Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Формируем навыки смыслового чтения на уроках русского языка и окружающего мира» (презентация).»
«Формируем навыки смыслового чтения на уроках русского языка и окружающего мира».
Подготовила: учитель
начальных классов
Гаева Е.М.
2022год.
Смысловое чтение
«Читать и не понимать — то же, что совсем не читать»
Я. А. Каменский
Смысл - это внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом.
Смыслить — это понимать, знать.
(Сергей Иванович Ожегов. Словарь русского языка)
Смысловое чтение — это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового текста.
Вставь слово
Не видно конца (каким?) … далям. В (какой?) … вышине кувыркаются (какие?) …, …, … листья. Они задевают друг за друга, за (какие?) … ветки, и со всех сторон слышится (какой?) …, … шорох.
Вставьте подходящие по смыслу слова.
Определите, о каком времени года идёт речь.
Подчеркните имена прилагательные, определите число.
Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
Весенняя песня.
Далеко-далеко (что делала?) … песня жаворонка по полям, по лугам и даже (по каким?) …, … трущобам.
Заслышав эту весеннюю песню, (как?) … полезли (их чего?) …, из …, из … все, кто скрывался (от какого?) …, … холода. Жучки, паучки, букашки (что делали?) … на солнышко, (что делали?) … крылышки, усики, ножки.
Вставьте подходящие по смыслу слова, определите какой частью речи они являются?
При списывании выбери слово, которое в большей степени подходит сказке.
Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная долгая. Иван (устал, утомился). ….
На лугу пасут коров. Там наша Милка. Корова жуёт сочную траву. Сама она белая. Рога у неё большие. В обед мама доит корову.
2. На лугу пасут коров. Там наша Мила. Корова жуёт вкусную траву. Сама она большая. Рога у неё белые. Вечером мама доит корову.
Найди значение слова .
Блуждать ходить без всякого дела
Слоняться плутать, бродить в поисках дороги
Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ .
Сон.
Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звёздочки. На полу лежал пушистый снег.
Редактирование текста.
Дятел.
Я тихо шёл по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен стук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червячков. Всем помогает дятел.
Повторение слов.
Повар посолил суп солью.
У Мальвины кудрявые локоны.
На крыше висели ледяные сосульки.
Подбери пословицу.
Серёжа, как проснётся, так и начинает свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Серёжа каждое утро, возится … и опаздывает в класс.
Не корми завтраками, а делай сегодня.
После дела за советом не ходи.
Всякой вещи своё место.
Найди ответ на каждый вопрос иcпишипредложение из текста.
Какой размер имеет глухарь?
________________________
Почему трудно найти глухаря?
________________________
Прием «Лови ошибку».
Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день, а летом - полярная ночь. Температура
воздуха зимой опускается до минус 60 градусов, а летом не поднимается выше нуля.
Арктика.
Арктика – это огромное пространство, расположенное
на площади Северного Ледовитого океана с морями
и островами.
Солнце направляет на зону арктических пустынь свои косые лучи.
Зимой в Арктике бывает полярная ночь , а летом – полярный день .
Температура воздуха зимой опускается до минус 60 градусов, а летом поднимается на несколько градусов выше нуля.
Прием «Чтение слов с прикрытой нижней половиной»
Тундра
Прочитайте слово и скажите о чем сегодня пойдёт речь?
Прием «Задай вопрос».
1. Прочитайте текст, придумайте вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой? Какая? Какое?…», «Где…?», «Почему…?»
2.Задают вопрос по тексту, дети находят ответ в тексте и зачитывают.
Ориентиры предвосхищения .
До чтения текста
Суждения
После чтения текста
Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Расстояние от Земли до Солнца – 90 000 километров.
Это огромное раскалённое космическое тело.
Диаметр Солнца в 10 раз больше диаметра Земли
Температура на поверхности Солнца – 6 000 градусов, а в его центре – 15-20 миллионов градусов.
Ключевые слова
Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течет река, - это русло. У реки есть правый и левый берега . Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки . В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.
Найдите выделенные слова. Выписать на доску. Какие слова знакомы, какие нет? На что они указывают?
Приём «Чтение с пометками».
v
Знакомая информация
+
Новая информация
-
Я думал (думала) иначе
?
Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Логика мыслей.
Северная природа очень ранима медленнее, чем на юге или в средней полосе растет лес особенно беззащитна тундра даже разовая поездка на вездеходе по ягельному полю оставляет на нем следы разрушений залечивает их природа семь лет вот и посчитайте, сколько навредит тундре только один вездеход за семь часов работы, а если за год, а если их сотни
Определи границы текста.
Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).
1) Систематизируй планеты в группы и впиши их названия в столбцы таблицы.
Сводная таблица. Тема: Полезные ископаемые.
Название
Из чего образовалось
Основные свойства
Применение
Способы добычи
Приём «Синквейн» Синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.
Тема: « Вода»
Вода Жидкая, твёрдая.
Течёт, испаряется, замерзает.
Вода – это настоящее чудо!
Жизнь.
Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.
В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.
А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить.
Вывод: Таким образом, применение приёмов смыслового чтения в обучении значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска верных ответов, способствует активному осмыслению знаний. У учащихся развивается речь, формируется опыт сотрудничества в коллективе. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее идут на контакт с учителем.