Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Формирование и развитие речевой компетенции младших школьников"»
Этапы формирования ключевых компетенций
1 этап - вводно-мотивационный
2 этап – актуализация знаний и умений
3 этап - формализация знаний
4 этап - приложения новых знаний
5 этап - обобщение и систематизация.
1.Читаем стихотворение«Добрые слова».
Прочитайте стихотворение: « Добрые слова ».
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
« . . .!» - я кричу.
« . . .!» - кричу я вслед,
Всем идущим на обед.
« . . .!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
О. Дриз.
- Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.
Игра: «Доскажи словечко».
Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» ( Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: « Ёжик, … » ( Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» ( До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» ( Извини!)
Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» ( Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «…» ( Браво!)
Словарная работа
стряпает, готовит, морщинки, сквер
1 .Объяснить непонятные слова, опираясь на прошлый опыт детей.
2.Выбрать подходящее определение следующим понятиям из предложенных .
3. Объяснение слов с помощью толкового словаря.
4. Соотнести понятие с изображением.
противень (железный лист с загнутыми краями для жарения, печения)
морщинки (складки на коже лица)
сквер (парк, сад в городе)
стряпает (готовит пищу)
Первичное знакомство с текстом
1. Чтение рассказа « Волшебное слово » учителем.
2 . Чтение рассказа « Волшебное слово » хорошо читающим учениками.
3. Чтение с остановками и последующим прогнозированием каждой части.
3.Определение главной мысли текста.
1) Из данных пословиц выберите только те, которые подходят к содержанию рассказа. Какая пословица выражает главную мысль рассказа?
Добрый человек добру и учит.
Нет друга лучше, что родная матушка.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Вежливость открывает все двери.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
2) Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.
Добрый человек ... ... потом - говори.
Сначала думай... ...добром и платят.
Волшебное слово... ...добру и учит.
Век живи… …всегда помочь готово
За добро... ...век учись.
Под лежачий камень… …вода не течет
К какому из персонажей относятся слова, данные слева? Поставьте знак + в нужную клетку.
Заполните таблицу. В левый столбик запишите слова, как вел себя Павлик в первой части рассказа, в правый - как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика? Как поменялось поведение Павлика?
Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ...
Составить синквейн .
Слово
1. Что?
2. Какое? (2 слова)
3. Что делает? (3 слова)
4. Фраза, подходящая для рассказа. (4 слова)
5. Кто?
Синквейн
Слово
Волшебное, вежливое
Помогает, успокаивает, согревает
Вежливость открывает все двери.
Павлик
Для прощания и встречи Много есть различных слов: « Добрый день! » и « Добрый вечер! », « До свиданья! », « Будь здоров! », « Я вас рада видеть очень », « Мы не виделись сто лет », « Как дела? », « Спокойной ночи », « Всем пока », « Прощай », « Привет », « Буду рад вас видеть снова », « Не прощаюсь! », « До утра! », « Всем удачи! », « Будь здорова! » И « Ни пуха, ни пера! »