что чувствует человек, если у него ранено сердце? (Ответы детей) -Что же нужно сделать, чтобы не оставалось таких шрамов на сердце? (Не обижать других, думать, прежде чем сказать что-то обидное)   Ребята, давайте вспомним сегодня и хорошие добрые слова.

Рефлексия.   Перед вами лежат макеты сердец.  Давайте вспомним и запишем такие слова, которые приятны нашему сердцу.     Пишут, читают, вывешиваем на доску.  Просмотр видео «Отец и сын»

Рефлексия. Перед вами лежат макеты сердец. Давайте вспомним и запишем такие слова, которые приятны нашему сердцу.   Пишут, читают, вывешиваем на доску. Просмотр видео «Отец и сын»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Уциева Ульперханум Магомедаминовна

Дата: 14.06.2022

Номер свидетельства: 609651


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства