kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Формируем навыки смыслового чтения на уроках русского языка и окружающего мира» (презентация).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс поможет учителю начальных классовв формировании навыков смыслового чтения на уроках русского языка и окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Формируем навыки смыслового чтения на уроках русского языка и окружающего мира» (презентация).»

«Формируем навыки смыслового чтения на уроках русского языка и окружающего мира». Подготовила: учитель начальных классов  Гаева Е.М. 2022год.

«Формируем навыки смыслового чтения на уроках русского языка и окружающего мира».

Подготовила: учитель

начальных классов

Гаева Е.М.

2022год.

Смысловое чтение  «Читать и не понимать — то же, что совсем не читать» Я. А. Каменский Смысл - это внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом. Смыслить — это понимать, знать. (Сергей Иванович Ожегов. Словарь русского языка)

Смысловое чтение

«Читать и не понимать — то же, что совсем не читать»

Я. А. Каменский

  • Смысл - это внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом.
  • Смыслить — это понимать, знать.

(Сергей Иванович Ожегов. Словарь русского языка)

  • Смысловое чтение — это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового текста.
Вставь слово Не видно конца (каким?) … далям. В (какой?) … вышине кувыркаются (какие?) …, …, … листья. Они задевают друг за друга, за (какие?) … ветки, и со всех сторон слышится (какой?) …, … шорох.  Вставьте подходящие по смыслу слова. Определите, о каком времени года идёт речь. Подчеркните имена прилагательные, определите число. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Вставь слово

Не видно конца (каким?) … далям. В (какой?) … вышине кувыркаются (какие?) …, …, … листья. Они задевают друг за друга, за (какие?) … ветки, и со всех сторон слышится (какой?) …, … шорох.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

Определите, о каком времени года идёт речь.

Подчеркните имена прилагательные, определите число.

Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Весенняя песня.  Далеко-далеко (что делала?) … песня жаворонка по полям, по лугам и даже (по каким?) …, … трущобам.  Заслышав эту весеннюю песню, (как?) … полезли (их чего?) …, из …, из … все, кто скрывался (от какого?) …, … холода. Жучки, паучки, букашки (что делали?) … на солнышко, (что делали?) … крылышки, усики, ножки. Вставьте подходящие по смыслу слова, определите какой частью речи они являются?

Весенняя песня.

Далеко-далеко (что делала?) … песня жаворонка по полям, по лугам и даже (по каким?) …, … трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, (как?) … полезли (их чего?) …, из …, из … все, кто скрывался (от какого?) …, … холода. Жучки, паучки, букашки (что делали?) … на солнышко, (что делали?) … крылышки, усики, ножки.

Вставьте подходящие по смыслу слова, определите какой частью речи они являются?

При списывании выбери слово, которое в большей степени подходит сказке. Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная долгая. Иван (устал, утомился). ….

При списывании выбери слово, которое в большей степени подходит сказке.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная долгая. Иван (устал, утомился). ….

Продолжи.

Продолжи.

  • Вдруг вынырнула девчонка махонькая. Волосёнки рыженькие ….
  • Мохнатые сизые тучи, словно разбитая испуганная стая птиц, низко несутся над морем …
Прочитай. Сравни тексты. Найди отличия. На лугу пасут коров. Там наша Милка. Корова жуёт сочную траву. Сама она белая. Рога у неё большие. В обед мама доит корову. 2. На лугу пасут коров. Там наша Мила. Корова жуёт вкусную траву. Сама она большая. Рога у неё белые. Вечером мама доит корову.

Прочитай. Сравни тексты. Найди отличия.

  • На лугу пасут коров. Там наша Милка. Корова жуёт сочную траву. Сама она белая. Рога у неё большие. В обед мама доит корову.

2. На лугу пасут коров. Там наша Мила. Корова жуёт вкусную траву. Сама она большая. Рога у неё белые. Вечером мама доит корову.

Найди значение слова .    Блуждать ходить без всякого дела Слоняться плутать, бродить в поисках дороги

Найди значение слова .

Блуждать ходить без всякого дела

Слоняться плутать, бродить в поисках дороги

Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ . Сон. Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звёздочки. На полу лежал пушистый снег.

Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ .

Сон.

Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звёздочки. На полу лежал пушистый снег.

Редактирование текста. Дятел. Я тихо шёл по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен стук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червячков. Всем помогает дятел.

Редактирование текста.

Дятел.

Я тихо шёл по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен стук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червячков. Всем помогает дятел.

Повторение слов .   Повар посолил суп солью. У Мальвины кудрявые локоны. На крыше висели ледяные сосульки.

Повторение слов .

Повар посолил суп солью.

У Мальвины кудрявые локоны.

На крыше висели ледяные сосульки.

Подбери пословицу. Серёжа, как проснётся, так и начинает свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Серёжа каждое утро, возится … и опаздывает в класс.

Подбери пословицу.

Серёжа, как проснётся, так и начинает свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Серёжа каждое утро, возится … и опаздывает в класс.

  • Не корми завтраками, а делай сегодня.
  • После дела за советом не ходи.
  • Всякой вещи своё место.
Найди ответ на каждый вопрос и c пиши  предложение из текста. Какой размер имеет глухарь? ________________________ Почему трудно найти глухаря? ________________________

Найди ответ на каждый вопрос и c пиши предложение из текста.

Какой размер имеет глухарь?

________________________

Почему трудно найти глухаря?

________________________

Прием «Лови ошибку». Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день, а летом - полярная ночь. Температура воздуха зимой опускается до минус 60 градусов, а летом не поднимается выше нуля.

Прием «Лови ошибку».

Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день, а летом - полярная ночь. Температура

воздуха зимой опускается до минус 60 градусов, а летом не поднимается выше нуля.

Арктика.  Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и островами.  Солнце направляет на зону арктических пустынь свои косые лучи.  Зимой в Арктике бывает полярная ночь , а летом – полярный день .   Температура воздуха зимой опускается до минус 60 градусов, а летом  поднимается на несколько градусов  выше нуля.

Арктика.

Арктика – это огромное пространство, расположенное

на площади Северного Ледовитого океана с морями

и островами.

Солнце направляет на зону арктических пустынь свои косые лучи.

Зимой в Арктике бывает полярная ночь , а летом – полярный день .

Температура воздуха зимой опускается до минус 60 градусов, а летом поднимается на несколько градусов выше нуля.

Прием «Чтение слов с прикрытой нижней половиной» Тундра Прочитайте слово и скажите о чем сегодня пойдёт речь?

Прием «Чтение слов с прикрытой нижней половиной»

Тундра

Прочитайте слово и скажите о чем сегодня пойдёт речь?

Прием «Задай вопрос».   1. Прочитайте текст, придумайте вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой? Какая? Какое?…», «Где…?», «Почему…?» 2. Задают вопрос по тексту, дети находят ответ в тексте и зачитывают.

Прием «Задай вопрос».

1. Прочитайте текст, придумайте вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой? Какая? Какое?…», «Где…?», «Почему…?»

2. Задают вопрос по тексту, дети находят ответ в тексте и зачитывают.

Ориентиры предвосхищения . До чтения текста Суждения После чтения текста Солнце – ближайшая к Земле звезда.    Расстояние от Земли до Солнца – 90 000 километров.   Это огромное раскалённое космическое тело.     Диаметр Солнца в 10 раз больше диаметра Земли     Температура на поверхности Солнца – 6 000 градусов, а в его центре – 15-20 миллионов градусов.  

Ориентиры предвосхищения .

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

Солнце – ближайшая к Земле звезда. 

 

Расстояние от Земли до Солнца – 90 000 километров.

 

Это огромное раскалённое космическое тело.

 

 

Диаметр Солнца в 10 раз больше диаметра Земли

 

 

Температура на поверхности Солнца – 6 000 градусов, а в его центре – 15-20 миллионов градусов.

 

Ключевые слова Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течет река, - это русло. У реки есть правый и левый берега . Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки . В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки. Найдите выделенные слова. Выписать на доску. Какие слова знакомы, какие нет? На что они указывают?

Ключевые слова

Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течет река, - это русло. У реки есть правый и левый берега . Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки . В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.

Найдите выделенные слова. Выписать на доску. Какие слова знакомы, какие нет? На что они указывают?

Приём «Чтение с пометками».  v Знакомая информация  + Новая информация  - Я думал (думала) иначе  ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Приём «Чтение с пометками».

v

Знакомая информация

+

Новая информация

-

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Логика мыслей. Северная природа очень ранима медленнее, чем на юге или в средней полосе растет лес особенно беззащитна тундра даже разовая поездка на вездеходе по ягельному полю оставляет на нем следы разрушений залечивает их природа семь лет вот и посчитайте, сколько навредит тундре только один вездеход за семь часов работы, а если за год, а если их сотни Определи границы текста.

Логика мыслей.

Северная природа очень ранима медленнее, чем на юге или в средней полосе растет лес особенно беззащитна тундра даже разовая поездка на вездеходе по ягельному полю оставляет на нем следы разрушений залечивает их природа семь лет вот и посчитайте, сколько навредит тундре только один вездеход за семь часов работы, а если за год, а если их сотни

Определи границы текста.

Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).   1) Систематизируй планеты в группы и впиши их названия в столбцы таблицы.

Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).

1) Систематизируй планеты в группы и впиши их названия в столбцы таблицы.

Сводная таблица.  Тема: Полезные ископаемые. Название Из чего образовалось   Основные свойства Применение Способы добычи

Сводная таблица. Тема: Полезные ископаемые.

Название

Из чего образовалось

 

Основные свойства

Применение

Способы добычи

Приём «Синквейн»  Синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.   Тема: « Вода» Вода   Жидкая, твёрдая. Течёт, испаряется, замерзает. Вода – это настоящее чудо! Жизнь. 

Приём «Синквейн» Синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

  • Тема: « Вода»

Вода  Жидкая, твёрдая.

Течёт, испаряется, замерзает.

Вода – это настоящее чудо!

Жизнь. 

Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.  В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.  А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить.  

Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.

В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить.

 

Вывод:  Таким образом, применение приёмов смыслового чтения в обучении значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска верных ответов, способствует активному осмыслению знаний. У учащихся развивается речь, формируется опыт сотрудничества в коллективе. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее идут на контакт с учителем.

Вывод: Таким образом, применение приёмов смыслового чтения в обучении значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска верных ответов, способствует активному осмыслению знаний. У учащихся развивается речь, формируется опыт сотрудничества в коллективе. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее идут на контакт с учителем.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаева Елена Михайловна

Дата: 19.03.2023

Номер свидетельства: 627794


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства