фронтальная (рассказ, объяснение нового материала),
индивидуальная (работа по технической карте, самостоятельный выбор композиции по цвету)
Демонстрационный материал:
Образцы изделий игрушек, колокольчиков,
Иллюстрация картины «Новогодние игрушки»,
Презентация «Рождественский колокольчик».
Дидактический материал: техническая карта последовательности изготовления колокольчика.
Инструменты и материалы: Картон, ножницы, ленты, клей, иглы, леска, нитки, бисер, салфетки для бисера, игольницы.
Оборудование: ТСО, компьютер, экран, проектор.
Ожидаемый результат: В конце мастер-класса участники научатся самостоятельно изготавливать колокольчик, декорировать лентами или блёстками с соблюдением цветовых сочетаний, будут знать разновидности игрушек и колокольчиков и их применения.
Образовательные технологии:
информационно-коммуникативная технология,
технология создания ситуации успеха,
здоровьесберегающие технологии.
Образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые через телекоммуникационные источники.
Время: 40 мин.
План занятия: 1. Организационный момент. 2. Теоретическая часть. а). Водная беседа «История возникновения праздника и новогодних игрушек». б). Демонстрация игрушек и колокольчиков. 3. Практическая часть. а). Физминутка. б). Самостоятельная работа изготовление колокольчика. 4. Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход мастер-класса
1. Приветствие участников мастер-класса
Здравствуйте!
- Скажите, пожалуйста, какой самый любимый праздник у вас?
- Новый год. Рождество - один из главнейших и любимых праздников в году.
- Вы, все любите праздник Новый год? (ответы)
- Трудно найти человека, который бы не любил Новый год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас.
2. Изучение нового материала - 10 минут
- Сегодня тема мастер-класса «Изготовление Рождественского колокольчика»
- Я расскажу вам об истории возникновения праздника и новогодних игрушек на новогодней ёлке.
- Вы познакомитесь с последовательностью изготовления колокольчика и самостоятельно изготовите игрушку.
Показ презентации
Кто же первый придумал праздновать Новый год? Никто не знает точно!
И вот много лет назад по указу Петра I началом Нового года, повелевалось считать 1 января, как в других странах.
Царь Пётр І велел всем украсить свои дома сосновыми, еловыми ветками. Все должны были поздравлять родных и знакомых с праздником.
И вот в 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника.
С тех пор новогодний праздник трудно представить без салютов и ёлки. Ровно в 12 часов ночи мы с вами прощаемся со старым годом и встречаем Новый год. Поэтому этот праздник принято отмечать ночью.
Очень-очень давно люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее.
О злых силах давно забыли, но ёлка по-прежнему символ новогоднего праздника.
- Чем украшают ёлку? (ответы детей)
- А вы знаете, как появилась ёлочная игрушка?
- Как вы думайте, в какой стране первыми придумали наряжать ёлку?
Говорят, в Германии мастеровые однажды вытащили на площадь хвойное дерево и украсили его стружечными лентами и яблоками.
Ещё говорят что, в той же Германии пастухи первыми придумали наряжать ёлку на Рождество.
Так или иначе, Рождественская ёлка родилась в Германии, и скоро она как магнит, притянула к себе обычаи и привычки Рождества и святочные придания, хранимые от древности. И, конечно, она сама стала образом Рождественской ночи.
На ёлке много, много разных украшений и игрушек – сияют шары, горят свечи или лампочки, их свет вспыхивает на мелких блёстках, которыми украшены игрушки.
А каких только игрушек не было в старые времена! В том числе и разнообразные колокольчики.
Колокольчик – это младший брат колокола. Один из символов Нового года. - Без чего мы не услышим новогодний бой курантов?
- Что Дед Мороз привязывает к саням, чтобы известить о том, что он скоро приедет?
Давайте поиграем весёлую игру “Передай колокольчик”
- Каким стало настроение? Не зря в народе говорят: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…”.
А как же эти колокольчики делают? Настоящие колокола отливали их из меди, бронзы.
(Включить звон колокольчиков.)
“…Жива святая Русь, жива Россия… Горят её, сияют купола, От моря и до моря С новой силой Звонят, звонят её колокола”.
(Показ колокольчиков»).
Наш колокольчик из картона, которую сегодня изготовим – является символов Нового года.
Внимательно посмотрите последовательность изготовления игрушки.
3. Презентация этапов выполнения практической работы
1. Изготовление купола (форму конуса).
а). Вырежьте из картона круг и разрежьте его пополам.
б). Сложите полукруг и склейте вместе стороны среза. Дождитесь высыхания клея.
в). Нанесите на готовый конус слой клея и обмотаем всю его поверхность бумажной салфеткой или цветными лентами. Цвет ленты выбирайте на свое дизайнерское усмотрение.
2. Изготовление язычка.
а). Возьмите две большие бусины. Одну подвесим на нитку и оставим в качестве язычка, закрепив узлом. Отступив 8 см. сделать узел. Теперь нужно продеть нить через вершину конуса и нанизать вторую бусину, а затем сделать узел и петельку. Так конструкция будет надежно закреплена.
3. Декорирования колокольчика.
а). Добавляем декор на елочную игрушку: пайетки, кружево или другие украшения.
4. Практическая работа - 20 минут
Перед тем, как продолжить работу, выполним физкультминутку.
(Физминутка)
Пальчиковая игра. «На ёлке»
Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши) И плясали, и резвились (Ритмичные удары кулачками) После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. («Шагать» средним и указательным пальцем по столу). Дал большущие пакеты, В них же - вкусные предметы: (Ритмичные хлопки в ладоши). Конфеты в бумажках синих, (Загибать на одной или обеих руках пальцы, начиная большого). Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин.
(Техника безопасности)
Перед тем как приступить к работе, вспомните правила техники безопасности при работе с ножницами с бисером и с иглами (Ответы детей).
Пользоваться инструментами только по назначению;
Не отвлекаться во время работы;
Передавать ножницы кольцами вперёд;
Во время работы не вкалывать иголки в одежду;
Не перекусывать зубами нитки, леску можно поранить губы;
Практическая (самостоятельная) работа
Изготовление «Колокольчика». (Работа с карточками).
Во время практической работы обучающиеся выполняют работу под музыку, используют индивидуальные карточки для выполнения работы.
Рефлексия (выставка и обсуждение готовых изделий)
5. Заключительная часть. - 5 минуты
Подведение итога.
Вопросы для закрепления изученного.
- Кто создал указ считать 1 января началом Нового года?
- Чем украшают ёлки?
- Какие бывают колокольчики?
- Ребята, вам понравилось занятие?
- Что больше всего вам понравилось?
Спасибо за работу!
Приложение 1
Технологическая карта по изготовления Рождественского колокольчика
Приложение 1.
Это колокольный звон - в России, живет колокольная музыка.
У каждого колокола свой неповторимый голос, от самого низкого, до самого высокого. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством.
- а для чего нужен этот звон?
- Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула. Поистине колокол был голосом Родины, символом единения, величия государства.
- Откуда же появились колокола?
- Легенда о возникновении первого колокола. Католическая легенда относит возникновение колоколов к 5 веку. В Италии, в г. Ноле, епископ Павлиний, прогуливаясь по полю, стал умолять Бога совершить какое-либо чудо. Вдруг Павлиний услышал, что синие полевые цветы – колокольчики издают дивный звон. В память об этом чуде Павлиний велел отлить из меди огромный цветок колокольчика и повесить его на вершине церкви. По легенде это и был первый колокол.
На Русь привезли колокола с Запада, пока не появились свои мастера колокольного звона. Самым большим колоколом, Считали колокол, отлитый в 1688 году Флором Терентьевым. Он весил 2000 пудов. Звук этого колокола узнавали за 20 километров за городом.
- К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена на прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун – в зависимости от звучания.
А еще говорят, что колокольный звон лечит, отпугивает нечистую силу.
Технологическая карта по изготовления Рождественского колокольчика.
а). Вырежьте из картона круг и разрежьте его пополам.
2.2
б). Сложите полукруг и склейте вместе стороны среза. Дождитесь высыхания клея.
2.3
в). Нанесите на готовый конус слой клея и обмотаем всю его поверхность бумажной салфеткой или цветными лентами. Цвет ленты выбирайте на свое дизайнерское усмотрение.
3.
3.1
3. Изготовление язычка.
а). Возьмите две большие бусины. Одну подвесим на нитку и оставим в качестве язычка, закрепив узлом. Отступив 8 см. сделать узел.